Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 N А33-10713/2007-03АП-895/2007 по делу N А33-10713/2007 Применение к канализационным насосным станциям санитарных правил, касающихся устройства и содержания сливных станций, является неправомерным, поскольку канализационные насосные станции не должны соответствовать указанным правилам, так как сливные и насосные станции представляют собой разные объекты и выполняют различные функции.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2007 г. N А33-10713/2007-03АП-895/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2007 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Демидовой Н.М.,

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии представителей общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ - Дубровиной Н.И., на основании доверенности от 17.10.2007 N 425/07; Федорченко А.В., на основании доверенности от 07.08.2007 N 425/07,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ (г. Красноярск)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 21 августа 2007 года по делу N А33-10713/2007,

принятое
судьей Гурским А.Ф.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 25.07.2007 N 3510 по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 25.07.2007 N 3510 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2007 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ ссылается на следующие доводы:

- все нарушения, перечисленные в постановлении по делу об административном правонарушении, были обнаружены на канализационных насосных станциях; требования к устройству и содержанию канализационных насосных станций в СП N 1216-75 “Санитарные правила устройства и содержания сливных станций“ не содержатся; сливные и насосные станции представляют собой разные объекты и выполняют различные функции; наличие оборудования и помещений на канализационных насосных станциях не является доказательством того, что указанные станции фактически по устройству и выполняемым функциям являются сливными;

- указанные канализационные станции предназначены, оборудованы и используются для перекачки сточных вод через канализационную сеть; административным органом не представлено доказательств, подтверждающих факт использования обществом с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ данных канализационных станций
для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений, то есть в целях, для которых предназначены сливные станции; необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что каждая канализационная насосная станция общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ оборудована и предназначена для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений, в том числе и из выгребов водозаборных сооружений, и должна соответствовать требованиям СП 1216-75 “Санитарные правила устройства и содержания сливных станций“.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу:

- при эксплуатации канализационных сооружений обществом с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ допущены нарушения требований статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, пунктов 3 “г“, 8, 10, 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила устройства и содержания сливных станций“, таким образом, действия лица, привлекаемого к административной ответственности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- административным органом установлено, что канализационные насосные станции общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ по выполняемым функциям и устройству фактически являются сливными станциями, следовательно, должны соответствовать требованиям СП 1216-75 “Санитарные правила устройства и содержания сливных станций“; канализационные насосные станции на которые не распространяются требования СП 1216-75 в обществе с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ называются повысительные насосные станции и предназначены для перекачки сточных вод по канализационным сетям.

В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ поддержали
требования апелляционной жалобы, сослались на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях от 02.11.2007, представили суду запрашиваемые документы. Представленные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление от 29 октября 2007 года N 66000011384348), в судебное заседание не явилось.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя административного органа.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска Красноярского края за основным государственным регистрационным номером 1032402976870, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

В период с 14 мая по 13 июля 2007 года должностными лицами административного органа, на основании распоряжений от 10.05.2007 N 3167, от 14.062007 N 3946, проведены плановые мероприятия по контролю в отношении общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ по вопросам соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ является добыча воды из природного источника; очистка воды в соответствии с существующими стандартами; транспортирования воды по водопроводным сетям и доведения до потребителя; прием, перекачка сточной жидкости в системы
городской канализации; транспортирования сточной жидкости в системы городской канализации; транспортирование сточной воды по канализационным сетям, очистка стоков (механическая и биологическая); утилизация жидких отходов; ремонт водопроводного, канализационного оборудования.

При проверке административным органом установлены, в том числе, следующие нарушения:

- на канализационной насосной станции N 22 по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, 91: состояние внутренней отделки помещений канализационной насосной станции не обеспечивает проведение влажной уборки с обмыванием стен из шланга, нарушен штукатурный покров стен; очистка решеток не механизирована (производится вручную при помощи грабель и лопат с дальнейшим сбором в ведро и выносом в специальные сборники с крышками) - нарушение пунктов 10, 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“;

- на канализационной насосной станции N 35 по адресу: г. Красноярск, ул. Киренского, 2Д: не имеет ограждения участок канализационной насосной станции; состояние внутренней отделки помещений канализационной насосной станции не обеспечивает проведение влажной уборки с обмыванием стен из шланга, нарушен штукатурный покров стен; очистка решеток не механизирована (производится вручную при помощи грабель и лопат с дальнейшим сбором в ведро и выносом в специальные сборники с крышками) - нарушение пунктов 3 “г“, 10, 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“;

- на канализационной насосной станции N 38 по адресу: г. Красноярск, пер. Каратузский, 3г: не имеет ограждения участок канализационной насосной станции; состояние внутренней отделки помещений канализационной насосной станции не обеспечивает проведение влажной уборки с обмыванием стен из шланга, нарушен штукатурный покров стен;
очистка решеток не механизирована (производится вручную при помощи грабель и лопат с дальнейшим сбором в ведро и выносом в специальные сборники с крышками) - нарушение пунктов 3 “г“, 10, 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“;

- на канализационной насосной станции N 15 по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана, 49г: очистка решеток не механизирована (производится вручную при помощи грабель и лопат с дальнейшим сбором в ведро и выносом в специальные сборники с крышками) - нарушение пункта 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“;

- на канализационной насосной станции N 40 по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 32а: не оборудованы системой механической приточно-вытяжной вентиляции помещения канализационной насосной станции; состояние внутренней отделки помещений канализационной насосной станции не обеспечивает проведение влажной уборки с обмыванием стен из шланга, нарушен штукатурный покров стен; очистка решеток не механизирована (производится вручную при помощи грабель и лопат с дальнейшим сбором в ведро и выносом в специальные сборники с крышками) - нарушение пунктов 8, 10, 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“;

- на канализационной насосной станции N 27 по адресу: г. Красноярск, ул. С.Лазо, 18г: состояние внутренней отделки помещений канализационной насосной станции не обеспечивает проведение влажной уборки с обмыванием стен из шланга, нарушен штукатурный покров стен; очистка решеток не механизирована (производится вручную при помощи грабель и лопат с дальнейшим
сбором в ведро и выносом в специальные сборники с крышками) - нарушение пунктов 10, 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“;

- на канализационной насосной станции N 50 по адресу: г. Красноярск, ул. Северо-Енисейская, 48д: не имеет ограждения участок канализационной насосной станции; состояние внутренней отделки помещений канализационной насосной станции не обеспечивает проведение влажной уборки с обмыванием стен из шланга, нарушен штукатурный покров стен; очистка решеток не механизирована (производится вручную при помощи грабель и лопат с дальнейшим сбором в ведро и выносом в специальные сборники с крышками) - нарушение пунктов 3 “г“, 10, 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“;

- на канализационной насосной станции N 39 по адресу: г. Красноярск, ул. Цимлянская, 31а: участок канализационной насосной станции не имеет ограждения и защитной зеленой полосы вокруг участка; состояние внутренней отделки помещений канализационной насосной станции не обеспечивает проведение влажной уборки с обмыванием стен из шланга, нарушен штукатурный покров стен; очистка решеток не механизирована (производится вручную при помощи грабель и лопат с дальнейшим сбором в ведро и выносом в специальные сборники с крышками) - нарушение пунктов 3 “г“, 10, 13 “б“ СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.

По результатам проверки, 12.07.2007 должностным лицом административного органа в отношении общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ составлены протоколы об административном правонарушении N 3333, 3334, 3335, 3336, 3337,
3338, 3339, 3341. Копии протоколов об административном правонарушении получены лицом, привлекаемым к административной ответственности, 12.07.2007.

Постановлением по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 25.07.2007 N 3510 общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10000,00 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости
от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности наличия в действиях общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия со стороны административного органа процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.

В силу статьи 11 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу статьи 24 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования
и транспорта юридическое лицо обязано обеспечить безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Из материалов проверки следует, что общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ осуществляет деятельность по содержанию и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, по водоснабжению, водоотведению. В состав структурных подразделений общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ входят 70 канализационных насосных станций, на 36 из них постоянно находится обслуживающий персонал. Персонал на канализационных насосных станциях составляет от 5 до 28 человек; в смену на большинстве станций работает 2 человека (оператор и машинист), на крупных станциях до 9 человек. Канализационные насосные станции имеют приемные отделения, отделения решеток для крупных механических примесей, отделения песколовок, отделение для временного хранения крупных примесей и песка, набор административно-бытовых помещений.

Вывод суда первой инстанции о том, что действия лица, привлекаемого к административной ответственности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.

Административный орган, привлекая общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил, что при эксплуатации канализационных насосных станций обществом с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ нарушены требования СП 1216-75 “Санитарные правила содержания сливных станций“ и статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.

В соответствии с пунктом 1 СП 1216-75 “Санитарные правила устройства и содержания сливных станций“, сливные станции являются объектом, предназначенным для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений.

Исходя из положений пункта 5 СНиП 2.04.03-85 “Канализация. Наружные сети и сооружения“, канализационные насосные станции являются сооружением, предназначенным для перекачки сточных вод через канализационную сеть.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168, канализационные насосные станции должны обеспечивать бесперебойную перекачку сточных вод в соответствии с реальным режимом водоотведения.

Функциональное назначение и устройство канализационных насосных станций, сливных станций и водопроводных повысительных насосных станций имеют принципиальные технологические отличия.

Канализационные насосные станции располагаются на централизованных канализационных сетях и предназначены для перекачки хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов с централизованной системой канализования.

Сливные станции располагаются на отдельной территории вблизи канализационного коллектора диаметром не менее 400 мм (не должны располагаться вблизи канализационных насосных станций) и предназначены для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений.

Водопроводные повысительные насосные станции располагаются на централизованных водопроводных сетях и предназначены для повышения давления в трубопроводе с целью подачи воды на большую высоту (повышенный рельеф местности, повышенная этажность жилой застройки, требования пожаротушения). На водопроводных повысительных насосных станциях, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“, административным органом нарушений выявлено не было.

Обществу с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ принадлежат на праве аренды и находятся на техническом обслуживании организации 72 канализационные насосные станции, 53% из которых (38 канализационных насосных станций) - на автоматическом обслуживании (без обслуживающего персонала); 46 водопроводных повысительных насосных станций, 17% из которых (8 водопроводных повысительных насосных станций) - на автоматическом обслуживании; 1 сливная станция с обслуживающим персоналом.

По устройству и функциональному назначению канализационные насосные станции и сливные станции являются различными инженерными сооружениями.

Устройство и содержание канализационных насосных станций регламентируется СНиП 2.04.03-85 “Канализация. Наружные сети и сооружения“, “Пособием по водоснабжению и канализации городских и сельских поселений“ от 06.11.1990 N 2.07.01-89 (к СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“); Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168.

Устройство и содержание сливных станций регламентируется, помимо СНиП 2.04.03-85 “Канализация. Наружные сети и сооружения“, также СП 1216-75 “Санитарные правила устройства и содержания сливных станций“.

Исходя из положений вышеуказанных нормативных актов, технические требования к устройству и содержанию канализационных насосных станций и сливных станций имеют принципиальные отличия.

Требования к устройству и содержанию канализационных насосных станций:

1. Санитарно-защитные зоны до границ зданий жилой застройки, участков общественных зданий и предприятий пищевой промышленности с учетом их перспективного расширения следует принимать, соответственно, 15, 20 или 30 м, в зависимости от расчетной производительности сооружений (пункт 1.10 СНиП 2.04.03-85, пункт 1 раздела 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

2. Здание размещается на наиболее низких участках естественного рельефа (пункт 7.2 Пособия от 06.11.1990 N 2.07.01-89) на канализационных коллекторах.

3. Площадка для размещения может ограждаться (при пропускной способности канализационной насосной станции свыше 25 тыс. м/сут) или оставаться без ограждения (пункт 7.1 Пособия от 06.11.1990 N 2.07.01-89).

4. При наличии обслуживающего персонала, как правило, надлежит предусматривать бытовые помещения (уборные с умывальниками, душевые, гардеробные) согласно СНиП П-92-76 в зависимости от численности обслуживающего персонала и группы производственных процессов, а также вспомогательные помещения. В насосных станциях с управлением без постоянного обслуживающего персонала служебные помещения допускается не предусматривать (пункт 5.26 СНиП 2.04.03-85).

Требования к устройству и содержанию сливных станций:

1. Санитарно-защитную зону от сливных станций следует принимать 300 м (пункт 1.10 СНиП 2.04.03-85, пункт 1.4 раздела 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

2. Здание размещается вблизи канализационного коллектора диаметром не менее 400 мм (пункт 4.62 СНиП 2.04.03-85). Располагается с подветренной стороны, для ветров преобладающего направления, по отношению к жилой застройке, лечебно-профилактическим и санитарно-курортным учреждениям, а также к предприятиям пищевой промышленности (пункт 3 “а“ СП 1216-75).

3. Площадка для размещения сливной станции должна иметь ограждение приемных мест в соответствии с “Указаниями по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений“, защитную зеленую полосу вокруг участка, а также озеленение свободной части участка; иметь заасфальтированные подъездные пути, проезды и площадки внутри участка, достаточные для размещения и маневрирования транспорта; иметь освещение всех помещений, подъездных путей и территории в ночное время (пункты 3 “г“, 3 “д“, 3 “е“ СП 1216-75).

4. Должны быть предусмотрены административные, бытовые и подсобные помещения. При размещении административно-бытовых и подсобных помещений в одном здании с производственными они должны быть изолированными и иметь отдельные входы. Производственные помещения, оборудование, сборники и инвентарь должны ежедневно подвергаться генеральной уборке; обмываться горячей водой с применением соответствующих химических средств и дезинфицироваться. Все переходы, проезды и места стоянок ассенизационного транспорта должны содержаться в чистоте и надлежащем порядке (пункты 5, 15, 17 СП 1216-75).

