Решения и определения судов

Решение Алтайского краевого суда от 22.06.2007 по делу N 3-54/2007 О признании недействующими пунктов 1 в части 5.10, 5.21, 6.3, 6.4, 6.5 Положения об управлении лесами Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 N 18.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2007 г. по делу N 3-54/2007

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего Е.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании противоречащими закону и недействующими пунктов 1 в части слов “и контрольно-надзорных“, 5.10, 5.21, 6.3, 6.4, 6.5 Положения об управлении лесами Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18,

установил:

прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими пунктов 1 в части слов “и контрольно-надзорных“, 5.10, 5.21, 6.3, 6.4, 6.5 Положения об управлении лесами
Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18, ссылаясь в обоснование своих требований на следующие обстоятельства.

Оспариваемые нормы Положения об управлении лесами Алтайского края, предоставляющие Управлению полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, противоречат требованиям пункта 6 статьи 65 Федерального закона “Об охране окружающей среды“, содержащим запрет совмещения функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Помимо контрольно-надзорных функций управление лесами Алтайского края в силу пунктов 5.2, 5.6, 5.7, 5.8 Положения наделено правом эксплуатации леса и вовлечения его в хозяйственный оборот, что представляет собой содержание функции использования природных ресурсов, разновидностью которых является лес.

Кроме того, при создании Управления был нарушен Закон Алтайского края “О системе органов исполнительной власти Алтайского края“, в соответствии с которым управление Алтайского края может осуществлять правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом, однако не вправе заниматься государственным контролем и надзором, поскольку для этих целей предусмотрено создание инспекции Алтайского края - другого органа исполнительной власти Алтайского края.

14 марта 2007 года прокуратурой Алтайского края на имя главы администрации края было внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства. 23 апреля 2007 года был дан ответ о несогласии с изложенными в данном представлении доводами, в котором не были учтены положения статей 22, 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти“, не допускающие противоречий между актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и законов субъекта Российской Федерации. Администрация Алтайского края исходила из неправильного понимания сущности государственного лесного контроля и надзора, являющегося
частью контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Ее ссылки на особенности формирования межбюджетных отношений по вопросам реализации полномочий по государственному лесному контролю и надзору субъектами Российской Федерации в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации, несостоятельны как не имеющие отношения к формированию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Ш. заявленные требования поддержал, пояснив, что пункты 1 в части слов “и контрольно-надзорных“, 5.10, 5.21, 6.3, 6.4, 6.5 Положения об управлении лесами Алтайского края хотя и не вступают в противоречие с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона “Об охране окружающей среды“, однако не соответствуют законодательству субъекта Российской Федерации, а именно Закону Алтайского края “О системе органов исполнительной власти Алтайского края“, в котором в статьях 5 и 6 перечислены функции, входящие в компетенцию управления Алтайского края и инспекции Алтайского края. При этом государственный лесной контроль и надзор не может осуществляться управлением, поскольку для этих целей должна быть создана инспекция.

Консультант государственно-правового управления Администрации Алтайского края Т., а также начальник отдела по правовой, кадровой работе и общим вопросам управления лесами Алтайского края С., представляющие на основании доверенностей интересы заинтересованного лица - Администрации Алтайского края, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления прокурора.

При этом представители органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, в своих выступлениях обращали внимание на конституционные основы формирования органов государственной власти и ссылались на следующие доводы.

Администрация края с момента принятия Лесного кодекса Российской Федерации, т.е. с 1 января 2007 года, принимает участие в реформировании лесных отношений. Алтайский край воспринял трехзвенную систему формирования органов исполнительной власти. Функции управлений и инспекций действительно
определены в Законе Алтайского края “О системе органов исполнительной власти Алтайского края“. Однако вывод прокурора о существовании запрета в данном законе на совмещение этих функций ошибочен, поскольку исключительная компетенция в определении структуры органов исполнительной власти края принадлежит высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, т.е. главе администрации. Структура органа включает в себя не только наименование этого органа, но и формирование его внутреннего устройства, а также определение конкретных прав и обязанностей. Осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе государственного лесного контроля и надзора было передано субъектам Российской Федерации с 1 января 2007 года. Причем федеральное законодательство (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации) предусматривает создание в субъекте только одного органа для этих целей. Федеральные органы власти требуют выполнения этих полномочий в соответствии с выделенными субвенциями и отчетности о расходовании последних. Порядок финансирования и смета расходов включают в себя затраты на лесной контроль и надзор. Администрация Алтайского края действовала в пределах сделанных ей предписаний. Структура управления лесами Алтайского края была согласована с Федеральным агентством лесного хозяйства. Она предусматривает создание в Управлении на правах отделов лесничеств, должностные лица которых и будут осуществлять государственный лесной контроль и надзор, что являлось обязательным условием создания Управления. Нарушений чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, а также требований Закона Алтайского края “О системе органов исполнительной власти Алтайского края“ при утверждении Положения об управлении лесами Алтайского края допущено не было.

