Решения и определения судов

Решение Мособлсуда от 07.07.2005 Об отказе в признании недействующим Закона Московской области от 28.02.2005 N 70/2005-ОЗ “О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований. (Извлечение)

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 июля 2005 года

(Извлечение)

Московский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П., К., С., Г., И., Л. о признании недействующим Закона Московской области от 28 февраля 2005 года N 70/2005-ОЗ “О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“

установил:

жители деревень Гольево и Ивановское Красногорского района Московской области П., К., С., Г., И., Л. обратились в суд с заявлением о признании недействующим в части Закона Московской области “О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“ от 28 февраля 2005 года
N 70/2005-ОЗ.

В обоснование своих требований указали, что оспариваемым Законом два сельских населенных пункта - деревня Гольево (население 317 человек) и деревня Ивановское (243 человека), входящие в состав Воронковского сельского округа Красногорского района Московской области, включены в состав вновь образованного муниципального образования “Городское поселение Красногорск“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ имеет название “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Заявители не согласны с положениями Закона в данной части, так как они приняты в нарушение требований ст. 131 Конституции РФ и п. 3 ст. 12 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) - без учета мнения жителей данных деревень, которые на сельском сходе высказались против включения своих населенных пунктов в городское поселение Красногорск. Против этого также высказался и Совет территориального общественного самоуправления (ТОС) Воронковского сельского округа.

Заявители указывают, что администрация Красногорского района и Московская областная Дума были неоднократно проинформированы о мнении населения, однако оно не было учтено при подготовке и принятии оспариваемого Закона, чем были нарушены их права и законные интересы. В связи с чем заявители просили суд признать недействующим Закон Московской области N 70/2005-ОЗ от 28 февраля 2005 года в части включения деревень Гольево и Ивановское Воронковского сельского округа Красногорского района Московской области в состав городского поселения Красногорск (л.д. 5-7).

В ходе судебного разбирательства заявители дополнили основания заявления и изменили его требования.

Заявители дополнительного указывают, что оспариваемый Закон был принят Московской областной Думой 9 февраля 2005 года на основе решения Совета
депутатов муниципального образования “Красногорский район“ N 379/1 от 31 января 2005 года “О согласовании предложений об установлении границ и наделения статусом муниципальных образований на территории Красногорского района Московской области“, не вступившего в силу (так как оно было опубликовано только 24 февраля 2005 года) и, следовательно, по мнению заявителей, не имевшего юридической силы и не подлежащего применению.

Кроме того, указывают П. и другие, решение Совета было принято на основе Закона Московской области N 57/2004-ОЗ от 23 апреля 2004 года “О порядке установления границ муниципальных образований Московской области и наделения их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района“, который утратил силу с 1 января 2005 года, то есть до принятия решения Совета депутатов N 379/1 от 31 января 2005 года.

Помимо того, указывают заявители, что Закон Московской области N 57/2004-ОЗ от 23 апреля 2004 года утратил силу, он еще в нарушение Конституции РФ (ст. 130) и Устава Московской области (ст. 15, 14, 15, 21, 66, 68) исключал учет мнения населения при рассмотрении предложений по согласованию границ, предоставив право их согласования исключительно представительному органу местного самоуправления.

Заявители утверждают, что оспариваемый Закон Московской области N 70/2005-ОЗ от 28 февраля 2005 года нарушает их права, а также права всех жителей Воронковского сельского округа Красногорского района гарантированные Конституцией РФ, Уставами Московской области и Красногорского района, а именно:

право на выбор места жительства; право граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, с учетом исторических и иных местных традиций; право на участие в обсуждении общих вопросов местного самоуправления, затрагивающих права и свободы граждан; право на учет
мнения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление; право на принятие местным сообществом решений, затрагивающих права и свободы граждан и коллективные обращения в органы местного самоуправления; избирательные права граждан; право граждан на осуществление местного самоуправления посредством ТОС; право граждан на информацию.

Изменив свои требования, заявители просят признать оспариваемый Закон недействующим не в части, а в полном объеме с даты его принятия (л.д. 133-136).

Заявители И., Н., К., и Г. (он же представитель всех заявителей) в судебном заседании поддержали свои требования, просят заявление удовлетворить.

Представитель Московской областной Думы - Ф. и представитель Губернатора Московской области - Ю. требования заявления не признали и пояснили, что оспариваемый Закон принят в пределах полномочий органов государственной власти Московской области, во исполнение и с соблюдением требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, какие-либо права заявителей не нарушает. В удовлетворении заявления просят отказать. Представители заинтересованных лиц представили письменные возражения на заявления (л.д. 102-104, 105-108, 156-158).

Представитель администрации Красногорского района Московской области - Д. и представитель Совета депутатов муниципального образования “Красногорский район“ - С. требования заявителей также не признали, считают, что оспариваемый Закон соответствует федеральному законодательству и Конституции РФ и не нарушает прав заявителей.

Суд, выслушав объяснения заявителей и их представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.

В соответствии с п. “н“ ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам их совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны до 1 марта 2005 года установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Порядок наделения соответствующим статусом муниципальных образований в переходный период регулируется п. 3 ст. 84 данного Закона.

Во исполнение требований указанного Федерального закона был принят оспариваемый Закон Московской области “О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“ N 70/2005-ОЗ от 28 февраля 2005 года (л.д. 16-26). Закон был опубликован в газете “Ежедневные новости. Подмосковье“ N 42, 10.03.2005.

Данным Законом муниципальное образование “Красногорский район“ Московской области (куда входит Воронковский сельский округ, в том числе деревни Гольево и Ивановское), наделено статусом муниципального района и утверждены границы этого района.

