Постановление президиума Московского городского суда от 15.03.2007 по делу N 44у-258/07 По смыслу закона в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с действующим законодательством, содеянное следует квалифицировать как покушение на сбыт наркотического средства, поскольку в таких случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2007 года
Дело N 44у-258/07“
Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего Егоровой О.А.,
членов президиума Колышницыной Е.Н.,
Тарасова В.Ф.,
Бирюковой Е.Т.,
Курциньш С.Э.
рассмотрел надзорную жалобу осужденного А. на приговор Головинского районного суда г. Москвы от 3 марта 2005 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 13 апреля 2005 года.
Вышеуказанным приговором
А., <...>, несудимый,
осужден к лишению свободы по ч. 1 ст. 228-1 УК РФ сроком на 5 лет, по п. “г“ ч. 3 ст. 228-1 УК РФ сроком на 12 лет, без штрафа.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет без штрафа в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен с 20 сентября 2004 года.
В приговоре решена судьба вещественных доказательств.
В кассационном порядке приговор оставлен без изменения.
В надзорной жалобе осужденный А. выражает несогласие с приговором и утверждает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит снизить срок назначенного ему наказания.
Проверив материалы дела, выслушав доклад судьи Амплеевой Л.А., мнение заместителя прокурора города Москвы Григорьева А.А., полагавшего судебные решения изменить, переквалифицировать действия на ч. 3 ст. 30, п. “г“ ч. 3 ст. 228-1 УК РФ, по которой назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет, исключить осуждение его по ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум
УСТАНОВИЛ:
А. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств и в незаконном сбыте наркотических средств в крупном размере.
Как указано в приговоре, преступления совершены при следующих обстоятельствах:
он, в неустановленное время, у неустановленного лица, в неустановленном месте, с целью сбыта приобрел наркотическое средство - героин весом не менее 21,35 грамма, часть которого весом 0,84 грамма 20 сентября 2004 года примерно в 18 часов 00 минут по адресу: <...> незаконно сбыл гражданину Т. за 700 рублей.
В тот же день, 20 сентября 2004 года примерно в 22 часа 30 минут по адресу: <...> оставшуюся часть этого наркотического средства весом 20,51 грамма он незаконно сбыл гражданину Т. за 11000 рублей и 100 долларов США, после чего был задержан сотрудниками милиции.
Вина А. подтверждается: актом добровольной выдачи Т. свертка с порошкообразным веществом, при этом Т. пояснил, что в данном свертке содержится вещество, которое он приобрел у А.; протоколом осмотра денежных средств, изъятых у А., согласно которому номера указанных купюр совпадают с номерами денежных купюр, выданных для проведения оперативного эксперимента “проверочной закупки“; рапортом сотрудника милиции о задержании А. при проведении оперативного эксперимента “проверочной закупки“ по заявлению Т.; показаниями свидетелей Т., М.; заключением химической экспертизы; а также вещественными доказательствами, приобщенными к материалам дела.
Доводы осужденного А. об отсутствии у него умысла на сбыт героина Т. являются несостоятельными и опровергаются совокупностью доказательств по делу. Так, до проведения проверочной закупки в своем заявлении Т. указал, что готов оказать помощь в изобличении сбытчика наркотиков, которым впоследствии оказался А.
Сведения, изложенные в заявлении Т., согласуются с показаниями свидетеля М. о том, что оперативный эксперимент был направлен на изобличение сбытчика наркотического средства - героина.
Кроме того, показания данных свидетелей объективно подтверждаются протоколом добровольной выдачи в присутствии понятых Т. свертка с наркотическим веществом и протоколом изъятия в присутствии понятых у А. денег, ранее выданных Т.
Вывод суда о количестве наркотических средств основан на полученном в установленном законом порядке доказательстве, а именно: на заключении эксперта, сомневаться в объективности выводов которого, оснований не имеется.
Вместе с тем, правильно установив фактические обстоятельства дела, связанные с незаконным сбытом А. наркотического средства - героина, суд дал его действиям неправильную юридическую оценку.
По смыслу закона в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с действующим законодательством, что имело место по настоящему делу, содеянное следует квалифицировать как покушение на сбыт наркотического средства, поскольку в таких случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.
Как видно из материалов дела, и это отражено в приговоре, умысел А. был направлен на сбыт всего количества приобретенного героина, передача наркотического средства (героина весом 20,51 грамма) осуществлялась в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия.
При таких обстоятельствах действия осужденного следует квалифицировать как единое преступление по ч. 3 ст. 30, п. “г“ ч. 3 ст. 228-1 УК РФ.
При назначении осужденному наказания президиум учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства дела, данные о личности виновного, его состояние здоровья и семейное положение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 407, 408 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу осужденного А. удовлетворить частично.
Приговор Головинского районного суда г. Москвы от 3 марта 2005 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 13 апреля 2005 года в отношении А. изменить: исключить осуждение по ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, переквалифицировать его действия с п. “г“ ч. 3 ст. 228-1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. “г“ ч. 3 ст. 228-1 УК РФ, по которой назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет.
Исключить указание о назначении А. наказания на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ.
В остальном приговор и кассационное определение оставить без изменения.
Председательствующий
О.А.ЕГОРОВА