Решения и определения судов

Решение Хабаровского краевого суда от 15.12.2005 N 3-263/05 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Губернатора Хабаровского края от 21.09.2005 N 209.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2005 г. по делу N 3-263/05

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,

при секретаре Роговой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими закону и недействующими п. 1, п. 5.1, п. 7, п. 9 (в части слов “городских округов и муниципальных районов“), п. 9.1 постановления Губернатора Хабаровского края от 21.09.2005 N 209 “О проведении мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет граждан и обеспечении этих мероприятий на территории Хабаровского края“,

установил:

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с названными требованиями, обосновав их тем, что оспариваемые нормы постановления Губернатора
Хабаровского края N 209 от 21.09.2005 приняты с превышением компетенции Губернатора Хабаровского края и противоречат положениям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“, Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал заявление прокурора Хабаровского края.

Представитель Губернатора Хабаровского края, действующий на основании доверенности, Елкин М.А., не соглашаясь с заявленными требованиями, просил в удовлетворении заявления прокурора края отказать, ссылаясь на то, что постановление принято в рамках мероприятий по мобилизационной подготовке по предмету ведения субъекта РФ, постановлением не установлено никаких дополнительных обязанностей, оспариваемые нормы не содержат положений, находящихся в противоречии с действующим федеральным законодательством.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит требования, заявленные прокурором Хабаровского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

21 сентября 2005 г. Губернатором Хабаровского края принято постановление N 209 “О проведении мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет граждан и обеспечении этих мероприятий на территории Хабаровского края“, которым урегулированы вопросы организации мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет, т.е. обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Регулирование порядка проведения первоначальной постановки граждан на
воинский учет, в том числе установление сроков ее осуществления (с 1 января по 31 марта), регламентировано ст. 9 названного Федерального закона.

Пунктом 1 постановления Губернатора Хабаровского края N 209 от 21.09.2005 также установлен срок проведения военным комиссаром Хабаровского края мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет (с 1 января по 31 марта).

Таким образом, п. 1 постановления Губернатора продублированы положения Федерального закона.

Между тем дублирование положений федерального закона в нормативном акте субъекта Российской Федерации является допустимым лишь при условии соблюдения принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом дублирование норм федерального законодательства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации, не входит в полномочия субъекта Российской Федерации.

Кроме того, п. 1 оспариваемого постановления территориальному органу федерального органа исполнительной власти в нарушение ст.ст. 1, 3, 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ предписано выполнение определенных обязанностей (обеспечение заключения договоров с организациями на предоставление услуг, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет).

Пунктом 5.1 постановления Губернатора края N 209 от 21.09.2005 управлению внутренних дел Хабаровского края и органам внутренних дел районов, городов края предписано направлять по запросам комиссариатов городов (городских округов) и муниципальных районов края списки лиц, привлекавшихся и привлекающихся к уголовной ответственности, состоявших и состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических средств, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в немедицинских целях, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации.

Нормы данного пункта противоречат положениям ст. 4 Федерального
закона “О воинской обязанности и военной службе“, которой установлены срок, порядок предоставления органами внутренних дел сведений, а также перечень лиц, в отношении которых эти сведения направляются в военные комиссариаты.

Пунктом 7 оспариваемого постановления органам дознания и органам предварительного следствия предложено информировать военные комиссариаты по их запросам о возбуждении (прекращении) и направлении уголовных дел в суд в отношении граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок направлять такую информацию в военные комиссариаты по факту совершения упомянутых процессуальных действий.

В соответствии с п. 9 постановления Губернатора Хабаровского края N 209 от 21.09.2005 установлены предписания по организации мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет, в том числе должностным лицам округов и муниципальных районов, что противоречит ст.ст. 4, 9 названного Федерального закона, согласно которым (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) такие обязанности с органов местного самоуправления сняты.

Пунктом 9.1 оспариваемого постановления предписаны не предусмотренные федеральным законодательством обязанности: обеспечивать своевременную и организованную явку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в военные комиссариаты городов (городских округов) и муниципальных районов края.

Установление такой обязанности противоречит ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 9 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, согласно которым должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечить гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного
комиссариата для постановки на воинский учет.

При таких обстоятельствах суд находит положения п. 1, п. 5.1, п. 7, п. 9 (в части слов “городских округов и муниципальных районов“), п. 9.1 постановления Губернатора Хабаровского края от 21.09.2005 N 209 “О проведении мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет граждан и обеспечении этих мероприятий на территории Хабаровского края“ противоречащими федеральному законодательству, а доводы, приведенные представителем Губернатора Хабаровского края в обоснование законности названных норм, - несостоятельными.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.

Признать недействующими со дня вступления в силу настоящего решения суда п. 1, п. 5.1, п. 7, п. 9 (в части слов “городских округов и муниципальных районов“), п. 9.1 постановления Губернатора Хабаровского края от 21.09.2005 N 209 “О проведении мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет граждан и обеспечении этих мероприятий на территории Хабаровского края“.

Сообщение о данном решении опубликовать в “Собрании законодательства Хабаровского края“.

Взыскать с Губернатора Хабаровского края за счет средств Правительства Хабаровского края государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Решение вступило в законную силу 11.01.2006.

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

Н.Ю.Барабаш