Решения и постановления судов

Решение Ивановского областного суда от 28.02.2007 N 3-29/2007 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия отдельных норм постановлений Правительства Ивановской области от 20 июля 2006 года N 125-п “Об утверждении Порядка и условий осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи“ и от 23.11.2006 N 193-п “О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 20.07.2006 N 125-п“.

ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 28 февраля 2007 г. по делу N 3-29/2007

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Мозжухиной В.В. при секретаре Фуфыгиной Н.А. с участием прокурора Лебедевой Н.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 27 - 28 февраля 2007 года дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия абзаца 1 пункта 2 и абзаца 2 пункта 4 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 20 июля 2006 года N 125-п “Об утверждении Порядка и условий осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской
помощи“ (в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 02.08.2006 N 133-п и от 23.11.2006 N 193-п), пункта 3 постановления Правительства Ивановской области от 23.11.2006 N 193-п “О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 20.07.2006 N 125-п“,

установил:

Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия абзаца 1 пункта 2 и абзаца 2 пункта 4 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 20 июля 2006 года N 125-п “Об утверждении порядка и условий осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи“ (в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 2 августа 2006 года N 133 и от 23 ноября 2006 года N 193-п) и пункта 3 постановления Правительства Ивановской области от 23.11.2006 N 193-п “О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 20.07.2006 N 125-п“.

Заявление мотивировано тем, что абзацем 1 пункта 2 вышеназванного приложения (в редакции постановления Правительства Ивановской области от 23.11.2006 N 193-п) установлено, что объем субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов, определяется исходя из численности работников, занимающих штатную должность (не менее 1 ставки или менее 1 ставки, в случае если медицинский работник работает по основной должности на неполную ставку в связи с тем, что действующими штатными нормативами по соответствующей категории медицинских работников предусмотрено менее одной ставки), и размеров установленных Законом Ивановской области денежных выплат по соответствующим категориям должностей: для врача - 5 тыс. рублей, для фельдшера (акушерки) - 3,5 тыс. руб., для медицинской сестры - 2,5 тыс. руб.

Абзацем 2
пункта 4 вышеназванного приложения (в редакции постановления Правительства Ивановской области от 02.08.2006 N 133-п) установлено, что субвенции на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи распределяются бюджетам муниципальных районов и городских округов Департаментом финансов Ивановской области в соответствии с пунктом 2 данного Порядка. Данные нормы приняты Правительством Ивановской области с превышением компетенции и противоречат требованиям ст. ст. 140, 151 Бюджетного кодекса РФ.

Пункт 3 постановления N 193-п предусматривает распространение действия указанного постановления на правоотношения, возникшие с 1 июля 2006 года, т.е. до вступления его в силу, что противоречит п. 1 ст. 5 БК РФ.

В судебном заседании представитель Ивановской областной прокуратуры по доверенности Лебедева Н.Ю. заявление поддержала.

Представитель Правительства Ивановской области по доверенности Жукова Е.А., представитель Губернатора Ивановской области по доверенности Шумарина В.Е. и представитель Ивановской областной Думы Норкин А.В. по доверенности с требованиями прокурора не согласились, считают, что оспариваемые постановления Правительства Ивановской области приняты в пределах компетенции Правительства Ивановской области и не противоречат федеральному законодательству, поскольку приняты в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 09.06.2006 N 356, и Закону Ивановской области от 13.07.2006 N 64-ФЗ, в котором указано, что порядок и условия осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи утверждаются Правительством Ивановской области. Методика распределения средств постановлениями Правительства Ивановской области не утверждалась. Федерального закона, которым бы Российская Федерация передала субъектам полномочия по предоставлению денежных выплат вышеназванному медицинскому персоналу, а также закона Ивановской области, уполномочивающего муниципальные образования предоставлять указанным медицинским работникам денежные выплаты, принято
не было. Поскольку субвенции бюджетам муниципальных районов, городских округов предоставляются с 3 квартала 2006 года, действие указанного выше постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 июля 2006 года.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

20.07.2006 Правительством Ивановской области издано постановление N 125-п “Об утверждении Порядка и условий осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи“.

Постановлением Правительства Ивановской области от 02.08.2006 N 133-п, опубликованным 11.08.2006 в “Собрании законодательства Ивановской области“ N 18 (300), и от 23.11.2006 N 193-п, опубликованным 08.12.2006 в “Собрании законодательства Ивановской области“ N 35 (317), в постановление N 125-п внесены изменения.

Абзацем 1 пункта 2 приложения к постановлению N 125-п (в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 02.08.2006 N 133-п, от 23.11.2006 N 193-п) установлено, что объем субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов, определяется исходя из численности работников, занимающих штатную должность (не менее 1 ставки или менее 1 ставки, в случае если медицинский работник работает по основной должности на неполную ставку в связи с тем, что действующими штатными нормативами по соответствующей категории медицинских работников предусмотрено менее одной ставки), и размеров установленных Законом Ивановской области денежных выплат по соответствующим категориям должностей.

Абзац 2 пункта 4 того же приложения устанавливает, что субвенции на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи распределяются бюджетам муниципальных районов и городских округов Департаментом финансов Ивановской области в соответствии с пунктом 2 данного Порядка.

Установив вышеуказанные нормы, Правительство Ивановской области фактически определило механизм распределения
субвенций из областного фонда компенсаций по бюджетам муниципальных образований и показатели, используемые при этом.

Частью 2 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенций методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость бюджетных услуг (объем выплат).

Согласно пункту 1 ст. 151 БК РФ каждый орган, обладающий бюджетными полномочиями (к которым относится и Правительство Ивановской области), должен действовать в пределах закрепленных за ним полномочий.

Каких-либо правовых актов, в том числе и законов области, наделявших бы Правительство области полномочиями по определению механизма распределения указанных выше субвенций по бюджетам муниципальных образований, не имеется.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемые правовые нормы приняты Правительством Ивановской области в пределах своих полномочий и не противоречат федеральному законодательству, суд находит несостоятельными.

Действительно, пунктом 4 постановления Правительства РФ от 09.06.2006 N 356 “О порядке предоставления в 2006 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи“ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено в месячный срок установить размеры, условия и порядок осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи. В Законе Ивановской области от 13.07.2006 N 64-ОЗ “О денежных выплатах медицинскому
персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи“ также указывается о том, что порядок и условия осуществления денежных выплат указанному медицинскому персоналу утверждаются Правительством Ивановской области. Однако указанные правовые акты не наделяют Правительство области полномочиями по определению методики расчета и распределения субвенций, выделяемых из регионального фонда компенсаций местным бюджетам.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные нормы приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 20.07.2006 N 125-п (в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 02.08.2006 N 133-п и от 23.11.2006 N 193-п) противоречат названному федеральному бюджетному законодательству, поскольку расчет субвенций должен осуществляться на основании единой методики для определенного вида субвенций, утвержденной законом субъекта РФ, а не на основании порядка, предусмотренного правовым актом Правительства области.

Кроме того, пункт 3 постановления N 193-п предусматривает, что данное постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.07.2006, т.е. до вступления его в силу. Данное постановление содержит нормы, устанавливающие механизм определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, т.е. регулирует правоотношения, которые в соответствии со ст. 1 БК РФ являются бюджетными.

Общепринятый принцип бюджетного законодательства Российской Федерации, имеющий общеправовое значение, закреплен в ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, которой установлено, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

Следовательно, данный пункт постановления Правительства Ивановской области N 193-п противоречит федеральному законодательству.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Ивановской области удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения
суда в законную силу абзац 1 пункта 2 и абзац 2 пункта 4 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 20.07.2006 N 125-п “Об утверждении Порядка и условий осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи“ (в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 02.08.2006 N 133-п, от 23.11.2006 N 193-п), пункт 3 постановления Правительства Ивановской области от 23.11.2006 N 193-п “О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 20.07.2006 N 125-п“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в срок 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ивановский областной суд.