Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Тыва от 30.08.2006 N 3/40-06 О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 ВХ-1 “О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда“ в Республике Тыва“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2006 г. N 3/40-06

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.,

при секретаре К-С.И.В.,“

с участием представителя прокурора Республики Тыва У.М.О., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Б.А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 30 августа 2006 г. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 ВХ-1 “О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда“ в Республике Тыва“ в части,

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании
противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 ВХ-1 “О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда“ в Республике Тыва“ в части.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

В части 5 статьи 2 Закона Республики Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 ВХ-1 установлено, что заявления лиц, претендующих на присвоение звания “Ветеран труда“, со всеми необходимыми документами в 10-дневный срок рассматриваются в органах местного самоуправления и на основании решения комиссии направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.

Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ определены перечни вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, указанными в части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г, N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Поскольку соответствующий закон Республики Тыва, регулирующий вопросы передачи
полномочий по рассмотрению заявлений лиц, претендующих на присвоение звания “Ветеран труда“, органам местного самоуправления, в настоящее время не принят, то оспариваемая норма Закона Республики Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 BX-1 принята в нарушение требований федерального законодательства.

Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 ВХ-1 “О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда“ в Республике Тыва“ нарушает интересы Российской Федерации, поскольку эти нормы противоречат федеральному законодательству.

Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете “Тувинская правда“.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать оспариваемую норму Закона Республики Тыва противоречащей федеральному законодательству и недействующей по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Б.Б.А. не возражал против удовлетворения заявления.

Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской
Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В части 5 статьи 2 Закона Республики Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 ВХ-1 установлено, что заявления лиц, претендующих на присвоение звания “Ветеран труда“, со всеми необходимыми документами в 10-дневный срок рассматриваются в органах местного самоуправления и на основании решения комиссии направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.

Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ определены перечни вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, указанными в части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен статьей 19 вышеуказанного Федерального закона, согласно части 2 которой наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Согласно части 6 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации,
предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Поскольку соответствующий закон Республики Тыва, регулирующий вопросы передачи полномочий по рассмотрению заявлений лиц, претендующих на присвоение звания “Ветеран труда“, органам местного самоуправления, в настоящее время не принят, постольку оспариваемая норма Закона Республики Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 BX-1 противоречит федеральному законодательству.

Таким образом, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым признать оспариваемую норму части 5 статьи 2 Закона Республики Тыва противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.

Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу
часть 5 статьи 2 Закона Республика Тыва от 13 июля 2006 г. N 1891 ВХ-1 “О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда“ в Республике Тыва“ в части слов “в органах местного самоуправления и“.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете “Тувинская правда“.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий

А.В.БОЛАТ-ООЛ