Решения и определения судов

Решение Ивановского областного суда от 17.01.2007 N 3-1/2007 Указ Губернатора Ивановской области от 05.06.2006 N 87-УГ “Об отмене постановления Главы Администрации Ивановской области от 29.09.1998 N 706“ признан недействующим, так как при решении вопроса о прекращении существования в Ивановской области особо охраняемых природных территорий не была проведена обязательная экологическая экспертиза, что нарушает право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 17 января 2007 г. по делу N 3-1/2007

Ивановский областной суд в составе председательствующего Кириченко О.Т. при секретаре Фуфыгиной Н.А. с участием прокурора Нармания Е.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иванове 17 января 2007 года дело по заявлению Ф.И.О. о признании указа Губернатора Ивановской области от 5 июня 2006 N 87-УГ “Об отмене постановления Главы Администрации Ивановской области от 29.09.1998 N 706“ недействующим,

установил:

Постановлением Главы Администрации Ивановской области от 29 сентября 1998 года N 706 “О государственных охотничьих заказниках Ивановской области“ Клязьминский, Мирславский, Затеихинский, Сезуховский государственные охотничьи заказники признаны особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

Указом Губернатора Ивановской области
“О приведении ряда правовых актов Ивановской области в соответствие с Федеральным законом “О животном мире“ от 14 декабря 2000 N 78-УГ (абзац 5 подпункта 3.2) постановление Главы Администрации Ивановской области от 29.09.1998 N 706 “О государственных охотничьих заказниках Ивановской области“ признано утратившим силу.

Решением Ивановского областного суда от 1 марта 2006 года удовлетворено заявление Лапшина А.Н. о признании недействующим абзаца 5 подпункта 3.2 указа Губернатора Ивановской области от 14 декабря 2000 года N 78-УГ “О приведении ряда правовых актов Ивановской области в соответствие с ФЗ “О животном мире“.

Указом Губернатора Ивановской области от 5 июня 2006 года N 87-УГ “Об отмене постановления Главы Администрации Ивановской области от 29.09.1998 N 706“ отменено в соответствии с ФЗ от 14 марта 1995 года “Об особо охраняемых природных территориях“, ФЗ от 23 ноября 1995 года “Об экологической экспертизе“ постановление Главы Администрации Ивановской области от 29.09.1998 N 706 “О государственных охотничьих заказниках Ивановской области“.

Лапшин А.Н. обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании указа Губернатора Ивановской области от 5 июня 2006 N 87-УГ “Об отмене постановления Главы Администрации Ивановской области от 29.09.1998 N 706“ недействующим как противоречащего федеральному и областному законодательству.

Заявление мотивировано следующим.

Изданный Губернатором области 5 июня 2006 года указ N 87-УГ нарушает права Лапшина на благоприятную окружающую среду и на проведение мероприятий по охране животного мира и среды его обитания, в том числе редких и исчезающих видов фауны, он, как и жители Ивановской области, граждане России и мирового сообщества, имеет право на высшее состояние физического и психического здоровья.

Лапшин А.Н. полагает, что принятием оспариваемого нормативного акта
Губернатор Ивановской области в нарушение п. 4 ст. 253 ГПК РФ преодолел вступившее в законную силу решение Ивановского областного суда от 1 марта 2006 года по заявлению Лапшина А.Н. о признании недействующим абзаца 5 подпункта 3.2 указа Губернатора Ивановской области от 14 декабря 2000 года N 78-УГ “О приведении ряда правовых актов Ивановской области в соответствие с ФЗ “О животном мире“.

Лапшин А.Н. считает, что оспариваемый указ противоречит федеральному и областному законодательству об охране окружающей среды и животном мире, о природных заказниках Ивановской области, Гражданскому процессуальному кодексу РФ.

Лапшин А.Н. в судебном заседании требование поддержал, указав на противоречие оспариваемого нормативного правового акта и ФЗ “Об экологической экспертизе“, просил заявление удовлетворить.

