Решения и определения судов

Решение Ленинского районного суда г. Иванова от 14.09.2005 N 2-1568/05 Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются инвалидам независимо от социальной нормы площади жилого помещения и не распространяются на членов их семей.

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ИВАНОВА

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2005 г. по делу N 2-1568/05

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Иванова (Ивановской области) в составе председательствующего судьи Ахмазуллиной А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2005 года гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Ленинского района г. Иванова в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию жилищного хозяйства г. Иванова, администрации города Иванова, к Администрации Ивановской области об обязании предоставлять скидку по оплате жилья и коммунальных услуг, установленную Законом РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“, и о произведении перерасчета в пределах срока исковой давности,

установил:

И.о. прокурора Ленинского района г. Иванова обратился
в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию жилищного хозяйства г. Иванова, администрации города Иванова, к Администрации Ивановской области об обязании предоставлять скидку по оплате жилья и коммунальных услуг, установленную Законом РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“, и о произведении перерасчета в пределах срока исковой давности. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Ленинского района г. Иванова проведена проверка предоставления МПЖХ г. Иванова скидки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Закона “О социальной защите инвалидов в РФ“. МПЖХ предоставляет скидку 50% по оплате услуг за техническое обслуживание и отопление не на общую площадь квартиры, а в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг на основании Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004, и Закона Ивановской области “О социальной норме площади жилья“ N 19-ОЗ от 30.03.1998.

Поскольку вышеназванный ФЗ не содержит каких-либо ограничений в части предоставления льгот в пределах социальной нормы площади жилья или нормативов потребления коммунальных услуг, прокурор считает действия МПЖХ незаконными и просит обязать МПЖХ и администрацию города Иванова предоставлять скидку инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, не ниже 50% по оплате жилья и коммунальных услуг, установленную Законом РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“, со всей суммы квартплаты и оплаты коммунальных услуг и произвести перерасчет в пределах срока исковой давности (3 года) с момента обращения граждан за предоставлением льготы.

В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Иванова Кобец М.В. поддержал заявление в полном
объеме.

Представитель МПЖХ по доверенности Родина Г.В. заявление не признала и представила письменный отзыв, в котором пояснила, что в соответствии со ст. 17 ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг. П. 9 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004, определяет порядок оплаты жилья в пределах социальной нормы.

Также ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов“ предусматривается предоставление льготы одному инвалиду и не предусматривается ее распространение на всех членов семьи, совместно с ним проживающих. В связи с этим при расчете льготы используется социальная норма площади жилья, которая позволяет предоставлять льготу одному инвалиду без учета прописанных вместе с ним членов семьи, которые обязаны производить оплату в полном объеме. В соответствии с Законом Ивановской области “О социальной норме площади жилья“ N 19-ОЗ от 30.03.1998 социальная норма площади жилья применяется при расчетах: оплаты жилья и коммунальных услуг, льгот, предусмотренных законодательством РФ и нормативными документами области на оплату жилья и коммунальных услуг, субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг. В связи с указанным произвести перерасчет без учета социальной нормы площади жилья МПЖХ не может, так как возмещение расходов на предоставление льгот осуществляется путем предоставления средств из бюджета субъектов РФ на возмещение фактически произведенных расходов. Постановлением Правительства РФ от 26.05.1997 N 621 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг“ утвержден федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, в соответствии с которым субъектам РФ оказывается
финансовая помощь из средств федерального бюджета в виде трансфертов. Таким образом, предусмотренная федеральным законом льгота возмещается из федерального бюджета в пределах социальной нормы площади жилья. Предоставляться льгота в большем размере, чем возмещается из федерального бюджета, за счет собственных средств МПЖХ не может. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель администрации города Иванова по доверенности Зуйкова Е.В. заявление не признала и пояснила в суде, что ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ, устанавливающая право данной категории граждан на получение льгот, не предусматривает возможности применения при их расчетах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Однако названные социальные нормы могут использоваться при расчетах льгот в случаях, предусмотренных ФЗ. Также ст. 28.2 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ установлена возможность учитывать социальную норму площади жилья при расчетах размера льготы для инвалидов по оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с указанной ст. органам государственной власти субъектов РФ были переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, причем объем таких средств определяется исходя из утвержденного Правительством РФ федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Таким образом, единственным источником финансирования органов государственной власти субъекта РФ на цели социальной поддержки инвалидов является федеральный бюджет, который предоставляет субвенции лишь с учетом социальной нормы площади жилья. Следовательно, в расходную статью федерального бюджета предоставление субвенций на возмещение предоставленных инвалидам льгот по оплате жилья сверх социальной нормы не заложено, а
учитывая тот факт, что названные субвенции поступают лишь из федерального бюджета и подобные расходы не заложены ни в одном из бюджетов других уровней, считают, что льготы могут предоставляться инвалидам только в пределах социальной нормы площади жилья.