Выслушав пояснения прокурора и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд находит основания для признания оспариваемых норм недействующими.

Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин,
организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).

В соответствии с пунктом “д“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий, охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из положений пункта 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ (далее по тексту - Лесной кодекс РФ) следует, что установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора) отнесено к полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений.

В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление такого полномочия в области лесных отношений как осуществление государственного лесного контроля и надзора.

Постановлением Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 года N 500 с 1 января 2007 года было создано управление лесами Алтайского края (далее по
тексту - Управление) и определена его примерная структура.

Положение об управлении лесами Алтайского края было утверждено постановлением Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18 “Об утверждении положения об управлении лесами Алтайского края“ (далее по тексту - постановление Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18) и опубликовано в газете “Алтайская правда“ N 17-18 от 25 января 2007 года, а также в Сборнике законодательства Алтайского края N 129 (часть 1) за 2007 год, что согласно части 2 статьи 33 Закона Алтайского края от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС “О правотворческой деятельности“ признается официальным опубликованием нормативного правового акта Алтайского края.

Принятие данного постановления не противоречило части 3 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 93-ЗС “О системе органов исполнительной власти Алтайского края“ (далее по тексту - Закон Алтайского края N 93-ЗС), в соответствии с которой положения об органах исполнительной власти Алтайского края утверждаются главой администрации края, т.е. находилось в пределах компетенции руководителя высшего исполнительного органа названного субъекта Российской Федерации, уполномоченного в силу пункта 1 статьи 86 Устава (Основного Закона) Алтайского края (в ред. Закона Алтайского края от 5 июня 2006 года N 48-ЗС) издавать нормативные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, в виде постановлений.

Проект постановления Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18 был внесен в правотворческий орган с пояснительной запиской разработчика (Агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю и Республике Алтай, руководитель которого (К.) был назначен на должность начальника Управления), включавшей в себя обоснование необходимости принятия этого акта и приведение его краткой характеристики.
Согласование проекта было оформлено в виде специального листа визирования (списка работников администрации края, ее структурных подразделений, зарегистрированного 15 января 2007 года).

В пределах двух дней после подписания, а именно 17 января 2007 года, анализируемый нормативный правовой акт был направлен в Алтайский краевой Совет народных депутатов, прокуратуру Алтайского края, Главному федеральному инспектору, в иные заинтересованные органы и организации, что подтверждается содержанием реестра к постановлению Алтайского края от 16 января 2007 года N 18.

Включение постановления Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18 в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации следует из письма начальника отдела экспертизы законодательства и ведения регистров в Алтайском крае Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу от 6 июня 2007 года N 05-1431-16.

Вышеописанная процедура принятия и обнародования нормативного правового акта Алтайского края соответствует требованиям статей 18, 33 Закона Алтайского края “О правотворческой деятельности“, пунктов 23 - 34 Регламента Администрации Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 14 августа 2001 года N 520.

Само по себе создание Управления как органа исполнительной власти Алтайского края согласуется с правом субъекта Российской Федерации устанавливать самостоятельно систему своих законодательных (представительных) и исполнительных органов, закрепленным в части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации. При этом в силу названной статьи реализация такого права должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным Федеральным законом.

Абзацем 2 преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее по
тексту Федеральный закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 17 Федерального закона N 184-ФЗ).

Что касается органов исполнительной власти края, то система этих органов устанавливается законом Алтайского края (пункт 4 статьи 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края (в ред. Закона Алтайского края от 5 июня 2006 года N 48-ЗС)), а их структура определяется главой Администрации Алтайского края (пункт 5 статьи 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края (в ред. Закона Алтайского края от 5 июня 2006 года N 48-ЗС)).

Глава Администрации Алтайского края при издании (принятии) постановления Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18 и определении перечня полномочий Управления обязан был обеспечить соблюдение не только Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, принятого по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Алтайского края, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, но и Устава (Основного закона) Алтайского края, а также законов Алтайского края, что следует из положений пункта 3 статьи 22, статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ, пункта 3 статьи 86 Устава
(Основного Закона) Алтайского края (в ред. Закона Алтайского края от 5 июня 2006 года N 48-ЗС).

В частности Законом Алтайского края N 93-ЗС наряду с перечнем форм органов исполнительной власти края (главное управление, управление и инспекция), предусмотрен один из основных принципов их формирования, вытекающий из положений статей 5 и 6 названного Закона и заключающийся в организационном разделении функций управления государственным имуществом, надзора и контроля.

