Решения и определения судов

Решение Красноярского краевого суда от 22.08.2005 О признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 17-1 Закона Красноярского края N 12-961 от 02.11.2000 “О защите прав ребенка“.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2005 года

Именем Российской Федерации от 22 августа 2005 года Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.

при секретарях судебного заседания Харитонове А.С. и Кийкове С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 17-1 Закона Красноярского края N 12-961 от 02.11.2000 “О защите прав ребенка“,

установил:

прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статью 17-1 Закона Красноярского края N 12-961 от 02.11.2000 “О защите прав ребенка“ (далее - Закона края).

Статья 17-1 Закона края введена Законом
Красноярского края N 13-2843 от 24.12.2004, опубликованном в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края N 1 от 10.01.2005 и вступившим в силу через 10 дней после опубликования.

Свои требования прокурор мотивирует двумя основаниями.

Первое основание заключается в том, что установленный в I квартале 2005 года прожиточный минимум для детей в ряде муниципальных образований (Кежемский, Тасеевский, Назаровский районы и город Канск) ниже тех размеров выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), производившихся в этих муниципальных образованиях до 01.01.2005.

Это, по мнению прокурора, противоречит части 2 статьи 153 ФЗ РФ N 122 от 22.08.2004, согласно которой при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры выплат пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004.

Второе основание состоит в том, что приравнивание размера выплат к величине прожиточного минимума недопустимо, поскольку потребительская корзина, в соответствии с которой определяется прожиточный минимум, удовлетворяет минимальные потребности ребенка и не обеспечивает его достойного развития.

Этот вывод прокурор делает на основании анализа статьи 4 ФЗ РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“ и статей 1, 2, 4 ФЗ РФ “О прожиточном минимуме РФ“.

Таким образом, утверждает прокурор, статья 17-1 Закона края ставит детей, находящихся под опекой (попечительством), в заведомо худшие условия по сравнению с детьми, воспитывающимися в государственных учреждениях.

В судебном заседании прокурор Назаркин В.П. поддержал заявленные требования, представители Законодательного Собрания Красноярского края Любченко М.В., Зюзина Г.В. и Губернатора Красноярского края Полева Е.А. требование прокурора не признали.

Суд, выслушав
доводы и возражения представителей сторон, проанализировав положения статьи 17-1 Закона края, нормы краевого и федерального законодательства, приходит к следующему.

В статье 1 Закона края предусмотрено, что отношения в области защиты прав ребенка в крае могут регулироваться правовыми актами Совета администрации края, если это предписано законами края или правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17-1 Закона края не устанавливает конкретный размер ежемесячной выплаты опекунам (попечителям), она является отсылочной, указывая на то, что конкретный размер денежной выплаты определяется величиной прожиточного минимума, установленного в районах Красноярского края для детей.

В Красноярском крае с 01.01.2005 действует Закон Красноярского края N 13-2780 “О порядке установления величины прожиточного минимума в крае“.

В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально Советом администрации края.

Советом администрации Красноярского края были приняты в течение 2005 года два таких Постановления:

1. Постановление Совета администрации Красноярского края N 113-п от 20.04.2005 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за I квартал 2005 года“;

2. Постановление Совета администрации Красноярского края N 179-п от 19.07.2005 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за II квартал 2005 года“.

Действительно, в Постановлении Совета администрации Красноярского края N 113-п от 20.04.2005 в Кежемском, Тасеевском, Назаровском районах и городе Канске размер денежных сумм, выплачиваемых на детей, был снижен по сравнению с денежными суммами, выплачиваемыми до 01.01.2005.

Однако это не может служить основанием для признания статьи 17-1 Закона края противоречащей федеральному законодательству. Размер денежных сумм определялся другим нормативным правовым актом, к которому следует отнести Постановление
Совета администрации Красноярского края N 113-п от 20.04.2005. Это Постановление прокурор вправе был оспорить в установленном порядке.

Следовательно, требования прокурора не могут быть удовлетворены по первому из приведенных им оснований.