В составе Красногорского муниципального района образованы четыре новых муниципальных образования: городское поселение Красногорск; городское поселение Нахабино; сельское поселение Ильинское; сельское поселение Отраднинское.

Суд считает, что оспариваемый Закон принят в пределах полномочий органов государственной власти Московской области, во исполнение требований Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года и в полном соответствии с ними.

Доводы заявителей о том, что данный Закон принят в нарушение ст. 131 Конституции РФ и п. 3 ст. 12 Федерального закона N 131-ФЗ от
6 октября 2003 года, предусматривающих обязательный учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, суд считает несостоятельными.

Жители деревень Гольево и Ивановское всегда осуществляли местное самоуправление в муниципальном образовании “Красногорский район“ Московской области. Наделение его статусом муниципального района, не изменяет границы действующего муниципального образования.

Согласно п. 3 ст. 84 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года не является также изменением границ и преобразованием района, являющегося муниципальным образованием на день официального опубликования Закона (и соответственно не требует согласия населения), наделение Законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 ст. 85 данного Федерального закона.

Несмотря на то, что учет мнения населения при принятии оспариваемого Закона не требовался, оно все-таки было учтено и выражено в решении представительного органа - Совета депутатов муниципального образования “Красногорский район“ Московской области N 379/1 от 31 января 2005 года “О согласовании предложений об установлении границ и наделения статусом муниципальных образований Красногорского района Московской области“ (л.д. 40).

Утверждение заявителей, что выражением мнения населения могут являться только итоги референдума, решения сходов и собраний ТОС (л.д. 27-39, 59-67), а решение представительного органа муниципального образования таковым не является, противоречит п. 2 ст. 3 Конституции РФ, в соответствии с которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Доводы заявителей о том, что решение Совета депутатов, положенное в основу оспариваемого Закона, не имеет юридической силы, поскольку было опубликовано уже после принятия данного Закона, а также принято на основе Закона Московской области N
57/2004-ОЗ от 23 апреля 2004 года “О порядке установления границ муниципальных образований Московской области и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района“, утратившего силу с 1 января 2005 года, то есть до принятия решения, являются несостоятельными.

Во-первых, решение Совета депутатов муниципального образования “Красногорский район“ N 379/1 от 31 января 2005 года не является нормативным актом, порождающим какие-либо правовые последствия и затрагивающим права и свободы и обязанности человека и гражданина, в связи с чем на него не распространяется требование Конституции РФ, Устава Московской области и Устава муниципального образования “Красногорский район“ об обязательном опубликовании.

Во-вторых, оспариваемый Закон Московской области был принят (подписан Губернатором Московской области) 28 февраля 2005 года, то есть после официального опубликования решения Совета депутатов - 24 февраля 2005 года.

В-третьих, ошибочная ссылка в преамбуле данного решения Совета депутатов на утративший силу Закон Московской области N 57/2004-ОЗ от 23 апреля 2004 года “О порядке установления границ муниципальных образований Московской области и наделении их статусом городского сельского поселения, городского округа, муниципального района“, не меняет правовой природы указанного решения, которое является формой учета мнения населения жителей муниципального образования “Красногорский район“ Московской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон Московской области от 23.04.2004 N 57/2004-ОЗ.

Что касается того обстоятельства, что сам оспариваемый Закон Московской области был принят в отсутствие закона, предусматривающего порядок установления границ и наделения статусом вновь образованных муниципальных образований, то Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года не обязывает субъекты РФ в целях реализации муниципальной реформы принимать подобные законы, в связи с чем Московская областная Дума
была вправе установить границы муниципальных образований и в случае признания Закона Московской области N 57/2005-ОЗ от 23 апреля 2004 года утратившим силу.

Не противоречит требованиям федерального законодательства и то обстоятельство, что согласно оспариваемому Закону Московской области в состав городского поселения Красногорск включены два сельских населенных пункта.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 1 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Согласно представленной администрацией Красногорского района выкипировки из Генерального плана г. Красногорска до 2010 года, утвержденного в ноябре 1996 года, и пояснительной записке к нему, территории деревень Гольево и Ивановское предусмотрены планом как территории развития города (л.д. 193-194, 195-196).

Это обстоятельство подтверждается также справками Управления архитектуры и градостроительства администрации Красногорского района, адресованными двум жителям д. Гольево, представленными суду заявителями. Из данных справок следует, что дома, принадлежащие этим жителям, подлежат сносу в соответствии с Генеральным планом развития г. Красногорска. Справки выданы в 2004 году, то есть еще до принятия оспариваемого Закона Московской области (л.д. 201, 202).

Довод заявителей, высказанный им в ходе судебного заседания, о том, что суду представлен Генеральный план развития г. Красногорска, а не план городского поселения Красногорск, как того требует п.
5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, в связи с чем данный План неприменим, суд считает необоснованным.

Согласно п. 3 ст. 83 того же Федерального закона, положения его статьи 11 применяются в переходный период при реализации ст. 84 и 85 этого Закона - наделении соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и утверждение П. и других о нарушении оспариваемым Законом Московской области их прав и законных интересов, в том числе права на осуществление местного самоуправления. Подобных данных заявителями суду не представлено.

Суд считает, что оспариваемый Закон Московской области, предусматривающий в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, создание вместо одного муниципального образования в Красногорском районе Московской области - пять, расширяет права заявителей на местное самоуправление, приближает органы местного самоуправления к населению.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей.

Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление П., К., С., Г., И., Л. о признании недействующим Закона Московской области от 28 февраля 2005 года N 70/2005-ОЗ “О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“ оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.