Так, управление Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в установленной сфере деятельности правоприменительные функции, функции по управлению государственным имуществом, а также функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг (часть 2 статьи 5 Закона Алтайского края N 93-ЗС).

Осуществление в установленной сфере (сферах) деятельности функций по контролю и надзору отнесено к компетенции иного специального образуемого для этих целей органа - инспекции Алтайского края (часть 1 статьи 6 Закона Алтайского края N 93-ЗС).

Путем закрепления в Законе Алтайского края N 93-ЗС вышеназванного принципа формирования органов исполнительной власти в полной мере реализуются положения Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (далее по тексту - Концепция), где в разделе “Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции“ особое внимание обращено на то, что основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти, организационном разделении правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг.

Одобрение Концепции, которое непосредственно предшествовало принятию Закона Алтайского края N 93-ЗС, включало в себя рекомендацию органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по подготовке программ и планов мероприятий по проведению административной реформы (пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р).

В качестве приоритетного направления административной реформы названный принцип упомянут в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 824 “О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах“.

В дальнейшем в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом были разграничены не только в виде конкретизации их понятия и содержания (подпункты “б“, “г“ пункта 2 Указа), но и в определении перечня полномочий осуществляющих их органов. Федеральная служба, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, была лишена права осуществлять в данной сфере управление государственным имуществом (подпункт “в“ пункта 4 Указа).

По тому же принципу был организован государственный контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, входивший в компетенцию специализированного федерального органа власти - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, что было предусмотрено в подпункте 5.1.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 20 октября 2006 года N 620 и от 20 декабря 2006 года N 780), а также в Положении об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 600.

Вышеупомянутыми нормативными актами Федеральная служба по надзору в сфере природопользования при осуществлении государственного лесного контроля и надзора не наделялась правом управления государственным, имуществом.

После вступления в силу Лесного кодекса РФ и с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 315 подпункт 5.1.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования был изложен в новой редакции: “государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Об организационном разделении государственного лесного контроля и надзора и управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства Ф.И.О. федерального законодательства свидетельствует обособление данных функций в отдельных (соответственно 12 и 10) главах Лесного кодекса РФ.

Независимость контроля в области охраны окружающей среды, одним из объектов которой являются леса, стала одним из основных принципов законодательства об охране окружающей среды (абзац 8 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее по тексту - Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Иного порядка осуществления государственного лесного контроля и надзора помимо предусмотренного в Положении об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов Правительством Российской Федерации согласно его полномочиям, закрепленным в части 6 статьи 96 Лесного кодекса РФ, не установлено.

Нормативные положения об образовании федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации единой системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, пункт 3 статьи 17 Федерального закона N 184-ФЗ, часть 2 статьи 1 Закона Алтайского края N 93-ЗС) предопределяют трансформацию основных принципов государственного лесного контроля и надзора как функции органов государственной власти Российской Федерации (в том числе принципа организационного разделения функции государственного контроля и надзора и функции управления государственным имуществом) при передаче права его осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Мнение представителей Администрации Алтайского края о том, что статьей 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено создание в субъекте Российской Федерации только одного органа, уполномоченного осуществлять переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношении, ошибочно и основано на неправильном толковании названной нормы, которая не содержит подобных предписаний.

Оспариваемое прокурором Положение об управлении лесами Алтайского края в пункте 1 определяет Управление как уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные и контрольно-надзорные функции.

При этом содержание функций по контролю и надзору выражено в следующих полномочиях и правах Управления, которое:

осуществляет государственный лесной контроль и надзор (пункт 5.10);

обеспечивает, в пределах своей компетенции, соблюдение на территории края всеми физическими и юридическими лицами порядка использования лесов, а также выполнения иных требований, норм, правил, установленных лесным законодательством (пункт 5.21);

вправе осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства (пункт 6.3);

вправе давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки (пункт 6.4);

вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к компетенции должностных лиц Управления (пункт 6.5).

Оценка в заявлении прокурора названных полномочий как полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора является обоснованной, поскольку в целом в анализируемой части в Положении об управлении лесами Алтайского края воспроизводятся нормы части 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ, а также Положения об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, относящиеся к компетенции должностных лиц в области государственного лесного контроля и надзора.

Одновременно в силу пунктов 5.2, 5.6, 5.11 Положения об управлении лесами Алтайского края Управление призвано обеспечивать осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесными участками на территории Алтайского края; предоставлять в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организовывать и проводить соответствующие аукционы; выступать продавцом права на заключение договора аренды лесного участка или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, заключать договоры аренды лесных участков и договоры купли-продажи лесных насаждений.

