Решение Ивановского областного суда от 27.03.2007 N 3-40/2007 О признании отдельных положений Типовых условий пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Ивановской области, Нормативов численности и изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ивановской области, утвержденных указом Губернатора Ивановской области от 26.09.2001 N 241-УГ, недействующими.
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДРЕШЕНИЕ
от 27 марта 2007 г. по делу N 3-40/2007
Именем Российской Федерации
Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Ноговицина С.А. при секретаре Беловой Е.В. с участием прокурора Нармания Е.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 27 марта 2007 года дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании не действующими и не порождающими правовых последствий с момента вступления решения суда в законную силу пункта 1, пункта 2 в части слова “юридическое“, пункта 5 Типовых условий пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Ивановской области, Нормативов численности и изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ивановской области в части объектов охоты: лось, кабан, бобр, выдра, медведь, олень пятнистый, олень благородный, рысь, глухарь, тетерев, утвержденных указом Губернатора Ивановской области от 26 сентября 2001 года N 241-УГ (в ред. указа от 26 сентября 2005 года N 118-УГ),
установил:
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании не действующими и не порождающими правовых последствий с момента вступления решения суда в законную силу пункта 1, пункта 2 в части слова “юридическое“, пункта 5 Типовых условий пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Ивановской области, Нормативов численности и изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ивановской области в части объектов охоты: лось, кабан, бобр, выдра, медведь, олень пятнистый, олень благородный, рысь, глухарь, тетерев, утвержденных указом Губернатора Ивановской области от 26 сентября 2001 года N 241-УГ (в ред. указа от 26 сентября 2005 года N 118-УГ).
Заявление мотивировано тем, что в пункте 1 Типовых условий установлено, что один территориально обособленный объект, предназначенный для долгосрочного пользования объектами охоты (охотничье хозяйство, участок охотничьих угодий общего пользования и т.д.), не может превышать площади более 35000 га. Для создания одного охотничьего хозяйства (или охотничьего участка) площадью более 35000 га соискатель долгосрочной лицензии на пользование объектами охоты обязан предоставить экологическое и экономическое обоснование о целесообразности и необходимости создания именно такого охотничьего хозяйства (или охотничьего участка).
Однако ФЗ “О животном мире“ от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 года) не содержит предельно допустимого размера предоставляемой пользователю территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, и субъекту РФ такое право не предоставлено, а установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром отнесено к исключительным полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны и использования животного мира.
Кроме того, пункт 2 Типовых условий, определяющий обязанности для юридического лица, получившего долгосрочную лицензию, в части слова “юридического“ противоречит указанному ФЗ “О животном мире“, в соответствии с которым пользование животным миром на основании долгосрочной лицензии осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 5 Типовых условий установлены периодичность и порядок проведения проверок, а также процедура фиксирования их результатов Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ивановской области. В настоящее время полномочия по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору в лице ее Управления по Ивановской области. Таким образом, принятием пункта 5 Типовых условий Администрация Ивановской области превысила полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, так как порядок государственного контроля в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством РФ.
Кроме того, оспариваемыми Нормативами численности и изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ивановской области определены минимально допустимая плотность (численность) охотничьих животных, при достижении которой охота прекращается, время учета и нормы изъятия объектов животного мира в отношении следующих видов животных: лось, кабан, бобр, выдра, медведь, олень пятнистый, олень благородный, рысь, глухарь, тетерев.
Вместе с тем в соответствии с ФЗ “О животном мире“ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено регулирование использования и введение ограничений на пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в лице Министерства сельского хозяйства РФ и в который включены в том числе лось, кабан, бобр, выдра, медведь, олень пятнистый, олень благородный, рысь, глухарь, тетерев и другие виды копытных животных, пушных зверей, пернатой (полевой, болотной и водоплавающей) дичи.
Таким образом, определив указанные Нормативы в отношении указанных выше охотничьих животных, Губернатор Ивановской области превысил предоставленные ему полномочия.
В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по доверенности Нармания Е.Б. заявление поддержал по изложенным в нем мотивам.
Представитель заинтересованного лица, Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области по доверенности Филатов Д.А. заявленные требования о необходимости признания не действующими и не порождающими правовых последствий в части исключения из абзаца 2 пункта 1 Типовых условий слов “площадью более 35000 га“ и “и экономическое“, исключения из пункта 2 Типовых условий слова “юридическое“, исключения пункта 5 Типовых условий признал. В остальной части с заявленными требованиями представитель не согласился, считая, что оспариваемые в полном объеме пункт 1 Типовых условий и Нормативы численности... приняты в пределах компетенции Губернатора Ивановской области и не противоречат федеральному законодательству.
Представители заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области по доверенности Буслаев С.В., Абрамычева Ю.В. заявление прокурора поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в письменном заявлении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
26 сентября 2001 года указом Губернатора Ивановской области “Об условиях пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Ивановской области“ N 241-УГ (в ред. от 26 сентября 2005 года N 118-УГ) утверждены Типовые условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Ивановской области, а также Нормативы численности и изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ивановской области.
Данный нормативный правовой акт опубликован в официальном издании “Собрание законодательства Ивановской области“ от 15 октября 2001 года N 19 (181).
Согласно пункту 1 Типовых условий установлено, что один территориально обособленный объект, предназначенный для долгосрочного пользования объектами охоты (охотничье хозяйство, участок охотничьих угодий общего пользования и т.д.), не может быть по площади более 35000 га.
Для создания одного охотничьего хозяйства (или охотничьего участка) площадью более 35000 га соискатель долгосрочной лицензии на пользование объектами охоты обязан представить экологическое и экономическое обоснование о целесообразности и необходимости создания именно такого охотничьего хозяйства (или охотничьего участка).
Согласно пункту 2 Типовых условий установлены обязанности юридических лиц, получивших долгосрочную лицензию.
Пунктом 5 Типовых условий установлено, что контроль за исполнением настоящих условий осуществляется Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ивановской области, а также установлена периодичность и порядок проведения проверок деятельности охотпользователя и процедура фиксирования их результатов.
Нормативами численности и изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ивановской области определены минимально допустимая плотность (численность) охотничьих животных, при достижении которой охота прекращается, время учета и нормы изъятия объектов животного мира в отношении следующих видов животных: лось, кабан, бобр, выдра, медведь, олень пятнистый, олень благородный, рысь, глухарь, тетерев.
Данные Типовые условия и Нормативы в оспариваемой части противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию в этой части недействующими.
Согласно статье 72 Конституции РФ, статье 4 ФЗ “О животном мире“ от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ) вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. При этом в соответствии со статьей 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
ФЗ “О животном мире“ (в частности статьи 6.1, 40 указанного Закона) и принятое в соответствии с ним федеральное законодательство не устанавливает предельных размеров предоставляемой пользователю территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, и не предоставляет субъекту РФ право на введение подобных ограничений.
Вместе с тем пунктом 1 Типовых условий установлен максимальный размер объекта - 35000 га, предназначенного для долгосрочного пользования объектами охоты, что противоречит указанным нормам права.
Кроме того, в данном пункте Типовых условий содержится требование о предоставлении соискателем долгосрочной лицензии экономического обоснования целесообразности и необходимости создания охотничьего хозяйства или охотничьего участка, однако, в соответствии со статьями 5, 37 ФЗ “О животном мире“ установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти РФ в области охраны и использования животного мира (в лице Министерства сельского хозяйства РФ), и субъект РФ вправе устанавливать только порядок принятия органом исполнительной власти решения о предоставлении пользователю заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, получения им необходимых согласований и заключения с пользователем договора о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26 июня 2000 года N 569 утвержден Порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, согласно пунктам 4 - 4.7 которого определен перечень документов, предъявляемый в орган исполнительной власти субъекта РФ для ее получения. Данный перечень не содержит требований о предоставлении соискателем долгосрочной лицензии экономического обоснования целесообразности и необходимости создания охотничьего хозяйства, а экологическое обоснование должно предоставляться соискателем независимо от площади указанных в заявке охотничьих угодий.
Таким образом, учитывая, что в оспариваемом пункте 1 Типовых условий установлены не предусмотренное федеральным законодательством условие предоставления пользователю долгосрочной лицензии охотничьих угодий в размере не более 35000 га, а также условие о предоставлении экономического обоснования о целесообразности и необходимости создания охотничьего хозяйства, указанный пункт Типовых условий подлежит признанию недействующим как противоречащий федеральному законодательству.
