Решения и постановления судов

Решение Псковского областного суда от 19.03.2007 N 3-2/2007 Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Псковской области от 26.12.2006 N 539 “О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в городском и пригородном общественном автомобильном транспорте“.

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2007 г. N 3-2/2007

Псковский областной суд Псковской области в составе:

председательствующего Новиковой Л.А.,

с участием прокурора Лепихиной М.Н.

при секретаре Фатькиной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б., Л. и С. о признании постановления Администрации Псковской области “О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в городском и пригородном общественном автомобильном транспорте“ N 539 от 26 декабря 2006 года противоречащим федеральному законодательству,

установил:

Б., Л. и С. обратились в суд с заявлением о признании постановления Администрации Псковской области “О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в пригородном общественном автомобильном транспорте“ N 119 от 25 марта
2005 года противоречащим федеральному законодательству.

В связи с тем, что указанное постановление утратило силу и принято новое постановление, регулирующее эти вопросы, они изменили свои требования и просят признать противоречащим федеральному законодательству постановление Администрации Псковской области “О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в городском и пригородном общественном автомобильном транспорте“ N 539 от 26 декабря 2006 года.

В обоснование заявленного требования они указали, что являются ветеранами и в соответствии с оспариваемым постановлением им установлена скидка 50% стоимости проезда в пригородном общественном автомобильном транспорте, но стоимость проезда возросла и поэтому реальная скидка составляет менее 50%, вопрос компенсации льгот решен не в полной мере.

Считают, что данная норма противоречит преамбуле и пункту 2 статьи 153 ФЗ от 22 августа 2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в которых говорится о том, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут ограничивать права лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным, заявители просят признать вышеуказанное постановление противоречащим федеральному законодательству.

В судебном заседании Б. и С. поддержали свои требования. Они пояснили, что имеют садовые земельные участки. Проезд до участков на пригородном общественном транспорте составляет 26 рублей 20 копеек, стоимость проездного билета в пригородном общественном транспорте составляет 550 рублей. Замена льгот не произошла в полном объеме.

Представитель Администрации Псковской области Ц.
возражала против удовлетворения заявленных требований. Она пояснила, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству, так как общий объем финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам труда, в бюджете растет. Считает, что суд не может обязать Администрацию Псковской области дополнить или изменить оспариваемое постановление.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении требований, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявитель Б. является ветераном труда, заявители Л. и С. - ветеранами военной службы, то есть они относятся к категории ветеранов и на них распространяются нормы Федерального закона “О ветеранах“ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

В соответствии со статьей 22 этого Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 10 вышеуказанного Закона закреплено, что меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законом Псковской области от 11 января 2005 года N 401-оз “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области“ в статье 5 ветеранам труда, куда отнесены и ветераны военной службы, установлены такие меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, как получение ежемесячной денежной выплаты в размере 200 рублей (статьей 52 Закона Псковской области от 29 декабря 2006 года N 621
“Об областном бюджете на 2007 год“ в 2007 году размер этой выплаты установлен в 240 рублей); оплата жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов; сохранение обслуживания в медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены, оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий оказания медицинской помощи; преимущество при приеме в дома-интернаты, другие стационарные учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания; преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; первоочередное выделение земельных участков под жилищное строительство; ежегодная денежная выплата на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления в размере 1000 рублей.

Постановлением Администрации Псковской области от 26 декабря 2006 года N 539 “О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в городском и пригородном общественном автомобильном транспорте“ (опубликованным в газете “Псковская правда“ 30 декабря 2006 года) в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Псковской области, для отдельных категорий граждан, в том числе и для ветеранов труда и ветеранов военной службы, введены в городском общественном автомобильном транспорте единый льготный месячный проездной билет и такая мера социальной поддержки, как оплата в размере 50% стоимости проезда в пригородном общественном автомобильном транспорте на пригородных автобусных маршрутах.