Подобное совмещение функции государственного контроля и надзора и функции управления государственным имуществом вступает в противоречие с нормами Закона Алтайского края N 93-ЗС, имеющего в сравнении с Положением об управлении лесами Алтайского края большую юридическую силу, а именно с частью 2 статьи 5 и частью 1 статьи 6 названного закона.

В своих возражениях представители органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, обращали внимание на то обстоятельство, что во исполнение требований пунктов 1, 2 части 9 статьи 83 Лесного кодекса РФ структура Управления, а также кандидатура его руководителя были согласованы Администрацией Алтайского края с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством лесного хозяйства), после чего имело место обоснование защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций Алтайскому краю на реализацию полномочий в области лесного хозяйства.

Действительно, копиями письма за подписью главы Администрации Алтайского края от 5 декабря 2006 года N 3043, а также писем за подписью руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Р. от 13 декабря 2006 года N ВР-01-27/10777 и от 14 декабря 2006 года N ВР-03-27/10860 подтверждается отсутствие возражений федерального органа государственной власти в связи с предложенными Администрацией Алтайского края структурой Управления и кандидатурой его начальника.

Кроме того, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 декабря N 369 бюджетно-финансовому управлению агентства было предписано приступить с 15 января 2007 года к защите бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесного хозяйства на период с 2007 по 2010 годы.

В смете расходов на осуществление функций государственного управления лесным хозяйством в Алтайском крае, т.е. в одном из документов, входящих в перечень, установленный в приложении N 2 к приказу Рослесхоза от 26 декабря 2006 года N 369, был обозначен размер финансирования на осуществление государственного лесного контроля и надзора во исполнение пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Верно также и то, что Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, которое в свою очередь в настоящее время согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, а также назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия (подпункт 5.11.1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370), вправе было производить вышеупомянутое согласование с Администрацией Алтайского края.

Вместе с тем, подобная деятельность федерального органа государственной власти не может подменять собой нормы законодательства субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к исключительной компетенции последнего, а именно в сфере установления системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что закреплено в части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации).

По той же причине суд не принимает во внимание ссылки представителей Администрации Алтайского края на согласование с Рослесхозом в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению предложений управления лесами Алтайского края от 6 июня 2007 года N МГ-07/88-пр создания в Алтайском крае 31 лесничества на правах отделов в структуре Управления, должностным лицам которых планируется передать функции государственного лесного контроля и надзора.

Правовая позиция, высказанная в судебном заседании прокурором Ш., принимавшим участие в рассмотрении настоящего дела, относительно доводов заявления прокурора Алтайского края, касающихся предполагаемого противоречия оспариваемых пунктов Положения об управлении лесами Алтайского края требованиям пункта 6 статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ о запрете совмещения функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов, является правильной.

Указанное противоречие отсутствует, поскольку полномочия Управления, перечисленные в пунктах 5.2, 5.6, 5.7, 5.8 Положения об управлении лесами Алтайского края, в соответствии с которыми Управление обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесными участками на территории Алтайского края; предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы; выдает разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений; организует использование лесов, их охрану (в том числе тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях, не могут быть оценены как полномочия по хозяйственному использованию лесов.

Нормы Лесного кодекса РФ, которые по сравнению с общими нормами Федерального закона N 7-ФЗ имеют специальный характер в области спорных правоотношений, а потому подлежащими применению в данном случае, устанавливают перечень видов использования леса (статья 25 Лесного кодекса РФ). Ни к одному из этих видов упомянутые в пунктах 5.2, 5.6, 5.7, 5.8 Положения об управлении лесами Алтайского края функции не могут быть отнесены. Все они ориентированы с одной стороны на управление государственным имуществом, а с другой стороны - на организацию использования лесов, что не может быть отождествлено с их непосредственным хозяйственным использованием.

Тем не менее, судом установлено, что пункты 1 в части слов “и контрольно-надзорных“, 5.10, 5.21, 6.3, 6.4, 6.5 Положения об управлении лесами Алтайского края противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Закону Алтайского края N 93-ЗС.

Поскольку до момента рассмотрения настоящего дела по существу не было установлено препятствий для применения оспариваемых норм, последние должны быть признаны недействующими со дня вступления решения суда об этом в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт.

Таким печатным изданием, как было указано выше, является газета “Алтайская правда“.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Алтайского края удовлетворить.

Признать пункты 1 в части слов “и контрольно-надзорных“, 5.10, 5.21, 6.3, 6.4, 6.5 Положения об управлении лесами Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 18, недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газе“е “Алтайская правда“.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд.