Решения и определения судов

Решение Приморского краевого суда от 02.04.2007 N 3-36/07 О признании недействующим Закона Приморского края N 129-КЗ от 30.07.2004 “О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края“.

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 2 апреля 2007 г. N 3-36/07

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Украинской Т.И.,

при секретаре Мокроусовой О.А.,

с участием прокурора Губиш Т.Е.,

представителя Законодательного Собрания Боровой В.В.,

Приморского края

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим Закона Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. “О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края“,

установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Закона Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. “О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края“. В обоснование заявления прокурор указал, что данный Закон противоречит части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции ФЗ N 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г.) “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, так как возможный порядок безвозмездной передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, а также из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, в
том числе в процессе разграничения государственной собственности и в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, содержит иные принципы и порядок правового регулирования.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал и пояснил, что Закон Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. противоречит не только части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., но и в части, регулирующей возмездную передачу объектов государственной собственности края в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в собственность края, противоречит Федеральным законам N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Прокурор просил признать Закон Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. противоречащим закону и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный Закон применялся при передаче некоторых объектов государственной собственности края в муниципальную собственность и признание его не действующим с момента принятия может повлечь оспаривание заключенных договоров.

Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением прокурора не согласился. Пояснил, что Закон Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. имеет другой предмет правового регулирования, чем часть 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ. Он не
регулирует порядок передачи объектов из собственности края в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность края в процессе разграничения государственной собственности, на что прямо указано в части 2 ст. 1 Закона N 129-КЗ, а регулирует вопросы передачи имущества в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Приморского края, переданных органам местного самоуправления в соответствии с краевым законодательством; имущества, передача которого способствует решению вопросов местного значения; имущества, необходимого для поддержки муниципальных образований, находящихся в сложной социально-экономической ситуации. Закон Приморского края принят Законодательным Собранием Приморского края в соответствии со статьями 71, 72, 76 Конституции РФ, в развитие Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и в пределах полномочий, установленных пунктом “ж“ части 2 ст. 5 этого Закона.

Что касается возмездного отчуждения имущества, то Закон Приморского края в этой части также соответствует федеральному законодательству (ФЗ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. и N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.), которое предусматривает право органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ передавать имущество во временное пользование, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ.

Относительно отчуждения муниципального имущества либо его передачи представитель Законодательного Собрания Приморского края полагает, что Закон Приморского края N 129-КЗ в главе 4 регулирует вопросы приема муниципальной собственности в государственную собственность, не вмешиваясь в полномочия органов местного самоуправления. Данная глава отражает необходимый порядок и перечень документов, который позволяет органам государственной власти субъекта
принять имущество муниципального образования.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает, что заявление прокурора Приморского края подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательным Собранием Приморского края 30 июля 2004 г. принят Закон Приморского края N 129-КЗ “О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края“. Данный Закон опубликован в “Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края“ N 65 от 9 августа 2004 г. и в газете “Утро России“ N 118 (3162) от 7 августа 2004 г.

Суд приходит к выводу, что Закон Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. противоречит части 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Частью 2 ст. 1 Закона Приморского края предусмотрено, что порядок передачи объектов государственной собственности края в муниципальную собственность в процессе разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность края и муниципальную собственность определяется федеральным законодательством.

Согласно частям 2 и 3 ст. 2 этого же Закона на безвозмездной основе передается находящееся в государственной собственности края имущество: обеспечивающее реализацию полномочий органов государственной власти Приморского края, переданных органам местного самоуправления в соответствии с краевым законодательством; передача которого способствует решению вопросов местного значения; необходимое для поддержки муниципальных образований,
находящихся в сложной социально-экономической ситуации; в случаях, предусмотренных федеральным и краевым законодательством. На безвозмездной основе принимаются объекты муниципальной собственности в случаях, предусмотренных федеральным и краевым законодательством, а также на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Вместе с тем передача имущества, обеспечивающего реализацию полномочий органов государственной власти Приморского края, переданных органам местного самоуправления в соответствии с краевым законодательством; имущества, передача которого способствует решению вопросов местного значения; а также любая иная возможная безвозмездная передача имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, а также из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, в том числе и в процессе разграничения государственной собственности, и в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, определена частью 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в редакции Федерального закона N 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г.).