Кроме того, пункт 2 Типовых условий, которым определены обязанности юридического лица, получившего долгосрочную лицензию, противоречит требованиям статьи 1, части 5 статьи 35, части 1 статьи 37 ФЗ “О животном мире“, в соответствии с которыми пользование животным миром на основании долгосрочной лицензии осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, указанная редакция пункта 2 Типовых условий исключает возможность индивидуальным предпринимателям осуществлять свою деятельность в виде охоты, добычи и реализации объектов животного мира на основании долгосрочной лицензии, в связи с чем слово “юридическое“, как противоречащее указанным нормам федерального законодательства, подлежит исключению из данной нормы Типовых условий.
Пунктом 5 оспариваемых Типовых условий установлена периодичность и порядок проведения проверок деятельности охотпользователя, фиксация их результатов Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ивановской области.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от N 327 принято 30.06.2004, а не 30.07.2004.
Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ “О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“ от 8 декабря 2004 года N 754 данный территориальный орган федерального органа исполнительной власти прекратил свою деятельность, а его полномочия согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 327, возложены на указанную службу в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области.
Согласно статье 71 Конституции РФ, статье 11 ФЗ “О животном мире“ определение структуры и полномочий специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания относится к полномочиям РФ, в связи с чем пункт 5 Типовых условий подлежит признанию недействующим как противоречащий федеральному законодательству.
Согласно указу Губернатора Ивановской области от 26 сентября 2001 года N 241-УГ утверждены также Нормативы численности и изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ивановской области, определяющие минимально допустимую плотность (численность) охотничьих животных, при достижении которой охота прекращается, время учета и нормы изъятия объектов животного мира в отношении следующих видов животных: лось, кабан, бобр, выдра, медведь, олень пятнистый, олень благородный, рысь, глухарь, тетерев.
В силу статей 5, 6.1 ФЗ “О животном мире“ разграничение полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области охраны и использования животного мира и среды его обитания определяется настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органа государственной власти субъекта РФ отнесено регулирование использования и введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства на территории субъекта РФ, за исключением объектов животного мира, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства - Министерством сельского хозяйства РФ, в том числе нормирование в области охраны и использования животного мира.
Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении, утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 28 апреля 2005 года N 70. В данный перечень включены: лось, кабан, благородный и пятнистый олень, медведь, бобр, выдра, рысь, глухарь, тетерев и другие виды копытных животных, пушных зверей, пернатой дичи.
Таким образом, произвольно закрепив нормативы численности и изъятия объектов животного мира в отношении перечисленных выше охотничьих животных, которые отнесены к особо ценным, Губернатор Ивановской области превысил полномочия, предоставленные органам государственной власти субъекта РФ, в связи с чем оспариваемые Нормативы в указанной части как противоречащие федеральному законодательству подлежат признанию не действующими.
Доводы представителя заинтересованного лица - Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области Филатова Д.А. о том, что оспариваемые нормы, содержащиеся в Типовых условиях и Нормативах численности, утвержденных указом Губернатора Ивановской области от 26 сентября 2001 года N 241-УГ, приняты Губернатором Ивановской области в пределах своих полномочий и не противоречат федеральному законодательству, суд находит несостоятельными по мотивам, изложенным в мотивировочной части решения.
Таким образом, заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим в оспариваемой части нормативного правового акта, утвержденного указом Губернатора Ивановской области от 26 сентября 2001 года N 241-УГ, с момента вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что обжалуемый нормативный правовой акт издан должностным лицом, обладающим на это полномочиями, и был официально опубликован, суд не находит оснований для признания указанного акта не влекущим правовых последствий как о том поставлен вопрос в заявлении прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 1, пункт 2 в части слова “юридическое“, пункт 5 Типовых условий пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Ивановской области, Нормативы численности и изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Ивановской области в части объектов охоты: лось, кабан, бобр, выдра, медведь, олень пятнистый, олень благородный, рысь, глухарь, тетерев, утвержденные указом Губернатора Ивановской области от 26 сентября 2001 года N 241-УГ (в ред. указа Губернатора от 26 сентября 2005 года N 118-УГ).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в срок 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ивановский областной суд.