Решения и определения судов

Определение Свердловского областного суда от 02.10.2007 по делу N 33-6775/2007 Включая оспариваемый период работы лица в стаж, дающий сотрудникам уголовно-исполнительной системы право на пенсию за выслугу лет, суду следовало установить, являлось ли учреждение, в котором лицо работало, учреждением, исполняющим наказание, входило ли оно в объединение учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности с правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказание.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 октября 2007 г. по делу N 33-6775/2007

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Мазановой Т.П.,

судей Константиновой О.В.,

Шаламовой И.Ю.

рассмотрела в судебном заседании 2 октября 2007 г. дело по искам К., Ч., Х., Н., Б., Ш., И., Т., В. к федеральному государственному учреждению “Объединение исправительных колоний N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ о включении в стаж службы и выслугу лет для назначения пенсии периодов работы в Торговом отделении при Учреждении И-299/2 по кассационной жалобе представителя ответчика Д. на решение Тавдинского городского суда Свердловской области от 19 июня 2007 г., которым постановлено:

обязать федеральное государственное учреждение “Объединение исправительных колоний N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ включить в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, периоды работы:

К. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве кассира-инкассатора с 24 июня 1983 г. по 15 апреля 1984 г. и с 15 апреля 1984 г. по 20 сентября 1988 г. в качестве рабочей магазина N 6;

Ч. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве кассира-инкассатора кассы с 20 июля 1987 г. по 15 ноября 1988 г., рабочей магазина N 7 с 15 ноября 1988 г. по 29 августа 1989 г., продавца магазина N 7 с 29 августа 1989 г. по 8 апреля 1994
г., продавца магазина N 2 с 8 апреля 1994 г. по 11 сентября 2001 г.;

Х. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве буфетчицы 3 разряда столовой N 1 с 19 июня 1989 г. по 29 сентября 1989 г., кондитера 3 разряда с 29 сентября 1989 г. по 1 апреля 1991 г., кладовщика готовой продукции с 1 апреля 1991 г. по 10 апреля 1993 г., рабочей кухни с 10 апреля 1993 г. по 10 ноября 1996 г.;

Н. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве уборщицы столовой N 1 с 24 февраля 1982 г. по 22 июня 1982 г., кухонной подсобной рабочей столовой N 1 с 22 июня 1982 г. по 3 января 1983 г., повара 2 разряда с 3 января 1983 г. по 20 сентября 1983 г., кондитера 4 разряда с 20 сентября 1983 г. по 20 сентября 1989 г.;

Б. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве рабочей магазина N 2 с 31 мая 1985 г. по 20 июня 1985 г., младшего продавца магазина N 2 с 20 июня 1985 г. по 31 августа 1987 г., буфетчицы столовой N 1 с 31 августа 1987 г. по 3 ноября 1989 г.;

Ш. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве пекаря хлебопекарни с 28 марта 1996 г. по 1 июля 1996 г., пекаря хлебопекарни Учреждения И-299/2 Тавдинского УЛИТУ МВД России с 1 июля 1996 г. по 1 февраля 1997 г., старшего пекаря хлебопекарни с 1 февраля 1997 г.
по 26 октября 2001 г.;

И. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве младшего продавца магазина N 2 с 3 июля 1984 г. по 15 февраля 1995 г., младшего продавца магазина N 5 с 15 февраля 1995 г. по 23 октября 2001 г.;

Т. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве продавца на подмену с 29 декабря 1988 г. по 22 ноября 1994 г., продавца магазина N 2 с 22 ноября 1994 г. по 18 декабря 1997 г.;

В. - период работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в качестве рабочей кухни столовой N 2 с 4 апреля 1980 г. по 8 июля 1981 г., продавца магазина N 41 поселка Томск с 8 июля 1981 г. по 10 июня 1986 г.

Взыскать с ФГУ “Объединение исправительных колоний N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ расходы по уплате государственной пошлины в пользу К., Ч., Х., Н., Б., Ш., И., Т., В. по 100 руб. каждой.

Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения представителя ответчика Д., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя истцов С., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

К., Ч., Х., Н., Б., Ш., И., Т., В., ссылаясь на ст. 36 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, от 23 января 2003 г. N 43, от 30 декабря 2005 г. N 847, обратились в суд с исками к ФГУ “Объединение исправительных колоний
N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, периодов их работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2.

