Решения и определения судов

<Письмо> Красноярского краевого суда от 25.02.2007 N П-780 “Ответы на вопросы районных (городских) судов

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ПИСЬМО

от 25 февраля 2007 г. N П-780

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) СУДОВ

Вопрос: Требуется ли проведение торгов или аукциона (конкурса) при предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства гражданам в сельской местности (рабочем поселке)?

Ответ: В Земельном кодексе РФ не предусмотрено обязательное проведение торгов или аукциона при предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Статьей 81 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Законом “О личном подсобном хозяйстве“, принятым 21 июня 2003 г.

В данной статье речь идет о предоставлении земельных участков в самом широком смысле - т.е.
о предоставлении как в пользование, аренду, так и в собственность.

Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 3 ФЗ о подсобном хозяйстве предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Тем гражданам, которые проживают в городах, участки для личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены при наличии свободных земельных участков.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что граждане, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских или в городских поселениях, могут приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства как в сельских, так и в городских поселениях в порядке гражданского оборота таких земельных участков (купля-продажа, дарение, наследование, обмен, аренда) и других сделок, т.к. на земельные участки личного подсобного хозяйства разрешен свободный оборот в соответствии с пунктом 6 статьи 4 данного Федерального закона, п. 7 ст. 27 ЗК РФ и абзацем вторым пункта 1 ст. 1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“.

Своеобразие правового режима этих земель заключается в том, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства хотя и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, обычно находятся в составе земель населенных пунктов. Согласно п. 1 ФЗ о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной
продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В п. 4 ст. 4 ФЗ о личном подсобном хозяйстве воспроизведена норма пункта 1 ст. 33 ЗК РФ о том, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом по порядку предоставления таких земель сделана отсылка к земельному законодательству.

Непосредственный порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлен в ст. 34 ЗК РФ. Граждане, желающие получить земельный участок (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), подают заявление в орган государственной власти или орган местного самоуправления (в пределах их компетенции), предусмотренные ст. 29 ЗК РФ с указанием целевого использования испрашиваемого земельного участка, размера, месторасположения и титульного права, на которое претендует приобретатель.

Решение о предоставлении гражданину испрашиваемого земельного участка должно быть принято в полуторамесячный срок с момента подачи заявления, включая установленный предельно максимальный месячный срок, необходимый для изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, а также двухнедельный срок, в течение которого уполномоченные органы обязаны принять компетентное решение. Решение об отказе в предоставлении гражданину испрашиваемого земельного участка должно быть принято компетентным органом в двухнедельный срок. Компетентные органы могут принимать такого рода решения, не дожидаясь окончания максимальных сроков, а по мере подготовки необходимых документов. Заинтересованные лица, в том числе граждане, испрашивающие предоставление земельного участка, не согласные с принятыми решениями, могут обжаловать их в суде.

Если органы государственной власти или органы местного самоуправления принимают положительное решение о предоставлении земельного участка, то
они обязаны заключить договор купли-продажи или аренды земельного участка в недельный срок с момента изготовления и предоставления заявителем в компетентный орган кадастровой карты (плана) земельного участка.

При этом нужно иметь в виду, что обязанность обеспечения заблаговременной публикации информации о предоставлении гражданину испрашиваемого им земельного участка (с указанием, на каком праве предоставляется земельный участок, а также условия его предоставления) лежит на соответствующем органе, а не на заявителе.

Вышеуказанная процедура применяется в тех случаях, когда инициатором представления земельного участка является гражданин.

Когда инициатором представления земельного участка выступает государственный орган власти или орган местного самоуправления, то процедура в корне отличается от вышерассмотренной процедуры.

Такая процедура может применяться только после того, как органы власти или местного самоуправления примут соответствующий нормативный акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Принимая такой нормативный акт, органы власти или местного самоуправления могут предусмотреть порядок предоставления земельного участка на торгах или аукционе.

Можно применить процедуру предоставления только в отношении обособленных земельных участков, на которых уже имеются утвержденные проекты границ земельного участка.

Органы власти или местного самоуправления должны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками, предполагаемыми для предоставления, специальный орган и обеспечить заблаговременную публикацию информации о предстоящем предоставлении земельного участка. Если эта информация содержит все существенные условия предполагаемой сделки, то предложение является публичной офертой, т.к. выражается воля органа заключить договор купли-продажи или аренды земельного участка с любым гражданином, который примет это предложение. Оно теряет свою силу с момента первого обращения лица (за исключением случаев, предусматривающих проведение торгов или аукциона), принявшего это предложение в полном объеме и безоговорочно.
С этим лицом должен быть заключен договор купли-продажи или аренды земельного участка.

Органы власти или местного самоуправления после публикации такого рода предложений должны рассмотреть все поступившие заявки и не могут отказать заинтересованным лицам в предоставлении земельных участков в связи с отсутствием порядка заключения такого рода договоров.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков в соответствии со статьей 38 ЗК РФ детализированы в Постановлении Правительства РФ от 11.11.2002 “Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды этих земельных участков“.

Ответ обсужден на заседании Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда 20 февраля 2007 года.

Заместитель председателя

краевого суда

С.В.АСТАШОВ