Решения и определения судов

Решение Хабаровского краевого суда от 10.03.2006 N 3-74/06 О признании противоречащими законодательству отдельных положений Закона Хабаровского края от 10.12.2005 N 330 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан“.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2006 г. по делу N 3-74/06

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи А.Ф.Грачевой,

при секретаре Е.А.Сазонкиной,

с участием прокурора П.В.Сенченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими законодательству абзацев 10, 11, 12, 13 части 6 ст. 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2005 N 330 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан“,

установил:

Законодательной Думой Хабаровского края 10.12.2005 принят Закон Хабаровского края N 330 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям
граждан“.

Данным Законом края внесены изменения в порядок предоставления компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, ветеринарной службы, культуры и искусства, их нетрудоспособным членам семей, находящимся на их иждивении, а также указанным специалистам, вышедшим на пенсию.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими законодательству абзацы 10, 11, 12, 13 части 6 ст. 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2005 N 330 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан“.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что частью 6 ст. 1 Закона края принята новая редакция ст. 5 Закона края от 19.01.2005 N 249, части 3, 4 которой (абзацы 10, 11, 12, 13 Закона края от 10.12.2005 N 330) противоречат вступившему в законную силу решению суда и федеральному законодательству, отсутствует закон края о передаче государственных полномочий в установленном порядке.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Сенченко П.В. настаивал на удовлетворении заявления.

Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности Романовская М.Н., Стрельцов М.Н., не соглашаясь с заявленными требованиями, просили в удовлетворении заявления прокурора края отказать, ссылаясь на то, что решением Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2005 года признаны недействующими часть 2 статьи 5 Закона Хабаровского края от 19.01.2005 N 249 “О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан“ лишь в части возложения обязанности по начислению и выплате компенсаций на муниципальные организации и учреждения, часть 4 ст. 5 в части слов “муниципальными организациями и
учреждениями здравоохранения, образования, культуры, искусства, социального обслуживания, ветеринарными службами, расположенными в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)“.

Абзацем десятым части 6 статьи 1 Закона N 330 установлено, что выплата компенсаций специалистам, работающим в муниципальных учреждениях, и пенсионерам, работавшим в указанных учреждениях, осуществляется в порядке, самостоятельно определяемом органами местного самоуправления муниципальных районов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 3 пункта 5 статьи 55, а не абзац 3 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“.

Абзацы одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый части 6 статьи 1 Закона N 330 устанавливают источник финансирования расходов по представлению компенсаций - краевой бюджет, а также порядок определения объема и предоставления субвенций муниципальным образованиям, что само по себе не возлагает обязанностей ни на органы местного самоуправления, ни на муниципальные учреждения, и поэтому федеральному законодательству и решению Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2005 года не противоречит. Кроме того, федеральным законодательством органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению педагогическим работникам мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. Как следует из абзаца третьего статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит требования, заявленные прокурором Хабаровского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Хабаровского края от 10.12.2005 N 330 внесены изменения в порядок предоставления компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам учреждений
здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, ветеринарной службы, культуры и искусства, их нетрудоспособным членам семей, находящимся на их иждивении, а также указанным специалистам, вышедшим на пенсию.

При этом частью 6 ст. 1 Закона края принимается новая редакция ст. 5 Закона края от 19.01.2005 N 249, части 3, 4 которой (абзацы 10, 11, 12, 13 Закона края от 10.12.2005 N 330) противоречат вступившему в законную силу решению суда и федеральному законодательству.

С 01.01.2006 вступила в силу глава 4 (ст.ст. 19 - 21) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, определяющая требования к порядку наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В соответствии с ч. 6 ст. 19 упомянутого Федерального закона закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать:

вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

условия и порядок прекращения осуществления органами
местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Внесенными абзацами 10, 11, 12, 13 части 6 ст. 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2005 N 330 изменения в Закон края от 19.01.2005 N 249 не соответствуют перечисленным требованиям к закону субъекта, определяющему передачу государственных полномочий органам местного самоуправления. Закрепленные Федеральным законом условия выполнены только в части (частично выполнены пункты 1 и 5), что не может характеризовать такое наделение государственными полномочиями как законное.

Отдельные нормы ст. 5 Закона края от 19.01.2005 N 249 по заявлению прокурора края признаны 12.04.2005 Хабаровским краевым судом недействующими со дня вступления в силу решения суда. 13.07.2005 Определением Верховного Суда РФ решение крайсуда оставлено без изменения. В соответствии с вступившими в законную силу судебными актами установлено, что определенные Законом края от 19.01.2005 N 249 меры в отношении соответствующих категорий специалистов являются государственными полномочиями Хабаровского края, реализация которых осуществляется органами государственной власти самостоятельно за счет средств бюджета края (в том числе через подведомственные субъекту учреждения) или в порядке передачи государственных полномочий органам местного самоуправления (в соответствии с федеральным законодательством только законом субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.2003 имеет номер 131-ФЗ, а не 2003.

Также внесенные изменения в краевой Закон не соответствуют требованиям ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 2003 в части отсутствия определения способа (методики) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам. Из содержания изменений (обжалуемые абзацы 11, 12) следует, что субвенции рассчитываются на предоставление сумм компенсаций, при этом норм по расчету необходимых финансовых
средств для исполнения самих обязанностей органами местного самоуправления по представлению компенсаций в обжалуемом Законе нет.

Вносимые упомянутыми абзацами ст. 1 Закона края изменения в ст. 5 не приводят Закон края от 19.01.2005 N 249 в соответствие с решением суда, так как не исполняют его требований о надлежащей передаче государственных полномочий на предоставление органами местного самоуправления компенсаций, установленных краевым законодательством, что указывалось в качестве одного из оснований признания акта противоречащим закону в мотивировочных частях судебных актов, т.е. в отсутствие краевого закона о передаче государственных полномочий возложение обязанностей на органы местного самоуправления не может быть признано легитимным. Следовательно, вносимые изменения фактически “продлевают“ действие признанного незаконным акта, излагая его в другой редакции, не изменяя его основного существа, т.е. повторно принимается акт того же действия в нарушение решения суда.

Такие действия, суд считает, противоречат требованиям ст. 13, ч. 4 ст. 253 ГПК РФ, поскольку свидетельствуют о неисполнении решения суда и фактическом его преодолении.

Кроме того, в соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Между тем Законодательной Думой приняты нормы, возлагающие обязанности на органы местного самоуправления без передачи государственных полномочий в установленном законом порядке.

С учетом изложенного суд находит абзацы 10, 11, 12, 13 части 6 ст. 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2005 N 330 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан“ не соответствующими законодательству в отсутствие закона края о
передаче государственных полномочий в установленном порядке, противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими со дня принятия.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующими абзацы 10, 11, 12, 13 части 6 ст. 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2005 N 330 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан“ с момента принятия Закона.

Сообщение о данном решении опубликовать в газете “Приамурские ведомости“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, а прокурором принесено кассационное представление в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

А.Ф.Грачева