Представители Ивановской области по доверенности Рябова Н.Г., Турухина И.В., Шумарина В.Е., Ковровой Н.Б. заявление не признали и пояснили в суде, что в соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов“ определение государственной политики в отношении инвалидов и принятие нормативных актов о социальной защите инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 5 относится реализация государственной политики в отношении инвалидов на соответствующей территории. Согласно Закону РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов“ предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам является расходным обязательством РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 данного Закона РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета. При этом объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из федерального стандарта социальной площади жилья. Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 392, установлены условия оплаты жилья и коммунальных услуг, согласно которым оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется соответствующей категорией граждан с учетом нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья. В 2005 году федеральные стандарты учитывались в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 26.05.1997 N 621 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг“. МПЖХ г. Иванова предоставляет льготы по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в пределах нормы социальной площади жилья, установленной Законом Ивановской области от 30.03.1998 N 19-ОЗ “О социальной норме площади жилья“, принятым в пределах предоставленных полномочий и в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Ивановской области, а также в соответствии с решением Ивановской городской Думы от 27.01.1998 N 103 “О социальной норме площади жилья, оплате жилья и коммунальных услуг“. Установление иных правил предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в компетенцию субъектов РФ не входит. Учитывая изложенное, считают действия МПЖХ по предоставлению льгот инвалидам с учетом социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг правомерными.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что МПЖХ предоставляет скидку инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, 50% по оплате услуг за техническое обслуживание и отопление не на общую площадь квартиры, а в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг на основании Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004, и Закона Ивановской области “О социальной норме площади жилья“ N 19-ОЗ от 30.03.1998.

Согласно ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ предусмотрено, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг. Данная норма ограничений не содержит, то есть применение социальной нормы площади жилья и нормативов потребления не предусмотрено.

В силу
положений ст. 1 ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики“ N 4218-1 от 24.12.1992 “социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг“. Поэтому суд считает, что льгота по оплате жилья должна быть предоставлена инвалидам без учета социальной нормы со всех выставляемых им к оплате сумм. Льгота в Законе предусмотрена только для инвалида и на членов семьи не распространяется.

Статьей 28.2 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Поэтому суд считает, что обязанность по предоставлению льгот инвалидам в соответствии со ст. 17 данного Закона также лежит и на администрации города Иванова.

Подлежат удовлетворению требования прокурора о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах срока исковой давности (3 года), т.е. с момента обращения гражданина с заявлением о предоставлении льгот.

ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ является Законом прямого действия. Его исполнение не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, а также от порядка их расходования.

На основании изложенного, Закона РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Определением Ивановского областного суда от 17.10.2005 N 33-1206 резолютивная часть Решения дополнена предложением “В удовлетворении исковых требований к Администрации Ивановской области отказать“.

Заявление прокурора Ленинского района г. Иванова в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие жилищного хозяйства г. Иванова,
администрацию города Иванова предоставлять инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидку не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда) в соответствии со ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ со всей суммы квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.

Обязать муниципальное предприятие жилищного хозяйства города Иванова произвести соответствующий перерасчет инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в пределах срока исковой давности (3 года) с момента обращения граждан с заявлением о предоставлении льгот в соответствии с вышеназванным Законом.

Освободить муниципальное предприятие жилищного хозяйства г. Иванова от уплаты госпошлины в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд г. Иванова в течение 10 дней через Ленинский районный суд.