Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 10.09.2007 по делу N 3-52/07 Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 N 464-75 “О целевой программе Санкт-Петербурга “Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2007 г. по делу N 3-52/07

Санкт-Петербургский городской суд в лице:

судьи городского суда Гунько Т.А.,

с участием прокурора Черновол И.В.,

при секретаре Ковалевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д., Ю., И., Н. об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга “О целевой программе Санкт-Петербурга “Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге“,

установил:

Закон Санкт-Петербурга N 464-75 “О целевой программе Санкт-Петербурга “Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге“ был принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 04.10.2006 года и 13.10.2006 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:
Закон Санкт-Петербурга N 464-75 опубликован в “Вестнике Администрации Санкт-Петербурга“ 27.11.2006, а не 27.10.2006.

Указанный Закон официально опубликован в газете “Санкт-Петербургские Ведомости“ 25.10.2006 года N 200, а также в журналах “Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ 07.11.2006 N 18 и “Вестник Администрации Санкт-Петербурга“ 27.10.2006 N 11.

Заявители Д., Ю., И., Н. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности данного Закона с Приложениями указывая, что нарушены их права на информацию, на право обсуждения вопросов общественной жизни, на участие в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ принят 10.01.2002, а не 10.01.2001.

В судебном заседании заявители поддержали свои требования и пояснили, уточняя, что принятием Закона допущены нарушения Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года “Об охране окружающей среды“, Закона Санкт-Петербурга “О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге“ N 400-61 от 20.07.2006 года, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона “Об экологической экспертизе“, Федерального закона “Об охране окружающей среды“, Бюджетного кодекса РФ.

Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Грудинина Н.В. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенностям Бакаева Л.Н. и Герр Н.С. полагали заявление необоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав доводы заявителей, представителей губернатора Санкт-Петербурга и представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Черновол И.В., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.

Так, в ходе судебного разбирательства суд установил, что вопросы разработки и принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской
Федерации регулируются Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также действующим на территории Санкт-Петербурга Законом Санкт-Петербурга “О целевых программах Санкт-Петербурга“ N 179-58 от 06.11.1997.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 1 статьи 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ подпункт “г“ отсутствует, имеется в виду подпункт “г“ пункта 2 указанной статьи.

Согласно пп. “г“ п. 1 ст. 5, пп. “б“ п. 2 ст. 21 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы субъектов Российской Федерации разрабатываются исполнительным органом государственной власти, а утверждение осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти.

Согласно ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Согласно п. 1 статьи 153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными программами и законами субъектов Российской Федерации, допускается предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание
материальной поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Текст абзаца дан в соответствии с официальным текстом документа.

Как следует из названия и содержания оспариваемого Закона Санкт-Петербурга “О целевой программе Санкт-Петербурга “Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге“

Именно с соблюдением указанных норм и в соответствии с компетенцией, в пределах своих полномочий органы государственной власти реализовали свое право на разработку и утверждение данной целевой программы.

В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга “О целевых программах Санкт-Петербурга“ целевая программа Санкт-Петербурга должна содержать следующие обязательные разделы: основные цели программы; ожидаемые конечные результаты реализации программы; сроки реализации программы; общий необходимый объем финансирования и разбивка финансирования по годам в том случае, если сроки реализации программы не заканчиваются в одном финансовом году; перечень основных мероприятий программы с указанием сроков исполнения, источников финансирования; наименования организации, уполномоченной в установленном порядке выступать заказчиком от имени Санкт-Петербурга.

Согласно Приложению к Закону Санкт-Петербурга “О целевой программе Санкт-Петербурга “Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге“ основной целью программы является создание современного комплекса сооружений международного уровня по приему морских пассажирских судов. Сроки реализации программы 2006-2012 годы.

Определены объемы и источники финансирования Программы. Определены ожидаемые конечные результаты реализации Программы: создание современного комплекса сооружений международного уровня по приему морских пассажирских судов длиной до 311 м, имущество которого будет находиться в собственности Инвестора, единственным собственником которого будет являться Санкт-Петербург; снижение нагрузки на торговый морской порт Санкт-Петербурга; снижение нагрузки на основной морской канал Санкт-Петербурга; обеспечение сервиса и безопасности для морских туристов в Санкт-Петербурге на современном уровне; обеспечение сохранности набережных реки Невы; создание
не менее 70 тысяч новых рабочих мест в сфере морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры и туризма; увеличение поступлений от налогов в бюджет Санкт-Петербурга от развития следующих секторов экономики в Санкт-Петербурге: туризм, общественное питание, строительство, торговля, недвижимость, транспорт, производство товаров народного потребления, культура и прочие услуги населения (л.д. 48-49 оборот).

Таким образом, как следует из Закона Санкт-Петербурга и Приложения к нему, ни сам Закон, ни Приложение, ни целевая программа Санкт-Петербурга “Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге“, являющиеся единой составной частью не предусматривают и не должны предусматривать в силу Закона Санкт-Петербурга “О целевых программах Санкт-Петербурга“ конкретные мероприятия, связанные непосредственным осуществлением строительства объекта. Оспариваемый нормативный правовой акт определяет комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей, устанавливает размеры и источники финансирования данного комплекса мероприятий.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, проверке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конституционные и другие характеристики надежности и безопасности объектов.

