Решения и определения судов

Определение Свердловского областного суда от 01.12.2006 по делу N 22-11701/2006 Из постановления суда о прекращении уголовного дела, направленного в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера, исключены формулировки, не соответствующие требованиям уголовно-процессуального закона.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 декабря 2006 г. Дело N 22-11701/2006“

Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шурыгина Г.С.,

судей Вербенко В.И.,

Прохоровой Л.М.

рассмотрела в судебном заседании 1 декабря 2006 года кассационное представление прокурора г. Нижней Туры Свердловской области Брусницына А.А. на постановление Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 11 октября 2006 года, которым уголовное дело в отношении Б., обвиняемого в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного п. “в“ ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с непричастностью его к преступлению.

Заслушав доклад судьи Прохоровой Л.М., обсудив мнение заместителя прокурора г. Нижней Туры Свердловской области Бухарова В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

органами предварительного следствия Б. было вменено в вину совершение кражи личного имущества его отца, оцинкованных листов на сумму 6930 рублей, то есть совершение кражи с причинением потерпевшему значительного ущерба.

11 сентября 2006 года уголовное дело в отношении Б. было направлено в Нижнетуринский городской суд для применения к Б. принудительной меры медицинского характера вследствие его невменяемости.

Постановлением по настоящему делу суд прекратил уголовное дело в связи с непричастностью Б. к совершенному преступлению на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационном представлении прокурор г. Нижней Туры Свердловской области Брусницын А.А. просит постановление суда отменить, а дело направить на новое судебное рассмотрение. Представление прокурора мотивировано тем, что суд, принимая решение о
прекращении дела в отношении Б. неполно исследовал представленные в суд доказательства. Так, суд не огласил и не исследовал показания потерпевшего Р., данные им на предварительном следствии, где тот изобличал сына в краже. Не исследованы показания Б., который признавал себя виновным в совершенной краже оцинкованных листов, принадлежащих его отцу. Судом не исследовано объяснение Б., рапорт работника милиции. Судом допрошены не все свидетели по делу. Так, не допрошен свидетель Х., которому Б. признался в совершении кражи. Суд не учел того, что у Б. нет бреда и галлюцинаций. Суд дал неправильную критическую оценку показаниям потерпевшего по делу, а также не устранил в них противоречий.

Проверив материалы дела, доводы кассационного представления прокурора, судебная коллегия считает необходимым внести изменения в описательно-мотивировочную часть постановления, а в остальной части признать его законным и обоснованным; кассационное представление прокурора оставить без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, суд обоснованно прекратил его и привел достаточное количество доказательств принятому решению.

Суд обоснованно взял за основу прекращения дела показания потерпевшего Б. в судебном заседании. Суд исследовал все обстоятельства по делу, оценил все имеющиеся в деле доказательства и сделал обоснованный вывод, что причастность Б. к совершению кражи имущества потерпевшего Р. материалами дела не подтверждается.

По вышеназванным основаниям судебная коллегия принимает решение об отказе в удовлетворении кассационного представления прокурора.

Наряду с этим судебная коллегия считает необходимым из описательно-мотивировочной части настоящего постановления исключить два абзаца:

1. “Данное психическое расстройство связано с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя и других лиц. Б., который представляет повышенную социальную опасность, рекомендованы принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом
стационаре специализированного типа“.

2. “Таким образом, в силу психического расстройства здоровья Б. является социально опасным человеком, к которому необходимо применение принудительных мер медицинского характера, а поэтому...“

Такое решение судебная коллегия принимает потому, что суд вышеназванными фразами допустил нарушение требований ст. 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд при прекращении дела по основаниям ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации должен принять решение о направлении копии постановления о прекращении дела в орган здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи, в психиатрический стационар.

В остальной части постановление суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 377, 378, 388 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

постановление Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 11 октября 2006 года в отношении Б. изменить: исключить из его описательно-мотивировочной части два абзаца:

1. “Данное психическое расстройство связано с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя и других лиц. Б., который представляет повышенную социальную опасность, рекомендованы принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа“.

2. “Таким образом, в силу психического расстройства здоровья Б. является социально опасным человеком, к которому необходимо применение принудительных мер медицинского характера, а поэтому...“.

В остальной части постановление суда в отношении Б. следует оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

ШУРЫГИН Г.С.

Судьи

ВЕРБЕНКО В.И.

ПРОХОРОВА Л.М.