Решение Калининградского областного суда от 30.03.2007 N 3-32-07 Об оспаривании Закона Калининградской области от 11.07.2005 N 631 “Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области“ в части установления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов.
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2007 г. N 3-32-07
Калининградский областной суд в составе: председательствующего Костикова С.И.
при секретаре Минченко И.А.
с участием прокурора Сазоновой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Совета депутатов муниципального образования “Гвардейский район“ и муниципального образования “Гвардейский район“ об оспаривании Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 “Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области“ в части установления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов,
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов муниципального образования “Гвардейский район“ и муниципальное образование “Гвардейский район“ обратились в суд с заявлениями об оспаривании отдельных положений Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 “Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области“, устанавливающих меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов, указывая, что в пункте 4 статьи 2 оспариваемого Закона предусмотрено соответствующее полномочие органов местного самоуправления. Согласно пункту 3 статьи 4 названного Закона расходы на установление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги для работников муниципальных учреждений осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов и учитываются в межбюджетных отношениях при формировании областного бюджета на очередной финансовый год в размерах, не превышающих размеры, установленные работникам организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета (статья 3 Закона).
Полномочие по оказанию мер социальной поддержки относится к государственным полномочиям, передача которых муниципальным образованиям возможна, но передано оно на уровень муниципальных образований с нарушением положений ст. 19 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, устанавливающей, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, при этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленным местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Фактически за несколько лет действия оспоренного Закона районный бюджет никаких средств на реализацию указанного полномочия не получал. Все расходы ложатся на муниципальный бюджет.
В судебном заседании представитель Совета и муниципального образования Минько В.И. заявленные требования поддержал.
В судебное заседание от главы муниципального образования “Гвардейский район“ Валуйкиной Н. поступило заявление, в котором она отменила доверенность, выданную на имя Минько В.И. на представление интересов муниципального образования в суде, и отказалась от заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.
Представители Калининградской областной Думы Кузнецов А.В. и Правительства Калининградской области и Губернатора Калининградской области Дьячкова Н.В. с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что полномочие по оказанию мер социальной поддержки категориям граждан, перечисленным в оспоренном Законе, не является государственным полномочием субъекта Российской Федерации. Льготы для этих граждан предусмотрены федеральным законодательством. Федеральным же законодательством предусмотрено и полномочие муниципалитетов по установлению этих льгот. Оспоренным Законом предусмотрена компенсация расходов муниципалитетов на предоставление льгот. Материальные же претензии муниципалитетов должны рассматриваться в исковом порядке. Свои возражения представитель Губернатора области дополнила ссылкой на то, что нормы Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, на которые ссылаются заявители, вступят в силу только в 2009 году.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав другие доказательства, выслушав заключение прокурора Сазоновой М.Д., полагавшей необходимым в удовлетворении заявлений отказать, суд не находит оснований для их удовлетворения.
23 июня 2005 года Калининградской областной Думой принят Закон Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 “Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области“.
Пунктом 4 статьи 2 названного Закона установлено, что меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления, а в пункте 3 статьи 4 Закона предусмотрено, что расходы на установление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги для работников муниципальных учреждений осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов и учитываются в межбюджетных отношениях при формировании областного бюджета на очередной финансовый год в размерах, не превышающих размеры, установленные статьей 3 Закона. В статье 3 Закона установлен размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета.
Оспоренный Закон принят, как указано в преамбуле, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Кроме этого статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ предусмотрела, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных федеральными законами, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Заявители указывали, что оспоренные ими положения Закона области противоречат требованиям статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, регулирующей порядок передачи государственных полномочий на уровень муниципальных образований, однако в силу положений статьи 83 этого Закона названная норма вступит в силу только с 1 января 2009 года, т.е. в настоящее время она не действует.
В настоящее время указанные отношения регулируются положениями статьи 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (редакция от 21 июля 2005 года) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статьи 4 Федерального закона от 25 сентября 1997 года (в редакции от 28 декабря 2004 года) “О финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации“, в соответствии с положениями которых увеличение расходов местных бюджетов (органов местного самоуправления), возникшее в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Оспоренные заявителями нормы Закона области в их взаимосвязи формально соответствуют приведенным выше положениям федерального законодательства. Принято решение органом государственной власти субъекта Российской Федерации, влекущее увеличение расходов местных бюджетов, и одновременно определен порядок и размер компенсации этих расходов.
Фактическое же положение дел, отсутствие реального финансирования, не может служить основанием для признания недействующим нормативного правового акта, т.к. основанием для такого признания может служить только противоречие положений оспоренного нормативного правового акта положениям другого нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, однако таких обстоятельств по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 199, ст. 253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявления Совета депутатов муниципального образования “Гвардейский район“ и муниципального образования “Гвардейский район“ об оспаривании Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 “Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области“ в части установления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 3 апреля 2007 года.
Судья
С.И. Костиков