Решения и определения судов

Решение Верховного суда РС(Я) от 12.09.2007 по делу N 3-30/07 О признании пункта 3 примечания к приказу ГКЦ-РЭК РС(Я) “Об утверждении предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства“ N 38 от 13 июня 2007 года в части составления акта выбора земельного участка и согласования землеустроительной документации со всеми заинтересованными организациями недействующим.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2007 г. по делу N 3-30/07

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н. с участием прокурора Надеиной Л.В. при секретаре Оконешниковой А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске от 12 сентября 2007 года

Дело по заявлению окружной администрации г. Якутска о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений приказа Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2007 года N 38 “Об утверждении предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства“, суд

установил:

Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я) приказом
за N 38 “Об утверждении предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства“ установил предельные максимальные цены на работы по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на территории РС(Я).

Данная правовая норма была опубликована в газете “Якутские ведомости“ за N 49 (100).

Окружная администрация г. Якутска обратилась в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании недействующим отдельных положений данного приказа РЭК РС(Я) на том основании, что установления тарифов это исключительная компетенция органов местного самоуправления, тарифы экономически не обоснованы, что приведенный перечень в приложении не соответствует закону, что принятый тариф может касаться только для оформления земельных участков в упрощенном виде.

В судебном заседании представитель городского округа “Якутск“ Попов А.Н. поддержал заявление и по основаниям приведенным в заявлении просит признать оспариваемых пунктов недействующими.

Привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне заявителя МУП “Земельная служба“ представитель, Бурнашов С.П. заявление поддержал и представил отзыв.

Представители Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я) Саввина Л.Н., Белоусова Л.А. с заявлением не согласны и пояснили, что органам исполнительной власти субъектов РФ дано право устанавливать предельные максимальные цены, тарифы работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков. Тарифы установлены усредненные по регионам РФ с учетом сборника цен, на неоднократные обращения МУП “Земельная служба“ не реагировала. При определении состава работ по проведению землеустроительных работ исходили из положений нормативных актов в сфере земельных отношений.

Выслушав пояснение участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшей отказать в удовлетворении заявления, исследовав представленные письменные доказательства,
суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично.

Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации был вправе принимать подобные акты, носящие правовой нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 68 Земельного кодекса РФ и ФЗ “О землеустройстве“ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установление их границ (территориальное землеустройство) организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

При этом соответствии ФЗ от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества“ субъект Российской Федерации вправе устанавливать предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в период до 1 января 2010 года.

В соответствии с федеральным законом Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я) как орган исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать и принял предельные максимальные цены на работы
по проведению территориального землеустройства.

Доводы заявителей о том, что норма ст. 11 Федерального закона распространяется лишь на те земельные участки, которые были предоставлены до введения в действие Земельного кодекса РФ не обоснованны. Поскольку данная норма комплексно регулирует земельные отношения до указанного срока и оно касается только установления предельных максимальных цен, тарифов. Сам федеральный закон предусматривает упрощение порядка оформления прав граждан на земельные участки и объекты недвижимости на них за счет сокращения количества представляемых на регистрацию документов.

В соответствии со ст. 16 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения городского округа не относится установление тарифов на работы по проведению территориального землеустройства. Согласно п. 2 N 131-ФЗ органы местного самоуправления городского округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако федеральными законами и законом субъектов РФ наделение органов местного самоуправления полномочиями по регулированию цен (тарифов) на работы по территориальному землеустройству не предусмотрено.

Таким образом, нельзя утверждать, что оспариваемым актом нарушается права органа местного самоуправления и установленные тарифы приняты без учета действующего порядка. Кроме того, как установлено судом, цены установлены в соответствии Сборника цен и усредненные от других регионов страны.

Поэтому суд приходит к выводу, что в целом оспариваемый акт принят в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Между тем, заявление в отношении примечания п. 3 приказа в части составления акта выбора земельного участка и согласование землеустроительной документации со всеми заинтересованными организациями суд находит обоснованными, считая, что примечание является неотъемлемой частью приказа.

Согласно ст. 15 ФЗ “О землеустройстве“ от 18 июня 2001 года
(в редакции ФЗ от 18.07.2005 и от 04.12.2006) при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства.

Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 года утверждено “Положение о проведении территориального землеустройства“, которое устанавливает порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых, и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.

Среди состава работ по территориальному землеустройству и межевании объектов землеустройства составление акта выбора земельного участка и согласование землеустроительной документации со всеми заинтересованными организациями не входит. Таким образом, включенные виды работ в приказ в примечании противоречит федеральному закону.

В этой части оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление окружной администрации г. Якутска удовлетворить частично.

Признать п. 3 примечания к Приказу “Об утверждении предельных максимальных цен на работы по проведению территориального землеустройства“ N 38 от 13 июня 2007 года в части составления акта выбора земельного участка и согласования землеустроительной документации со всеми заинтересованными организациями недействующим с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части заявления в удовлетворении отказать.

Сведения о принятом решении опубликовать в газете “Якутские ведомости“.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующая

М.Н.СЕМЕНОВА

Справка: Решение суда вступило в силу 23 сентября 2007 года.