Решения и постановления судов

Решение Верховного суда Республики Тыва от 15.06.2006 N 3/29-06 О ликвидации регионального отделения Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

РЕШЕНИЕ

от 15 июня 2006 г. N 3/29-06

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Соскал О.М.,

при секретаре Доржу А.А.,“

с участием представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва Ф.И.О. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 15 июня 2006 года гражданское дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва о ликвидации регионального отделения Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“,

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 34 ФЗ “О политических партиях“, а не п. 3 ст. 24.

Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва
(далее Управление) обратилось в суд с заявлением о ликвидации регионального отделения Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“. Заявленное требование мотивировано тем, что с момента государственной регистрации руководство регионального отделения в нарушение действующего законодательства не оказывало содействие Управлению в ознакомлении с деятельностью отделения. Также в нарушение требований подпункта “б“ п. 1 ст. 27 ФЗ “О политических партиях“, ст. 29 ФЗ “Об общественных объединениях“ с момента государственной регистрации региональное отделение не представляло в уполномоченный орган ежегодную информацию о продолжении своей деятельности. Прием членов партии, состоящих на учете в региональном отделении, производился с нарушением Устава партии; численность отделения не отвечает требованиям п. 2 ст. 3 ФЗ “О политических партиях“. В нарушение п. 3 ст. 24 ФЗ “О политических партиях“ региональное отделение не представляло сведений о поступлении и расходовании денежных средств.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Борисова С.В. поддержала заявленное требование, пояснив, что прием в партию производился с нарушением требований действующего законодательства. Численность членов регионального отделения партии составляет менее 250 человек. В нарушение требований подпункта “б“ п. 1 ст. 27 ФЗ “О политических партиях“ региональным отделением ни разу не были представлены ежегодные сведения о продолжении деятельности. Также в нарушение п. 3 ст. 34 указанного Закона региональное отделение не представляло сведения о поступлении и расходовании денежных средств. Кроме того, с момента государственной регистрации (15 ноября 2002 года) по настоящее время региональное отделение в выборах, проводимых в республике, участие не принимала, кандидатов не выдвигала.

Представитель регионального отделения политической партии “Свобода и Народовластие“ Хертек Е.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим
образом. Черепков В.И. - лидер партии - направил в адрес суда телеграмму, в которой указал, что Хертек Е.Д. в судебном процессе участвовать не будет, и поручила ему представлять в суде интересы регионального отделения по доверенности. Однако в суд доверенность Черепкова В.И. представлена не была, также не направлены в суд доказательства того, что представитель отделения участвует в рассмотрении другого дела, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Региональное отделение Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“ зарегистрировано Управлением министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Тыва на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва 15 ноября 2002 года. Единый государственный регистрационный номер 102 1700000596.

Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ “О политических партиях“ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

Указанные органы вправе не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии;... вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения.

В соответствии со ст. 38 ФЗ “О политических партиях“ и Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации “Вопросы Федеральной регистрационной
службы“ N 1315 от 13 октября 2004 года Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва является уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соблюдением региональным отделением политических партий законодательства Российской Федерации, а также за соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным Уставом.

Судом установлено, что в порядке осуществления контроля уставной деятельности регионального отделения Управлением юстиции неоднократно назначались проверки (17 апреля, 16 июля, 16 октября 2003 г.), однако проверки не состоялись ввиду уклонения от проверки координатора регионального отделения.

Предупреждением от 05.11.2003 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва координатору регионального отделения было предложено принять меры по возврату документов, подтверждающих численность регионального отделения и представить их в Управление для ознакомления. Однако данное требование исполнено не было.

В соответствии с Планом проверок политических партий на IV квартал 2005 года и 2006 год Управлением в марте 2006 года дважды назначалась проверка деятельности Регионального отделения.

Первая проверка деятельности регионального отделения, назначенная на 01.03.2006 по юридическому адресу регионального отделения, также не состоялась ввиду неявки в назначенное время представителя регионального отделения.

20 марта 2006 года в Управление представлены сведения о назначении постановлением Лидера партии N 17-1К от 05 декабря 2005 года нового координатора Регионального отделения - Ф.И.О.

В связи со сменой руководства Регионального отделения, Управлением было принято решение о повторном назначении проверки. Однако 22.03.2006 проверка вновь не состоялась по причине неявки в назначенное время представителя регионального отделения.

Таким образом, судом установлено, что региональному отделению с момента его государственной регистрации пять раз направлялись письменные уведомления о проверке деятельности регионального отделения с указанием даты, времени и места проверки, а также с указанием документов, подлежащих изучению
в ходе проверки (в том числе документов, подтверждающих прием граждан в члены партии). Данные документы неоднократно запрашивались у координатора регионального отделения. Руководство регионального отделения в нарушение ч. 1 ст. 38 ФЗ “О политических партиях“ не оказывало содействия уполномоченным органам в ознакомлении с деятельностью регионального отделения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях“ от 20.12.2004 N 168-ФЗ изменены требования к минимальной численности региональных отделений политических партий.

В силу п. 2 ст. 3 ФЗ “О политических партиях“ на учете в региональных отделениях должно состоять не менее 250 членов партии.

Согласно п. 2 ст. 23 ФЗ “О политических партиях“ членами партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

В нарушение указанной выше нормы из постановления N 17-1 от 10.12.2005 видно, что Кыргыс Сайлык Март-ооловна (порядковый номер 80) принята в партию до достижения ею предусмотренного законом возраста. В отношении граждан, указанных в данном постановлении под номерами 46, 53, 57, 58, 61, 64, 67-73, 75-77, 86, 88-94, 96 (всего 26 человек) при приеме в партию не проводилась проверка на соответствие установленному законом возрастному цензу.

Также судом установлено, что постановлением N 17-2 от 12.12.2005 граждане, указанные под порядковыми номерами 14, 19, 37, 40 приняты в партию без проверки на соответствие установленному законом возрастному цензу.

Постановлением N 17-3 от 15.12.2005 Ф.И.О. Ф.И.О. (порядковые номера 8, 71), постановлением 17-4 от 18.12.2005 Ф.И.О. Оюн Айджан Мергенович, Ооржак Сылдыс Алексеевич, Ф.И.О. Хомушку Менги Сергеевич, Ф.И.О. (порядковые номера 32, 33, 61, 64, 69, 94) приняты в партию до
достижения ими предусмотренного законом восемнадцатилетнего возраста. Куулар Айдын (порядковый номер 33 в постановлении N 17-3) и граждане, указанные под номерами 5, 8, 31, 84, 90 в постановлении N 17-4 приняты в партию без проверки на соответствие предусмотренному законом возрастному цензу.

В постановлении N 17-5 от 20.12.2005 граждане, указанные под номерами 3, 51, в постановлении N 17-6 от 22.12.2005 под номерами 9, 83, 89, 95, в постановлении N 17-7 от 23.12.2005 под номерами 28, 85, 88-100 и в постановлении N 17-8 от 26.12.2005 под номерами 1-11, 13-24, 37, 39-46, 48, 49, 51-53, 56-60, 63-70, 73,74, 76-80 приняты в партию без проверки на соответствие предусмотренному законом возрастному цензу.

В соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ “О политических партиях“ прием в партию осуществляется в порядке, предусмотренном Уставом партии.

Согласно представленным Черепковым В.И. постановлениям N 17-1 от 10.12.2005, 17-1 от 29.12.2005, N 17-2 от 12.12.2005, N 17-3 от 15.12.2005, N 17-4 от 18.12.2005, N 17-5 от 20.12.2005, N 17-6 от 22.12.2005, N 17-7 от 23.12.2005, N 17-8 от 26.12.2005 в политической партии “Свобода и Народовластие“ числятся 781 человек.

Согласно указанным выше постановлениям о приеме в партию “Свобода и Народовластие“ прием семисот восьмидесяти одного члена в данную партию осуществлен решением лидера партии единолично. Данный порядок приема не соответствует уставу партии, согласно которому граждане Российской Федерации принимаются в партию решением лидера партии и координатора регионального отделения. Доказательств, подтверждающих иное, региональным координатором не представлено.