В судебном заседании истцы и их представитель С. поддержали исковые требования, указав в их обоснование, что Торговый отдел при Учреждении И-299/2 является предприятием, созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, и на основании ст. 6 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ относится к исправительным учреждениям, исполняющим уголовное наказание, где истцы по роду своей деятельности работали вместе с осужденными, которые привлекались для выполнения подсобных работ. В силу ст. 36 вышеуказанного Закона время работ до зачисления на службу в ОВД в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых (исправительных) учреждениях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, которыми истцы сейчас являются.

Представитель ФГУ “Объединение исправительных колоний N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ч. 4 ст. 36 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ установлено, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказание. Статьей 6 указанного Закона установлено, что виды учреждений, исполняющих наказание, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. 74). Такой вид исправительного учреждения, как Торговый отдел, Кодексом не предусмотрен.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель ответчика Д.
ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая, что судом был неверно истолкован материальный закон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив обжалуемое решение суда, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Как видно из судебного решения, удовлетворяя требования истцов о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы, периодов работы истцов в Торговом отделе при Учреждении И-299/2, суд полагал, что достаточным основанием для включения спорных периодов работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2 в выслугу лет для назначения пенсии является то, что предприятия торговли входят в уголовно-исполнительную систему (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89) и специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Между тем такое толкование является ошибочным и противоречит действующему законодательству.

Разрешая спор, суд правильно сослался на ст. 1, 18 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, ст. 36 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, однако указанные нормы не применил.

Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“. Согласно ст. 18 данного Закона порядок исчисления выслуги лет регулируется Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“ (абз. 14 п. 1) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях.

Статья 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ устанавливает, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что для включения оспариваемых периодов работы истцов в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии необходимо установить, что
учреждение, в котором они работали до зачисления на службу в органы уголовно-исполнительной системы, являлось учреждением, исполняющим наказание, входило в объединение учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности с правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказания.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 установлено, что виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Ранее виды исправительно-трудовых учреждений определялись Исправительно-трудовым кодексом РСФСР. Ни Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, ни Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не предусматривают такого вида учреждения, исполняющего наказание, как торговый отдел.

То обстоятельство, что предприятия торговли включены в уголовно-исполнительную систему Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89, не свидетельствует об изменении их статуса и о наделении их правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказания.

Не свидетельствует о наличии статуса учреждения, исполняющего наказания, и Устав Государственного унитарного предприятия “Торговый отдел“ Тавдинского управления лесных исправительных учреждений Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Учреждения И-299/2), согласно которому основными целями деятельности предприятия являются обеспечение деятельности торгового обслуживания и общественного питания уголовно-исполнительной системы, оказание услуг по торговому обслуживанию сотрудников уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, членов их семей, а также лиц, отбывающих наказание.

Ссылка в решении суда на Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ “О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации“ и Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ в части замены слов “предприятия, учреждения, исполняющие наказания“ на слова “федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы“ также является несостоятельной, поскольку указанным Федеральным законом были внесены изменения в ряд статей
Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, однако в вышеприведенные статьи 6 и 36 данного Закона изменения не вносились.

Доводы истцов о привлечении на предприятиях Торгового отдела к выполнению подсобных работ осужденных правового значения для разрешения данного спора не имеют. Кроме того, указанные доводы не были подтверждены какими-либо объективными доказательствами.

С учетом изложенного постановленное судом решение законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене.

Вместе с тем, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно, однако вследствие ошибочного толкования закона им дана неверная юридическая оценка, судебная коллегия находит необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований К., Ч., Х., Н., Б., Ш., И., Т., В.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тавдинского городского суда Свердловской области от 19 июня 2007 г. отменить, вынести по делу новое решение об отказе К., Ч., Х., Н., Б., Ш., И., Т., В. в удовлетворении исковых требований к федеральному государственному учреждению “Объединение исправительных колоний N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ о включении в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии периодов работы в Торговом отделе при Учреждении И-299/2.

Председательствующий

МАЗАНОВА Т.П.

Судьи

КОНСТАНТИНОВА О.В.

ШАЛАМОВА И.Ю.