Кроме того, канализационные насосные станции и сливные станции имеют отличие и в конструктивно-строительной части и технологической схеме работы.

Канализационные насосные станции имеют следующие отделения:

1) приемный регулирующий резервуар, где размещены решетки для задержания крупных примесей во избежание засорения и повреждения рабочих колес насосов. Съем отбросов, задержанных на решетках, производится с помощью механических грабель или вручную. При количестве отбросов менее 0,1 м3/сут допускается принимать решетки с ручной очисткой (пункт 5.12 СНиП 2.04.03-85);

2) машинное отделение, технологическое оборудование которого состоит из насосов для перекачки сточных вод, задвижек на трубопроводах, насосов, эжекторов или других устройств для удаления жидкости с пола машинного отделения, подъемно-транспортных устройств и механизмов (кошки, тали, подвесные кран-балки), а также контрольно-измерительной аппаратуры (указатели уровня воды в резервуаре, расходомеры, манометры, вакуумметры).

3) вспомогательные и бытовые помещения (при необходимости).

Сливная станция имеет следующие отделения:

1) приемное (разгрузочное) отделение, куда производится выгрузка жидких отбросов из автоцистерн с вакуумным наполнителем через заборные рукава. Жидкие отбросы перед спуском в канализационную сеть разбавляются водой в соотношении 1:1. При этом количество сточных вод, поступающих от сливной станции, не должно превышать 20% общего расчетного расхода по коллектору (пункт 4.62 СНиП 2.04.03-85).

2) отделение решеток для отделения крупных механических примесей.

3) отделение песколовок.

4) отделение для временного хранения в специальных сборниках крупных примесей и песка.

5) административные, бытовые и подсобные помещения.

На вывоз жидких отбросов составляются отдельные разрешения или с обществом с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ или со специализированным автотранспортным предприятием, после разрешения Управления Роспотребнадзора на устройство септиков.

Категорически запрещается сбрасывать жидкие отбросы от неканализованных домовладений в канализационные колодцы или канализационные насосные станции без разбавления их водой на сливной станции во избежание засора трубопроводов (пункты 7.1 - 7.2.15 Условий приема сточных вод в системы коммунальной (городской) канализации г. Красноярска, утвержденных Постановлением администрации города Красноярска от 05.03.2004 N 93; пункт 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167).

В обществе с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ проверенные административным органом канализационные станции предназначены, оборудованы и используются для перекачки сточных вод через канализационную сеть.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что канализационные насосные станции общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ по выполняемым функциям и устройству являются сливными станциями, необоснован.

Доказательств использования обществом с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ данных канализационных насосных станций для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений, то есть в целях, для которых предназначены сливные станции, административным органом не представлено.

Таким образом, судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела (имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности), выводы, изложенные в оспариваемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 270, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При вынесении нового судебного акта суд апелляционной инстанции учитывает следующее.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При оценке полномочий административного органа судом апелляц“онной инстанции принимается следующее.

В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к компетенции органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

В соответствии с Положением “О Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю“, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.01.2005 N 25, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Протоколы об административных правонарушениях от 12.07.2007 N 3333, 3334, 3335, 3336, 3337, 3338, 3339, 3341 составлены уполномоченным должностным лицом административного органа - главным специалистом-экспертом отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Думченковой В.Д.

В соответствии с частью 2 статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации вправе в том числе, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители.

Постановление по делу об административном правонарушении от 25.07.2007 N 3510 вынесено уполномоченным должностным лицом - заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В.

Административным органом соблюдена процедура и срок привлечения общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ к административной ответственности. Административное наказание назначено в минимальном размере в виде штрафа 10000,00 рублей.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административный орган не доказал наличия оснований для привлечения к административной ответственности.

Учитывая функциональное и конструктивное различие канализационных насосных станций и сливных станций, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сливные и насосные станции представляют собой разные объекты и выполняют различные функции. Неправомерным является применение к канализационным насосным станциям санитарных правил, касающихся устройства и содержания сливных станций, поскольку канализационные насосные станции не должны соответствовать указанным правилам.

Таким образом, в действиях общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ по эксплуатации канализационных насосных станций отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренные настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в том числе, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2007 года по делу N А33-10713/2007 отменить. Принять новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 25.07.2007 N 3510.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий судья

Н.М.ДЕМИДОВА

Судьи:

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА