Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного суда Республики Татарстан от 13.12.2006 N 44-г-353 О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2006 года Дело N 44-г-353“

(извлечение)

Президиум Верховного суда РТ рассмотрел гражданское дело по иску Г. к Управлению Пенсионного фонда России в г. Н. Челны РТ о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по надзорной жалобе Г. на решение Набережночелнинского городского суда РТ от 2 сентября 2005 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ от 3 октября 2005 г.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РТ Г., Президиум

установил:

Г. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого указала, что ответчиком ей было необоснованно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого
стажа работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. С данным решением Г. не согласилась, т.к. ответчик не включил в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с 06.09.1978 по 30.06.1979 в должности младшей медицинской сестры операционного отделения филиала Всесоюзного НИИ клинической и экстренной хирургии; в льготном исчислении период работы с 09.05.1988 по 22.01.2000 в должности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии городской больницы N 4 г. Н. Челны; а также период с 09.11.1994 по 26.12.1994 - прохождение курсов по повышению квалификации. Полагала, что указанные периоды работы подлежали включению в специальный стаж, в т.ч. с исчислением периода работы с 09.05.1988 по 22.01.2000 в льготном порядке - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Ответчик иск не признал.

Решением Набережночелнинского городского суда РТ от 2 сентября 2005 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ от 3 октября 2005 г., в иске отказано.

В надзорной жалобе Г. просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2006 г. дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Верховного суда РТ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум находит судебные постановления подлежащими отмене.

В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе Г. указывает, что судами первой и кассационной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по ее мнению, в том, что
оценка ее пенсионных прав произведена не в соответствии с действовавшим в период возникновения пенсионных прав законодательством, а в соответствии с законодательством, действовавшим на момент обращения за назначением пенсии.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения“ (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право
на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержденных Постановлением N 1066) предусматривалось, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В указанном Приложении в качестве структурных подразделений поименованы отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В качестве должностей поименованы медицинские сестры.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (далее -
Постановление N 464).

Указанный Список включал врачей и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.

Пунктом 2 Постановления N 464 предусматривалось, что исчисление сроков выслуги производится врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии в размере один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ “О трудовых пенсиях“, необходимо иметь в виду, что вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться судом на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

Таким образом, как усматривается из трудовой книжки, работая в период с 09.05.1988 по 22.01.2000 в должности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии городской больницы N 4 г. Н. Челны, Г. имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, не должно нарушать ее законное ранее возникшее право.

Из дела видно, что период работы с 06.09.1978 по 30.06.1979 в должности младшей медицинской сестры операционного отделения филиала Всесоюзного НИИ клинической и экстренной хирургии и период нахождения на курсах повышения квалификации с 09.11.1994 по 26.12.1994 относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч 1), ст.
18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Указанное толкование приведенных положений Конституции РФ нашло свое отражение в правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В спорный период работы Г. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в больничных, амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований в должностях медицинских сестер независимо от наименования должности и разделения на младший и средний медицинский персонал.

Таким образом, период работы Г. в должности младшей медицинской сестры операционного отделения филиала Всесоюзного НИИ клинической и экстренной хирургии подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Иное толкование и применение
пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При указанных обстоятельствах состоявшиеся по данному делу судебные постановления законными признаны быть не могут и подлежат отмене.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, применимыми к данному делу.

Руководствуясь ст. ст. 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Набережночелнинского городского суда РТ от 2 сентября 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ от 3 октября 2005 года по данному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же районный суд в ином составе судей.