Решение Новосибирского областного суда от 23.03.2007 N 3-47/2007 О признании недействующими отдельных положений Закона Новосибирской области от 19.12.1997 N 90-ОЗ (в ред. от 13.12.2006) “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“.
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2007 г. по делу N 3-47/2007
Новосибирский областной суд
в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Т.М.
при секретаре Б.
с участием:
прокурора Язвенко СП.
представителей:
Новосибирского областного Совета депутатов Ф.
Губернатора Новосибирской области Л. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирской области о признании противоречащими федеральным законам и недействующими отдельных положений Закона Новосибирской области от 19.12.1997 г. N 90-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.12.2006 г. N 67-ОЗ) “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“,
установил:
Новосибирским областным Советом депутатов 11 декабря 1997 г. принят Закон Новосибирской области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“.
Главой администрации Новосибирской области Закон подписан 19 декабря 1997 г., опубликован в газете “Ведомости“ N 52 за 1997 г., “Советская Сибирь“ N 3 за 09 января 1998 г.
В Закон Новосибирской области от 19 декабря 1997 г. N 90-ОЗ внесены изменения Законами Новосибирской области от 14 марта 2005 г. N 278-ОЗ, от 04 ноября 2005 г. N 336-ОЗ, от 13.12.2006 г. N 67-ОЗ.
Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Закона Новосибирской области от 19.12.1997 г. N 90-ОЗ, считает, что пункт 3 ст. 5 Закона Новосибирской области в части указания на иные источники финансирования целевой программы поддержки малого предпринимательства, указанные в данной программе, противоречит части 3 ст. 7 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 г.) “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, так как единственно возможным источником финансирования программ поддержки малого предпринимательства являются бюджетные средства.
Абзац 2 пункта 1, абзац 1 подпункта 2.1, подпункт 2.2 статьи 7 в части указания на возможность предоставления финансовой поддержки в виде целевых займов, абзац 5 пункта 1 ст. 7, предусматривающий возможность предоставления финансовой поддержки в иных формах, Закона Новосибирской области N 90-ОЗ противоречат ст. 69 Бюджетного кодекса РФ, так как БК РФ не предусматривает предоставление средств из бюджета физическим и юридическим лицам в виде займа. Данные положения подлежат признанию недействующими.
Заместитель начальника отдела прокуратуры Новосибирской области Язвенко С.П., участвующая в процессе, доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представители Новосибирского областного Совета депутатов и Губернатора Новосибирской области с заявлением прокурора не согласны, представили письменные возражения, в которых указали, что в соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ финансовое обеспечение государственных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Оспариваемая прокурором Новосибирской области часть 3 ст. 5 Закона Новосибирской области от 19.12.1997 г. N 90-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.12.2006 г.) “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“ не содержит положений о внебюджетных источниках финансирования областной целевой программы малого предпринимательства, к иным источникам финансирования относятся средства, поступающие из федерального бюджета, что подтверждается областной целевой программой “Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области“.
Также считают, что положения абзацев 2 и 5 п. 1, абзаца 1 подпункта 2.1, подпункта 2.2. статьи 7 Закона Новосибирской области от 19.12.1997 г. N 90-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.12.2006 г.) не противоречат ст. 69 БК РФ, так как оспариваемые положения не относятся к сфере регулирования бюджетных правоотношений, предоставление займов осуществляется Новосибирским областным фондом поддержки малого предпринимательства, который является некоммерческой организацией, и данные правоотношения регулируются положениями Гражданского кодекса РФ.
Выслушав прокурора, представителей Новосибирского областного Совета депутатов, Губернатора Новосибирской области, исследовав материалы дела, заслушав прения сторон, суд считает, что заявление прокурора Новосибирской области подлежит удовлетворению частично.
В соответствии с частью первой ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судебным разбирательством установлено, что Новосибирским областным Советом депутатов 11 декабря 1997 г. принят Закон Новосибирской области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“.
Законами Новосибирской области от 14 марта 2005 г. N 278-ОЗ, 04 ноября 2005 г. N 336-ОЗ, 13 декабря 2006 г. N 67-ОЗ в Закон Новосибирской области N 90-ОЗ были внесены изменения и дополнения.
Статья 5 Закона Новосибирской области от 19 декабря 1997 г. N 90-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.12.2006 г. N 67-ОЗ) устанавливает, что в целях создания условий для развития малого предпринимательства на территории Новосибирской области разрабатывается областная целевая программа поддержки малого предпринимательства. В областной целевой программе поддержки малого предпринимательства определяются основные направления и меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, реализуемые исполнительными органами государственной власти Новосибирской области. Финансирование областной целевой программы поддержки малого предпринимательства осуществляется из областного бюджета и иных источников, указанных в данной программе.
Часть 1 статьи 1 Закона Новосибирской области N 90-ОЗ определяет, что законодательство в сфере государственной поддержки малого предпринимательства составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Новосибирской области.
Согласно преамбулы Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ) “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ настоящий Федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья 7 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ) устанавливает, что финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона.
Статья 8 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ предусматривающая, что фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства, признана утратившей силу Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, и действующим федеральным законодательством предусмотрено финансирование указанных программ только за счет средств соответствующих бюджетов.
Суд считает, что часть 3 статьи 5 Закона Новосибирской области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“ не противоречит части 3 статьи 7 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, так как не содержит ссылки на возможность финансирования областной целевой программы за счет внебюджетных источников.
К иным источникам финансирования, исходя из положений статьи 7 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ кроме средств бюджета субъекта Российской Федерации относятся средства федерального бюджета, средства местных бюджетов. Представителями Новосибирского областного Совета депутатов представлен в суд отчет о выполнении областной целевой программы “Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области“ на 31 декабря 2006 г., согласно которого Новосибирской области в 2006 г. были выделены средства из федерального бюджета на финансирование областной целевой программы поддержки малого предпринимательства.
Статья 7 Закона Новосибирской области N 90-ОЗ устанавливает, что финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках областной целевой программы поддержки малого предпринимательства в следующих формах:
- предоставления целевых кредитов и займов;
- субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам;
- субсидирования части лизинговых платежей;
- иных.
Абзац 1 подпункта 2.1, подпункт 2.2 статьи 7 Закона Новосибирской области N 90-ОЗ предусматривают возможность оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в форме целевого займа.
Суд считает, оспариваемые прокурором Новосибирской области положения статьи 7 Закона Новосибирской области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“ противоречат статье 69 Бюджетного кодекса РФ и подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. “ж“ статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Целям финансового регулирования служит Бюджетный кодекс РФ. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст. 2, 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 69 Бюджетного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень форм, в которых могут осуществляться расходы бюджетов, к которым в том числе относятся бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты. отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств), субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам. Предоставление средств бюджета физическим и юридическим лицам в форме целевых займов и иных формах, кроме указанных в ст. 69 БК РФ, не установлено.
Оспариваемые прокурором положения статьи 7 Закона Новосибирской области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“ касаются вопросов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках областной целевой программы поддержки малого предпринимательства, финансирование которой осуществляется только за счет средств соответствующих бюджетов. Установление субъектом Российской Федерации иных форм расходования бюджетов, кроме установленных ст. 69 БК РФ, противоречит вышеуказанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Новосибирской области удовлетворить частично.
Признать противоречащими статье 69 Бюджетного кодекса РФ и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения абзаца 2 пункта 1, абзаца 1 подпункта 2.1, подпункт 2.2 статьи 7 в части указания на возможность предоставления финансовой поддержки в виде целевых займов, абзаца 5 п. 1 ст. 7, предусматривающего возможность предоставления финансовой поддержки в иных формах Закона Новосибирской области от 19.12.1997 г. N 90-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.12.2006 г.) “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“.
В остальной части требования прокурора Новосибирской области оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении суда должно быть опубликовано в средствах массовой информации, в которых был опубликован Закон Новосибирской области от 19.12.1997 г. N 90-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 13.12.2006 г.) “О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области“, после вступления решения суда в законную силу.