Таким образом, прием в партию осуществлялся с нарушениями требований ст. 23 Закона, а также п. 1.4.6. Устава партии.

Поскольку допущены нарушения порядка приема в члены партии, то указанные
в постановлениях лица членами партии являться не могут.

Пунктом 6 ст. 23 ФЗ “О политических партиях“ установлено, что гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.

Согласно письму Тувинского регионального отделения политической партии “Единая Россия“ N 189 от 30 мая 2006 г. в партию “Свобода и Народовластие“ приняты члены партии “Единая Россия“: Дадар-Ф.И.О. (постановление N 17-1 от 10.12.2005 порядковый номер 39); Куулар Ая Алдын-ооловна (постановление N 17-4 от 18.12.2005 порядковый номер 16); Ф.И.О. (постановление N 17-4 от 18.12.2005 порядковый номер 43); Биче-Ф.И.О. (постановление N 17-4 от 18.12.2005 порядковый номер 74); Дадар-оол Андрей Тулушевич (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 14); Монгуш Лилиана Баир-ооловна (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 36); Ф.И.О. (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 37); Ф.И.О. (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 43); Мартый-Ф.И.О. (постановление N 17-6 от 22.12.2005 г. порядковый номер 52); Ф.И.О. (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 56); Ф.И.О. (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 58); Ф.И.О. (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 60); Тарапай Галина Кызыл-ооловна (постановление N 17-7 от 23.12.2005 порядковый номер 29); Ф.И.О. (постановление N 17-7 от 23.12.2005 порядковый номер 98); Уйнукай Вадим Тулушович (постановление N 17-8 от 26.12.2005 порядковый номер 72) (всего 15 человек).

Кроме того, в партию “Свобода и Народовластие“ приняты также члены партии “Родина“ Балчий-Ф.И.О. (постановление N 17-1 от 10.12.2005 порядковый номер 14); Ф.И.О. (постановление N 17-1 от 10.12.2005 порядковый номер 91);
Оюн Сергей Хаянович (постановление N 17-3 от 15.12.2005 порядковый номер 39); Ф.И.О. (постановление N 17-3 от 15.12.2005 порядковый номер 91); Ф.И.О. (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 72); Чекан-Ф.И.О. (постановление N 17-6 от 22.12.2005 порядковый номер 80), что подтверждается письмом Регионального отделения политической партии “Родина“ в Республике Тыва N 851 от 02.06.2006.

В нарушение требований подпункта “б“ п. 1 ст. 27 ФЗ “О политических партиях“ региональное отделение с момента государственной регистрации не представляло в уполномоченный орган ежегодную информацию о продолжении своей деятельности. По данному факту в адрес регионального отделения выносились предупреждения 27.12.2005 и 29.09.2005.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ “О политических партиях“ целью создания политической партии является участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В письме Избирательной комиссии Республики Тыва N 05-06/178 от 5 июня 2006 г. указано, что Тувинское региональное отделение политической партии “Свобода и Народовластие“ с момента государственной регистрации (15 ноября 2002 года) в выборах, проводимых в республике, участия не принимала, кандидатов не выдвигала.

Таким образом, судом установлено, что Региональное отделение Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“ не представляло в Управление информацию о численности членов партии в региональном отделении, о продолжении своей деятельности, копии представляемых в налоговые органы финансовых отчетов регионального отделения. Кроме того, региональное отделение в выборах, проводимых в республике, участие не принимало, кандидатов не выдвигало. Установленные нарушения закона являются грубыми и носят неустранимый характер,
поэтому указанные судом обстоятельства являются основанием для ликвидации регионального отделения Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва о ликвидации регионального отделения Республики Тыва политической партий “Свобода и Народовластие“ удовлетворить.

Ликвидировать региональное отделение политической партии Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“.

Назначить ликвидатором регионального отделения политической партии Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“ Ф.И.О. - координатора отделения.

Возложить на Ф.И.О. обязанность осуществить ликвидацию регионального отделения Республики Тыва политической партии “Свобода и Народовластие“ в порядке и сроки, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Тыва.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2006 года.

Председательствующий:

О.М.СОСКАЛ