Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14.12.2005 по делу N 3-433 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим и не подлежащим применению Положения об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 15.12.1997 N 1262-р.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2005 г. N 3-433

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Семеновой И.А., при секретаре Пивоваровой Т.Н., с участием прокурора Черновол И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Санкт-Петербурге 14 декабря 2005 года дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании в части недействующим и не подлежащим применению Положения об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, установил:

15 декабря 1997 года Губернатором Санкт-Петербурга издано распоряжение N 1262-р “Об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными
сертификатами, выдаваемыми гражданам Российской Федерации, ставшими инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий“, пунктом 1 которого утверждено Положение об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее - Положение) - л.д. 26-27.

В соответствии с пунктом 3 Положения социальная норма, определенная в Санкт-Петербурге для предоставления гражданам жилой площади с использованием жилищных сертификатов, составляет:

18-20 кв. м общей площади на одного члена семьи из двух и более человек;

29-33 кв. м общей площади на одинокого гражданина.

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга просит признать п. 3 Положения недействующим с 1 марта 2005 года как противоречащий Жилищному кодексу РФ, указывая, что понятие “социальная норма площади жилья“, которое ранее было установлено Законом РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, определялось как размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, и было эквивалентно минимальному размеру предоставления жилых помещений, устанавливаемому органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от достигнутого уровня социальной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов, с 1 марта 2005 года, с введением в действие ЖК РФ, в федеральном жилищном законодательстве отсутствует. Законом Санкт-Петербурга “О региональных стандартах в жилищной сфере“ установлены стандарты нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а Закон Санкт-Петербурга “О социальной норме площади жилья в Санкт-Петербурге“, которым была установлена социальная норма площади
жилья, признан утратившим силу. Согласно ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Поэтому понятие “социальная норма площади жилья“ не должно использоваться не только при предоставлении субсидий и компенсаций, но и при предоставлении жилой площади с использованием жилищных сертификатов.

30 июня 2005 года прокурором города был внесен протест на распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 15 декабря 1997 года N 1262-р, который 1 августа 2005 года был необоснованно отклонен.

Губернатор и Правительство Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражают, указывая, что оспариваемое распоряжение издано на основании и во исполнение федеральных нормативных актов, регулирующих порядок выпуска и выдачи жилищных сертификатов, устанавливает лишь порядок организации работы с жилищными сертификатами, выпускаемыми в порядке, установленном федеральными органами государственной власти, и не может быть изменено до внесения изменений в федеральные правовые акты, регулирующие отношения в сфере выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов. Представили письменные возражения против предъявленного заявления (л.д. 28-31).

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

В силу п. “к“ ст. 72 Конституции Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах
своих полномочий на основании ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов.

Право Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ принимать акты, регулирующие жилищные отношения, было предусмотрено и ЖК РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года (ст. 3).

Таким образом, нормы жилищного законодательства могут содержатся как в Жилищном кодексе, так и в иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровня.

Постановлением Правительства РФ N 505 от 24 апреля 1996 года “Об обеспечении жилищными сертификатами граждан Российской Федерации, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий“ Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было поручено разработать совместно с Министерством строительства РФ, Министерством финансов РФ. Министерством юстиции РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и утвердить порядок выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов для граждан, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, применительно к Порядку выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденному постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года N 982 (п. 4).

Во исполнение данного указания Правительства РФ 26 августа 1996 года МЧС РФ, Минстроем РФ, Правительством РФ такой Порядок утвержден.

В соответствии с п. 2 Порядка выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, от 26.08.1996 жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29-33 кв. метров общей площади на одинокого гражданина.

Оспариваемое Положение разработано и принято на основании Порядка выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов..., в целях реализации постановления Правительства РФ от 24 апреля 1996 года N 505 и устанавливает в пункте 3 норму предоставления жилья по жилищному сертификату в Санкт-Петербурге в размере, соответствующем размеру, предусмотренному Порядком выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов...

Принимая данное Положение, Губернатор Санкт-Петербурга действовал в рамках предоставленной компетенции, исполняя требования п. 4 постановления Правительства РФ N 505 от 24 апреля 1996 года и п. 2 Порядка выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов...

Оспариваемое Положение, как и постановление Правительства РФ N 505 от 24 апреля 1996 года и Порядок выпуска..., на основании которых оно принято, являются специальными нормативными актами жилищного законодательства, Ф.И.О. субъекта РФ и Ф.И.О. правоотношения в сфере обеспечения жилыми помещениями с использованием жилищных сертификатов, не урегулированные в Жилищном кодексе РФ.

Норма жилой площади, о которой говорится в п. 3 Положения, является социальной нормой, определенной в Санкт-Петербурге для предоставления гражданам жилой площади с использованием жилищных сертификатов с учетом требований п. 2 Порядка выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов..., которая не применяется в каких-либо иных целях, кроме указанных в данном акте, в том числе при обеспечении государственными или муниципальными жилыми помещениями по договору социального найма.

Поэтому не может быть принята во внимание ссылка заявителя на ст. 50 ЖК РФ, в которой говорится о норме предоставления площади жилого помещения
по договору социального найма, которая устанавливается в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом их особого статуса законом субъекта и установлена в Санкт-Петербурге Законом N 407-65 “О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге“ в размере 18 кв. м общей площади на члена семьи, состоящей из двух и более человек, и в размере 33 кв. м на одиноко проживающего гражданина.

Норма, определенная оспариваемым Положением, также не является социальной нормой площади жилья для предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, о которой говорилось в утратившем силу Законе Санкт-Петербурга “О социальной норме площади жилья в Санкт-Петербурге“.

В Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с 1 марта 2005 года, действительно отсутствует понятие “социальная норма площади жилья“.

Однако это не создает противоречия оспариваемого Положения о порядке работы... Жилищному кодексу РФ, поскольку предметом регулирования Положения являются правоотношения в области обеспечения жилой площадью с использованием жилищных сертификатов, не урегулированные в Жилищном кодексе РФ.

Довод прокурора об отсутствии в федеральном жилищном законодательстве понятия “социальная норма площади жилья“ несостоятелен также потому, что после вступления в силу Жилищного кодекса РФ в законодательстве, в частности, в постановлении Правительства РФ “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг“ от 29 августа 2005 года N 541, которым установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, такое понятие используется.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заместителю прокурора Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления о признании в части недействующим
и не подлежащим применению Положения об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий“, утвержденного распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга N 1262-р от 15 декабря 1997 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.