Как следует из оспариваемого Закона с Приложением к нему, указанный нормативный правовой акт не регулирует перечисленные в статьях 1 и 4 Градостроительного кодекса РФ вопросы, входящие в сферу градостроительной деятельности, а значит ссылка заявителей на
нарушения, допущенные при его принятии является несостоятельной, а именно: на нарушения Градостроительного кодекса РФ и Закона Санкт-Петербурга “О порядке организации и проведении публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге“ N 400-61 от 20.07.2006 г.

Несостоятельным признает суд и вывод заявителей о нарушении Федерального закона “Об охране окружающей среды“ и Федерального закона “Об экологической экспертизе“. Суд полагает, что доводы заявителей в этой части основаны на неправильном толковании закона.

Так, в соответствии с преамбулой Федерального закона “Об охране окружающей среды“ данный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на конкретном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон распространяет свое действие на отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, что не имеет отношения к оспариваемому Закону Санкт-Петербурга, так как он не регулирует указанные правоотношения, не предусматривает ведения хозяйственной деятельности по строительству конкретных сооружений с использованием природных объектов.

При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что при принятии оспариваемого Закона был нарушен ФЗ “Об охране окружающей среды“.

Не усматривает суд оснований и для признания обоснованными доводов заявителей о нарушении Федерального закона “Об экологической экспертизе“, т.к. согласно ст. 1 данного закона в редакции от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ, экологической экспертизой является установление соответствия документов и(или) документации, обосновывающих намеченную в связи с реализацией объекта экологической экспертизы, хозяйственную и иную деятельность,
экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с п. 2 статьи 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“ объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются в том числе проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающие строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.

Как уже отмечалось судом, оспариваемый заявителями Закон не предусматривает строительство и эксплуатацию конкретных объектов хозяйственной деятельности и не может являться объектом экологической экспертизы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что разработка Концепции строительства морского пассажирского терминала в западной части Васильевского острова Санкт-Петербурга была начата в 2004 году. Так, распоряжением Правительства Санкт-Петербурга N 61-рп от 01.07.2004 года (л.д. 115) предусмотрен комплекс мероприятий по концепции строительства.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 836 от 21.06.2005 года одобрена Концепция развития западной части Васильевского острова и Концепции строительства морского пассажирского терминала в Западной части Васильевского острова (л.д. 101, 120).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 г. N 512-р принято предложение Минтранса России и правительства Санкт-Петербурга о начале в 2005 году строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга и установлены конкретные сроки и мероприятия (л.д. 114).

Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2117 от 05.12.2005 года (л.д. 124) переведен земельный участок из состава земель водного фонда и передан в собственность г. Санкт-Петербурга в целях строительства морского терминала.

Строительство морского терминала вошло в список целевой программы “Модернизация транспортной системы России“ (2002-2010) (л.д. 125-126).

Вопросы реализации проекта строительства Морского пассажирского терминала являлись предметом обсуждения на
совещании Губернатора Санкт-Петербурга (л.д. 54)-55) 21.12.2005 года N 164-в.

Из чего с очевидностью следует, что вопросы непосредственного строительства регулируются самостоятельными нормативными правовыми актами, как Правительства Российской Федерации, так и Правительства Санкт-Петербурга и в случае затрагивания прав и свобод граждан могут быть предметом обращения в суд с соблюдением требований процессуального законодательства Российской Федерации, что и разъяснено заявителям.

Далее, суд полагает, что доводы заявителей в части того, что оспариваемый Закон нарушает принцип гласности, являющийся одним из принципов бюджетной системы, установленный ст. 28 Бюджетного кодекса РФ необоснованны.

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип гласности бюджетной системы Российской Федерации означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и т.д.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Санкт-Петербурга N 464-75 опубликован в “Вестнике Администрации Санкт-Петербурга“ N 11, а не N 10 (158), 27.11.2006, а не 27.10.2006.

Из представленных суду доказательств следует, что оспариваемый заявителями Закон Санкт-Петербурга “О целевой программе Санкт-Петербурга “Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге“ с Приложением был официально опубликован в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга N 10 (158) от 27.10.2006 года (л.д. 82-89), в газете “Санкт-Петербургские Ведомости“ 25.10.2006 г. N 200, в “Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ от 07.11.2006 N 18.

Таким образом, принцип гласности соблюден и нарушений не допущено.

На основании изложенного, суд полагает, что не имеется оснований для
признания нарушенными прав заявителей на информацию, на участие в обсуждении вопросов общественной жизни, на участие в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности и не имеется оснований для удовлетворения заявления заявителей, поскольку изложенные ими письменные доводы и доводы в судебном заседании признаются судом ошибочными и правового значения для разрешения конкретного спора не имеют.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Д., Ю., И., Н. об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга “О целевой программе Санкт-Петербурга “Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге“ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья

Т.А.ГУНЬКО