Анализируя второе основание, которым прокурор мотивирует свое требование, суд приходит к следующему.

Из текста статьи 17-1 Закона края следует, что размер денежных средств, выплачиваемых опекунам (попечителям) на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приравнивается к величине прожиточного минимума, установленного в районах Красноярского края для детей.

Статья 1 ФЗ РФ N 134 от 24.10.1997 “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“ приводит основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Определение прожиточного минимума, приведенное в Законе Красноярского края N 13-2780 от 17.12.2004 “О порядке установления величины прожиточного минимума в крае“, аналогично определению, изложенному в вышеприведенном Федеральном законе и также рассчитывается на основании потребительской корзины.

В Красноярском крае принят и действует Закон Красноярского края N 3-396 от 10.07.2002 “О потребительской корзине в Красноярском крае“. В этот Закон включены приложения, содержащие перечень продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг для основных социально-демографических групп населения, в том числе и детей, в целом по Красноярскому краю, а также проживающих в северных территориях и иных территориях края.

Суд полагает, что статья 17-1 Закона края, приравнивая размер денежных выплат на детей к величине прожиточного минимума, не учитывает, что в соответствии с ФЗ РФ N 124 от 24.07.1998 “Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

ФЗ РФ N 124 от 24.07.1998 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

Статья 8 указанного Закона предусматривает, что государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

В статье 16 данного Закона закреплено, что Президент РФ и Правительство РФ осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты.

В соответствии со статьей 4 ФЗ РФ N 159 от 21.12.1996 “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот“ дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Статья 5 этого Закона указывает, что предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дополнительные же гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения расходные обязательства возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, в которых определяется объем и порядок их финансирования.

Пункт 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ предусматривает, что денежные средства на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ.

Эти положения ФЗ РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот“, Бюджетного и Семейного кодексов РФ, по мнению представителей Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края, позволяют сделать вывод о том, что с 01.01.2005 размер и порядок выплат денежных средств определяются субъектами РФ.

Суд считает, что такие утверждения представителей ответной стороны правомерны, однако они не опровергают законность требований прокурора.

Определяя самостоятельно размер и порядок выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, субъекты РФ не могут не учитывать принятые и действующие Ф.И.О. нормативные правовые акты.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.

Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи
граждан.

Из анализа норм обеспечения, приведенных в приложениях N 1, 2, 3 Постановления Правительства РФ N 409 от 20.06.1992, и норм обеспечения, содержащихся в приложениях N 1, 2, 3 Закона Красноярского края “О потребительской корзине в Красноярском крае“, можно сделать вывод об их значительном расхождении. Нормы обеспечения для определения потребительской корзины Красноярского края, на основе которой исчисляется величина прожиточного минимума в крае, значительно меньше по количественному составу и ассортименту норм обеспечения, приведенных в приложениях N 1, 2, 3 к Постановлению Правительства РФ N 409 от 20.06.1992.

Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), менее обеспечены, чем дети, также пребывающие в сложной жизненной ситуации, но находящиеся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности.

Статья 4 ФЗ РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ одной из целей государственной политики в интересах детей называет недопущение их дискриминации.

Статья 17-1 Закона края допускает дискриминацию детей, то есть ограничение прав детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, в зависимости от того, находятся ли они под опекой (попечительством) или воспитываются в соответствующих государственных учреждениях и заведениях.

Таким образом, статью 17-1 Закона края следует признать противоречащей федеральному законодательству со дня ее принятия.

Резолютивная часть судебного решения в соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ подлежит опубликованию в газете “Красноярский рабочий“ в течение 30 дней после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 191 - 197, 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня ее принятия статью 17-1 Закона
Красноярского края N 12-961 от 02.11.2000 “О защите прав ребенка“.

Обязать редакцию газеты “Красноярский рабочий“ опубликовать резолютивную часть решения суда в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.

Председательствующий судья

С.Н.ПОЛЫНЦЕВ