Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Тыва от 28.02.2007 N 3/24-07 О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N 741 “О мелиорации земель“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

РЕШЕНИЕ

от 28 февраля 2007 г. N 3/24-07

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.,

при секретаре О.А.Н.,

с участием представителя заместителя прокурора Республики Тыва В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 28 февраля 2007 г. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N 741 “О мелиорации земель“ в части,

установил:

Заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N 741 “О мелиорации земель“ (в редакции законов Республики Тыва от 12.02.2001 N 943, от 10.05.2001 N 1069, от 29.12.2004 N 1032 ВХ-1, от 15.03.2006 N 1713 ВХ-1), в части.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

Пункт 2 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающий, что отношения, возникающие в процессе осуществления мероприятий на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются настоящим Законом в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит абзацу 2 статьи 4 Федерального закона “О мелиорации земель“, предусматривающему, что отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом “О мелиорации земель“ в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающий, что отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда,
земель водного фонда, регулируются настоящим Законом в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством, законодательством об охране окружающей среды Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит абзацу 3 статьи 4 Федерального закона, предусматривающему, что отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда регулируются Федеральным законом “О мелиорации земель“ в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

Пункт 4 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающий, что имущественные и административные отношения, возникающие в области мелиорации земель, регулируются Федеральным законом “О мелиорации земель“, настоящим Законом в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации, противоречит абзацу 4 статьи 4 Федерального закона, предусматривающему, что имущественные и административные отношения, возникающие в области мелиорации земель, регулируются настоящим Федеральным законом в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, отношения, установленные статьей 4 Закона Республики Тыва регулируются законодательством Российской Федерации в области мелиорации земель.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Тыва к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Республики Тыва, настоящим Законом относится участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Однако, пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ абзац 4 статьи 16 Федерального закона N 4-ФЗ “О мелиорации земель“, предусматривающий, что органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут участвовать в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утратил силу, в связи
с чем такое полномочие органов местного самоуправления исключено.

Пунктом 9 статьи 18 Закона Республики Тыва предусмотрено, что одним из направлений деятельности республиканских органов исполнительной власти является проведение государственной экспертизы проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, их утверждение.

Однако, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ внесены изменения в абзац 10 статьи 18 Федерального закона N 4-ФЗ “О мелиорации земель“: слово “проектов“ заменено словами “проектной документации“, слова “их утверждение“ исключены.

Таким образом, внесенными изменениями установлено, что одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области мелиорации является проведение государственной экспертизы проектной документации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 23 Закона Республики Тыва государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на предмет соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

Государственная экологическая экспертиза в области мелиорации земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма противоречит федеральному законодательству, в связи с тем, что пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ аналогичная норма, предусмотренная статьей 23 Федерального закона “О мелиорации земель“ изменена и изложена в новой редакции, согласно которому проектная документация мелиоративных систем и отдельно
расположенных гидротехнических сооружений подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва 18 марта 1997 г. N 741 “О мелиорации земель“ нарушает интересы Российской Федерации, поскольку эти нормы противоречат федеральному законодательству.

Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете “Тувинская правда“.

В судебном заседании представитель заместителя прокурора Республики Тыва В.В. заявление заместителя прокурора Республики Тыва поддержал и просил признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщил.

Представители Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва и Председателя Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав представителя заместителя прокурора Республики Тыва В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, зонами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В заявлении прокурора
говорится о пунктах, тогда как из содержания Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N 741 “О мелиорации земель“ видно, что статьи Закона состоят не из пунктов, а из частей, а части, соответственно, из абзацев. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ “О мелиорации земель“ (в ред. от 18.12.2006) также состоит из частей, а части - из абзацев.

Часть 2 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающая, что отношения, возникающие в процессе осуществления мероприятий на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются настоящим Законом в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит части 2 статьи 4 Федерального закона, предусматривающего, что отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях, на которых осуществляется ведение лесного хозяйства, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом “О мелиорации земель“ в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации.

Часть 3 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающая, что отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, регулируются настоящим Законом в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством, законодательством об охране окружающей среды Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит части 3 статьи 4 Федерального закона, предусматривающей, что отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, регулируются Федеральным законом “О мелиорации земель“ в соответствии с земельным, водным, лесным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной
среды.

Часть 4 статьи 4 Закона Республики Тыва, предусматривающая, что имущественные и административные отношения, возникающие в области мелиорации земель, регулируются Федеральным законом “О мелиорации земель“, настоящим Законом в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации, противоречит части 4 статьи 4 Федерального закона, предусматривающей, что имущественные и административные отношения, возникающие в области мелиорации земель, регулируются настоящим Федеральным законом в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 4 статьи 16 Закона Республики Тыва к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Республики Тыва, настоящим Законом относится участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Однако пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ абзац 4 статьи 16 Федерального закона “О мелиорации земель“, предусматривающий, что органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут участвовать в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, признан утратившим силу, в связи с чем такое полномочие органов местного самоуправления исключено.

В абзаце 10 статьи 18 Закона Республики Тыва предусмотрено, что одним из направлений деятельности республиканских органов исполнительной власти является проведение государственной экспертизы проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, их утверждение.

Однако пунктом 2 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ внесены изменения в абзац 10 статьи 18 Федерального закона “О мелиорации земель“: слово “проектов“ заменено словами “проектной документации“, слова “их утверждение“ исключены.

Таким образом, Федеральным законом с учетом внесенных изменений установлено, что одним из основных направлений деятельности
органов исполнительной власти субъектов РФ в области мелиорации является проведение государственной экспертизы проектной документации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

В соответствии с частью 1 ст. 23 Закона Республики Тыва государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на предмет соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. В части 2 этой же статьи сказано, что государственная экологическая экспертиза в области мелиорации земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма противоречит федеральному законодательству в связи с тем, что пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ аналогичная норма, статьи 23 Федерального закона “О мелиорации земель“ изложена в новой редакции, согласно которой проектная документация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые нормы Закона Республики Тыва действительно противоречат федеральному законодательству.

Следовательно, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- часть 2 статьи 4 в части слов “настоящим Законом“, “и Республики Тыва“;

- часть 3 статьи 4 в части слов “настоящим Законом“, “и Республики
Тыва“;

- часть 4 статьи 4 в части слов “, настоящим Законом“;

- абзац 4 статьи 16;

- абзац 10 статьи 18 в части слов “проектов“, “, их утверждение“;

- статью 23

Закона Республики Тыва от 18 марта 1997 г. N 741 “О мелиорации земель“ (в редакции законов Республики Тыва от 12.02.2001 N 943, от 10.05.2001 N 1069, от 29.12.2004 N 1032 ВХ-1, от 15.03.2006 N 1713 ВХ-1).

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете “Тувинская правда“.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий

А.В.БОЛАТ-ООЛ