Таким образом, оспариваемый Закон Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. регулирует сходные правоотношения, находящиеся в силу пункта “г“ части 1 ст. 72 Конституции РФ в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Как следует из анализа норм Закона
Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г., ими установлен иной порядок передачи имущества, чем частью 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в редакции Федерального закона N 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г.). В частности, статьи 3 - 6, 7 - 9 устанавливают отличные от Федерального закона требования к содержанию предложений о передаче имущества; форме перечня передаваемого имущества; предусматривают подготовку уполномоченным органом заключений о целесообразности безвозмездной передачи имущества из краевой собственности в муниципальную; рассмотрение губернатором края в течение месяца предложений органов местного самоуправления и органов исполнительной власти края; согласование передачи имущества Законодательным Собранием Приморского края; заключение договоров о передаче объектов краевой собственности в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в собственность края.

В то же время частью 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. установлено, что передача имущества производится путем направления предложения о передаче имущества органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества; запрет на передачу имущества, не включенного в предложение; принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, решения о передаче имущества и утверждении перечня передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений. Данные решения являются основанием возникновения права собственности. Федеральным законом предусмотрено также составление передаточного акта. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, устанавливается Правительством РФ.

Таким образом, порядок безвозмездной передачи имущества, установленный
главами 2 и 3 Закона Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г., противоречит порядку, установленному частью 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ.

Главой 4 Закона Приморского края предусмотрена передача объектов государственной собственности края в муниципальную собственность и прием объектов муниципальной собственности и государственную собственность края на возмездной основе.

Суд признает обоснованными доводы прокурора о противоречии главы 4 Закона действующему федеральному законодательству.

Согласно п. 1 ст. 26.12 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.99 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации (п. 2).

Из смысла Закона следует, что распоряжение имуществом, находящимся в собственности края, производится в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ.

Продажа объектов краевой собственности возможна в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества“, а в случаях, не предусмотренных законодательством о приватизации -
в соответствии с другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами (п. 2 ст. 3 данного Федерального закона). К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3).

Субъекты Российской Федерации согласно Гражданскому кодексу РФ, ст. 5 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения.

Таким образом, предусмотренные статьями 10 и 11 Закона Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. возможность и порядок передачи объектов государственной собственности края в муниципальную собственность на возмездной основе противоречат приведенному выше федеральному законодательству.

Что касается норм, предусмотренных в статьях 13 и 14 Закона Приморского края о принятии объектов муниципальной собственности в государственную собственность края на возмездной основе, то они противоречат положениям пункта 2 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе отчуждать муниципальное имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Возможность регулирования правоотношений по продаже имущества муниципального образования законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена.

В том случае, если для осуществления своих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо какое-либо имущество, то его приобретение производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Вне рамок данного Федерального закона возможность
покупки имущества для государственных нужд не предусмотрена.

С учетом изложенного суд признает Закон Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. “О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края“ противоречащим закону и недействующим.

Определяя в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ время, с которого Закон является недействующим, суд учитывает, что на основании данного Закона Приморского края производилась передача имущества из государственной собственности края в муниципальную собственность. Так, из пояснений сторон в судебном заседании усматривается, что со ссылкой на Закон Приморского края N 129-КЗ производилась передача компьютерной техники в муниципальные образования по программе “Электронное Приморье“, автотранспорта и другого имущества. Признание Закона не действующим со дня его принятия может привести к оспариванию права собственности на это имущество муниципальных образований. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать не действующим Закон Приморского края N 129-КЗ со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.

Признать Закон Приморского края N 129-КЗ от 30 июля 2004 г. “О порядке передачи объектов государственной собственности Приморского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Приморского края“ противоречащим закону и не действующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Законодательное Собрание Приморского края опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу в “Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края“.

Решение может быть обжаловано, на него может быть принесено кассационное представление в течение десяти дней в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд.