Решения и постановления судов

Решение Новосибирского областного суда от 09.03.2007 N 3-28/2007 О признании недействующими пунктов 1, 2 статьи 7 и пункта 2 статьи 11 Закона Новосибирской области от 03.07.2000 N 109-ОЗ (ред. от 26.09.2005) “Об охране труда в Новосибирской области“.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 марта 2007 г. по делу N 3-28/2007

Новосибирский областной суд

в составе:

председательствующего судьи Решетниковой Т.М.

при секретаре Б.

с участием:

помощника прокурора Новосибирской области Козловой М.В.

представителей:

Новосибирского областного Совета депутатов Ф.

Губернатора Новосибирской области Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление и.о. прокурора Новосибирской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими пунктов 1 и 2 статьи 7, пункта 2 статьи 11 Закона Новосибирской области от 03 июля 2000 г. N 109-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 26.09.2005 г. N 320-ОЗ) “Об охране труда в Новосибирской области“,

установил:

Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 21.06.2000 г. принят Закон Новосибирской области N 109-ОЗ “Об охране труда в Новосибирской области“.

Губернатором Новосибирской области Закон Новосибирской области “Об охране труда в Новосибирской области“ подписан 03 июля 2000 г., опубликован в газетах “Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов“ N 26 07 июля 2000 г.

Изменения и дополнения в Закон Новосибирской области от 03 июля 2000 г. внесены Законами Новосибирской области от 11 июня 2003 г. N 118-ОЗ и от 26.09.2005 г. N 320-ОЗ.

И.о. прокурора Новосибирской области обратился в суд заявлением о признании противоречащими Трудовому кодексу РФ пунктов 1 и 2 статьи 7, пункта 2 ст. 11 Закона Новосибирской области от 03 июля 2000 г. N 109-ОЗ “Об охране труда в Новосибирской области“, считает, что оспариваемые положения Закона Новосибирской области в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ противоречат
частям 1 и 2 ст. 21, ч. 3 ст. 226 ТК РФ и подлежат признанию недействующими.

Помощник прокурора Новосибирской области Козлова М.В., участвующая в рассмотрении дела, доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.

Представители Новосибирского областного Совета депутатов и Губернатора Новосибирской области с требованиями прокурора Новосибирской области согласны в части заявленного требования о признании противоречащим ч. 3 ст. 226 ТК РФ положений пункта 2 ст. 11 Закона Новосибирской области от 03.07.2000 г. N 109-ОЗ “Об охране труда в Новосибирской области“, в части требований о признании противоречащими ТК РФ положений пунктов 1 и 2 статьи 7 Закона Новосибирской области от 03.07.2000 г. N 109-ОЗ просят прокурору отказать.

Представитель Новосибирского областного Совета в письменных возражениях в суд указывают, что Закон Новосибирской области от 03.07.2000 г. N 109-ОЗ “Об охране труда в Новосибирской области“ устанавливает иные цели создания службы охраны труда работодателем, которые являются более широкими, чем установленные Трудовым кодексом РФ.

Выслушав прокурора, представителей Новосибирского областного Совета депутатов и Губернатора Новосибирской области, исследовав материалы дела, заслушав прения сторон, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ граждане, организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо
другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени.

Судебным разбирательством установлено, что Закон Новосибирской области от 03 июля 2000 г. N 109-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 26.09.2005 г. N 320-ОЗ) “Об охране труда в Новосибирской области“ регулирует на территории Новосибирской области отношения в сфере охраны труда между работодателями и работниками организаций независимо от организационно-правовых форм, определяет полномочия в сфере охраны труда органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливает правила и процедуры в сфере охраны труда, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно ст. 2 Закона Новосибирской области от 03.07.2000 г. N 109-ОЗ законодательство Новосибирской области в сфере охраны труда основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Новосибирской области.

Статья 7 Закона Новосибирской области N 109-ОЗ устанавливает, что для организации и координации работы по охране труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, осуществляющих производственную деятельность с численностью более 100 работников создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организациях с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации.

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Статья 217 ТК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ) устанавливала, что в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ в статью 217 ТК РФ внесены изменения, слова “с численностью более 100 работников“ заменены словами “численность работников которого превышает 50 человек“. Часть вторая ст. 217 ТК РФ изложена в новой редакции - работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится трудовое законодательство (пункт “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам.

В связи с внесением изменений в статью 217 ТК
РФ, положения статьи 7 Закона Новосибирской области от 03 июля 2000 г. N 109-ОЗ стали противоречить вышеуказанным положениям Трудового кодекса РФ.

Доводы представителей Новосибирского областного Совета депутатов и Губернатора Новосибирской области, что статья 7 Закона Новосибирской области N 109-ОЗ устанавливает иные цели создания службы охраны труда работодателями, по мнению суда являются несостоятельными, так как статья 7 Закона Новосибирской области от 03.07.2000 г. N 109-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 26.09.2005 г. N 320-ФЗ) “Об охране труда“, как и статья 217 ТК РФ устанавливает одни и те же цели для создания службы охраны труда в организации, определяя статус данной службы в зависимости от численности работников в организации.

Пунктом 2 ст. 11 Закона Новосибирской области от 03.07.2000 г. N 109-ОЗ определено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

Данная редакция п. 2 ст. 11 Закона Новосибирской области N 109-ОЗ соответствовала редакции ч. 3 ст. 226 ТК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ часть третья ст. 226 ТК РФ изложена в новой редакции - финансирование мероприятий по улучшению условий труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Пункт 2 ст. 11
Закона Новосибирской области от 03.07.2000 г. N 109-ОЗ противоречит ч. 3 ст. 226 ТК РФ и подлежит признанию недействующим.

Суд считает, что оспариваемые прокурором Новосибирской области положения Закона Новосибирской области “Об охране труда“ подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с правовой позицией, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. N 19-П, от 11 апреля 2000 г. N 6-П, от 27 января 2004 г. N 1-П решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишение его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим, следовательно, с момента вступления решения суда в законную силу не подлежащим применению.

Руководствуясь ст. 194 - 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление и.о. прокурора Новосибирской области удовлетворить.

признать противоречащими Трудовому кодексу Российской Федерации и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2 статьи 7, п. 2 статьи 11 Закона Новосибирской области от 03 июля 2000 г. N 109-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 26.09.2005 г. N 320-ОЗ) “Об охране труда в Новосибирской области“.