Представитель Губернатора Ивановской области по доверенности Жукова Е.А. с заявлением не согласна, считает, что оспариваемый Лапшиным А.Н. нормативный правовой акт принят Губернатором Ивановской области в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах полномочий, установленных Уставом Ивановской области.

Принятие оспариваемого нормативного правового акта обусловлено необходимостью устранения нарушений федерального законодательства, которые были допущены при принятии постановления от 29.09.1998 N 706. Данное постановление в нарушение требований законодательства РФ не прошло государственную экологическую экспертизу, при принятии постановления не была соблюдена предусмотренная ст. 23 ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ процедура согласования с соответствующими органами местного самоуправления.

Поскольку основания отмены постановления Главы Администрации Ивановской области от 29 сентября 1998 года N 706, предусмотренные указами Губернатора Ивановской области от 14 декабря 2000 года и от 5 июня 2006 года, различны, утверждения Лапшина А.Н. о преодолении решения Ивановского областного суда путем принятия оспариваемого нормативного правового акта являются необоснованными.

Выслушав пояснения участвующих в деле
лиц, заключение прокурора Нармания Е.Б., полагавшего оставить заявление без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд находит заявление Лапшина А.Н. подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.

Доказательства законности указа Губернатора Ивановской области от 5 июня 2006 года N 87-УГ суду не представлены.

Согласно ст. 12 ФЗ “Об экологической экспертизе“ проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе.

Оспариваемым нормативным правовым актом отменен статус особо охраняемых природных территорий указанных в постановлении Главы Администрации Ивановской области от 29 сентября 1998 года N 706 государственных охотничьих заказников, в этой связи в настоящее время отсутствуют запреты, предусмотренные ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“, на осуществление на этих территориях хозяйственной деятельности.

Общеизвестно, что хозяйственная деятельность может отрицательно повлиять на окружающую среду.

Таким образом, реализация указа Губернатора Ивановской области от 5 июня 2006 года N 87-УГ может повлечь указанные в ст. 12 ФЗ “Об экологической экспертизе“ негативные последствия для окружающей природной среды.

Следовательно, проект оспариваемого указа Губернатора подлежал обязательной государственной экологической экспертизе.

Стороны не отрицают, что принятию данного указа проведение государственной экологической экспертизы не предшествовало.

Обращение заместителя Председателя Правительства Ивановской области к руководителю управления Росприроднадзора по Ивановской области с запросом о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проекта оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствует о выполнении требований ст. 12 ФЗ “Об экологической экспертизе“.

Доводы представителя Губернатора Ивановской области о нарушениях федерального законодательства, допущенных при принятии постановления от 29 сентября 1998 года N
706, основанием для признания оспариваемого Лапшиным А.Н. нормативного правового акта законным служить не могут.

ФЗ “Об экологической экспертизе“ не содержит оснований для освобождения от проведения государственной экологической экспертизы проектов нормативных правовых актов, когда проведение такой экспертизы является обязательным в силу Закона.

Кроме того, в решении Ивановского областного суда от 1 марта 2006 года, которое вступило в законную силу, прямо указано на необходимость проведения экспертизы, предусмотренной ст. 12 ФЗ “Об экологической экспертизе“, при решении вопроса о прекращении существования в Ивановской области особо охраняемых природных территорий.

С учетом этого обстоятельства суд находит заслуживающим внимания довод заявителя о преодолении указанного решения суда повторным принятием без проведения обязательной государственной экологической экспертизы нормативного правового акта, направленного на ликвидацию в Ивановской области особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемого указа Губернатора Ивановской области ФЗ “Об экологической экспертизе“.

Суд соглашается с доводами Лапшина А.Н. о том, что принятием с нарушением федерального законодательства оспариваемого нормативного правового акта нарушаются его права на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

С учетом изложенного заявление Лапшина А.Н. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление Лапшина А.Н.

Признать не действующим со дня вступления решения в законную силу указ Губернатора Ивановской области от 5 июня 2006 года N 87-УГ “Об отмене постановления Главы Администрации Ивановской области от 29.09.1998 N 706“.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней через Ивановский
областной суд в Верховный Суд Российской Федерации.