Оспаривая постановление в части установления такой меры социальной поддержки, как оплата в размере 50% стоимости проезда в пригородном общественном автомобильном транспорте на пригородных автобусных маршрутах, заявители исходили из того, что нарушаются их права ветеранов на бесплатный проезд в пригородном автомобильном транспорте.

Вместе с тем, в
силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона “О ветеранах“ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление мер, включающих:

1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получение ежемесячной денежной выплаты;

3) получение и содержание жилых помещений;

4) оплату коммунальных услуг;

5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Такой меры социальной поддержки ветеранов, как бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте (предусмотренной в ранее действующей редакции Закона), указанной нормой права не предусмотрено.

Пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ содержит требования о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия о том, что вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки не могут быть ниже мер социальной поддержки, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как установлено в судебном заседании, при осуществлении мер социальной поддержки ветеранов труда вышеуказанные требования о сохранении объема финансирования соблюдены.

Из справки Главного государственного финансового управления Псковской
области следует, что объем финансирования с 2004 года возрос. Для обеспечения расходов, связанных с предоставлением льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и единовременной денежной выплаты ветеранам труда, на 2004 год было запланировано на эти расходы 132755 тыс. руб., кассовое исполнение составило 132755 тыс. руб., на 2005 год план составил 279656,2 тыс. руб., кассовое исполнение - 278497 тыс. руб., на 2006 год план составил 349044,8 тыс. руб., кассовое исполнение - 349034,7 тыс. руб., на 2007 год уточненный план составил 435585 тыс. руб. Расходы определены исходя из численности этой категории граждан, в 2004 году численность этой категории граждан составляла 66879 человек, в 2007 году - 66000 человек.

Таким образом, положения оспариваемого постановления, устанавливающие такую меру социальной поддержки, как оплата в размере 50% стоимости проезда в пригородном общественном автомобильном транспорте на пригородных автобусных маршрутах, не могут быть расценены как противоречащие Федеральному закону N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.

Следует также иметь в виду, что ранее действующим законодательством не предусматривалась такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, льготы по проезду в пригородном общественном автомобильном транспорте предоставлялись в натуральном виде.

Доводы заявителей о том, что размер денежной выплаты, предусмотренный Законом области, не может компенсировать те льготы, которыми они пользовались ранее, необоснованны, так как данная выплата не является компенсацией льгот, которыми они пользовались ранее, и законы Псковской области, устанавливающие ее размер, не являются предметом данного судебного разбирательства.

Кроме того, федеральное законодательство не предусматривает порядок получения этой ежемесячной денежной выплаты, установления ее размера, в том числе ее минимального или максимального размера, и субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать размер этой выплаты.

При
этом необходимо учитывать также то, что суд не может принимать решения по увеличению этой выплаты, установлению какого-либо иного ее размера, так как в силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе разрешать вопросы, отнесенные к компетенции законодательной и исполнительной власти.

Компетенция суда при рассмотрении данных категорий дел изложена в ст. 253 ГПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части его со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов необходимо наряду с проверкой нормативного акта на несоответствие закону или иному правовому акту также установить наличие нарушения указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан. Как видно из объяснений заявителей, свои доводы они обосновывают тем, что нарушаются их права на льготный проезд на пригородном транспорте, что выражается в невозможности приобретения билетов для проезда на этом транспорте из-за их стоимости, однако в материалах дела доказательства, подтверждающие эти доводы, отсутствуют. Поэтому суд считает, что оспариваемой нормой права заявителей на льготный проезд на пригородном транспорте не нарушены и не ущемлены.

Доводы заявителей о том, что они защищают права всех садоводов области, не могут быть приняты во внимание, так как документов, подтверждающих их полномочия по такой защите, в материалах дела нет, а заявление подано от имени конкретных граждан.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей, а значит, заявление не подлежит
удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 199, 253 ГПК РФ,

решил:

Б., Л. и С. в удовлетворении заявления о признании постановления Администрации Псковской области “О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в городском и пригородном общественном транспорте“ N 539 от 26 декабря 2006 года противоречащим федеральному законодательству отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.