Решения и определения судов

Решение Верховного суда РС(Я) от 07.06.2006 N 3-30/06 О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона РС(Я) от 27.01.2005 “О статусе административно-национального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера РС(Я)“ и недействующими.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ

от 7 июня 2006 г. N 3-30/06

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующей Семеновой М.Н.

с участием прокурора Матвеевой М.К.

при секретаре Захаровой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 7 июня 2006 года дело по заявлению первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона РС(Я) “О статусе административно-национального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)“ от 27.01.2005 и недействующими, суд

установил:

Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 27 января 2005 года был принят Закон РС(Я) “О статусе административно-национального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)“ и был опубликован в газете “Ил Тумэн“ 18.02.2005.

Первый заместитель Прокурора РС(Я) обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона РС(Я) ввиду их противоречия федеральному закону.

В судебном заседании прокурор поддержала заявление полностью ввиду их противоречия федеральному закону. Считает их подлежащими признанию недействующими.

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) в судебное заседание не явился, хотя был извещен в надлежащем порядке, при этом сообщил, что принимать участие в суде не будет. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Выслушав пояснение прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Президент РС(Я) был вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 6 ч. 3 Закона РС(Я) предусматривает, что изменение границ национального административно-территориального
образования, передача населенных пунктов другому административно-территориальному образованию, а также его переименование, преобразование и упразднение осуществляется Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) с учетом волеизъявления граждан, постоянно проживающих на данной территории, и с согласия Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я).

Между тем, согласно ст. 12, 13 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ при изменении, преобразовании границ муниципального образования согласие на это общественных организаций и иных лиц не требуется.

Ст. 9 ч. 1 Закона РС(Я) установлено, что национальное улусное (районное) Собрание - представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых сроком на пять лет гражданами, проживающими на территории данного улуса (района), на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Ст. 9 ч. 3 Закона РС(Я) предусматривает, что в составе национального улусного (районного) Собрания не менее одной трети части депутатов являются депутатами из числа коренных малочисленных народов Севера.

Ст. 10 ч. 2 Закона РС(Я) устанавливает порядок принятия Положения об администрации национального улуса.

Ст. 11 ч. 1 и 2 Закона РС(Я) устанавливают срок и порядок избрания должностного лица администрации национального улуса.

Ст. 11 ч. 4 Закона РС(Я) устанавливает обязанность главы администрации ежегодно отчитываться перед национальным улусным Собранием об исполнении своих должностных обязанностей.

Однако данные положения Закона РС(Я) противоречат ст. 34 ч. 3 ФЗ N 131-ФЗ, согласно которой порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Ст. 7 Закона РС(Я) установлен перечень прав национального улуса (района), наслега. В целях реализации данного положения ст. 8 Закона РС(Я) предусмотрены полномочия органов управления национального улуса (района),
наслега в области охраны окружающей среды, в области землепользования, лесного хозяйства, использования недр, водоемов, животного и растительного мира, в области обеспечения социальных прав, культуры и образования.

Приведенный перечень также носит исчерпывающий характер и тем самым не позволяет органам местного самоуправления национального улуса (района), наслега решать иные вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления статьей 14 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003. И в соответствии с федеральными законами полномочия органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Ст. 14 Закона РС(Я) в части принятия устава национального административно-территориального образования на сходе (собранием) граждан противоречит п. 3 ст. 44 ФЗ N 131, согласно которому устав муниципального образования принимается населением непосредственно на сходе граждан, при условии, если в поселениях численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Ст. 15 Закона РС(Я) указано, что устав национального административно-территориального образования подлежит регистрации в порядке, установленном законом РС(Я). Между тем, ст. 44 п. 6 ФЗ установлено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом.

Ст. 16 Закона РС(Я) в части установлено, что при пользовании недрами в местностях (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера часть платежей за природные ресурсы (не менее 50 процентов) из доли, поступающей в местный бюджет, направляется на социально-экономическое развитие национальных улусов (районов) и наслегов, а также на поддержку населения.

Ст. 17 Закона РС(Я) установлено, что в бюджете национального административно-территориального образования отдельной строкой выделяются финансовые средства.

Приведенные
положения Закона РС(Я) противоречат ч. 2 ст. 35 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ и ст. 14 п. 1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которым формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии п. 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 04.04.1992 “О мерах по обеспечению поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности“ указанные расходы компенсируются за счет республиканского бюджета Российской Федерации.

Ст. 25 Закона РС(Я) предусматривает вступление в силу закона со дня его официального опубликования.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования. Поскольку согласно ст. 4 целями настоящего Закона РС(Я) является защита национальных меньшинств, обеспечение конституционного права граждан на этническую принадлежность, самобытные языки и культуру, защита мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, то закон должен вступить в силу не ранее 10 дней со дня его официального опубликования.

Таким образом, анализ оспариваемых норм свидетельствует, что нормы Закона РС(Я) противоречат федеральному законодательству, в связи с этим приведенные нормы подлежат признанию недействующими.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению.

Признать ч. 3 ст. 6; ст. 7; ст. 8; ст. 9 ч. 1, 3; ст. 10 ч. 2; ст. 11 ч. 1, 2, 4; ст.
14; ст. 15; ст. 16; ст. 17; ст. 25 Закона Республики Саха (Якутия) “О статусе административно-национального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)“ от 27 января 2005 года недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Сведения о принятом решении опубликовать в газете “Якутия“.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующая

М.Н.СЕМЕНОВА

Справка: Решение суда вступило в силу 17 июня 2006 г.