Решения и определения судов

Определение Свердловского областного суда от 23.06.2005 по делу N 33-4174/2005 Список граждан, обладающих правом на первоочередное отселение из закрытого административно-территориального образования, является исчерпывающим и дополнению не подлежит.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 июня 2005 г. Дело N 33-4174/2005“

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Тимофеева Ю.А.,

судей Чумак Г.Н.,

Панкратовой Н.А.

рассмотрела в судебном заседании 23 июня 2005 г. дело по заявлению Верхнесалдинского городского прокурора о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части по кассационному представлению помощника Верхнесалдинского городского прокурора Черепановой Н.Н. на решение Верхнесалдинского городского суда Свердловской области от 16 мая 2005 г., которым постановлено: в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., пояснения представителей “ЗАТО поселок Свободный“ и Думы МО “ЗАТО поселок Свободный“ Кормаковой Н.В. и Булыгиной И.Н., помощника прокурора Свердловской областной прокуратуры Лариной Л.В., поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

11 января 2001 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации N 23 “Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам“.

Пунктом 5 данного Постановления предусмотрено право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения:

- лицам, проработавшим 10 и более лет в организации (на объекте), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, и утратившими с ней служебную связь;

- лицам, уволенным с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет;

- безработным гражданам, признанным особо нуждающимися в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии
с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“.

16 ноября 2002 г. решением 37-й внеочередной сессии поселковой Думы “ЗАТО поселок Свободный“ принят в новой редакции Устав МО “ЗАТО поселок Свободный“, и в Устав были включены п. 4 ст. 19; п. 7 ст. 22; п. 16 ст. 32, которые предоставляют право внеочередного переселения из ЗАТО депутатам поселковой Думы по истечении срока их полномочий, главе муниципального образования - по истечении срока его полномочий, муниципальным служащим, проработавшим на муниципальных должностях более 10 лет, - за счет средств, выделяемых на переселение.

Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании нормативного акта (Устава) противоречащим закону в части.

В обоснование заявленных требований указал, что по данным проверки, проводимой Верхнесалдинской городской прокуратурой, было выявлено, что п. 4 ст. 19; п. 7 ст. 22; п. 16 ст. 32 Устава муниципального образования “ЗАТО поселок Свободный“ противоречат требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 23, поскольку право на внеочередное отселение положениями указанного Постановления не предусмотрено.

Прокуратурой были опротестованы названные пункты Устава, но протест прокурора оставлен без удовлетворения.

В судебном заседании представители “ЗАТО поселок Свободный“ и Думы МО “ЗАТО поселок Свободный“ требования прокурора не признали и пояснили, что в п. 5 Постановления действительно предусмотрены категории граждан, пользующихся правом первоочередного переселения.

Однако п. 8 указанного Постановления органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований было рекомендовано принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Постановления, предусмотрев в бюджетах закрытых административно-территориальных образований средства на переселение граждан на новое место жительства.

На основании данной рекомендации в 2001 году Администрацией МО “ЗАТО поселок Свободный“, как исполнительно-распорядительным
органом местного самоуправления, было разработано Положение о порядке переселения граждан, утративших производственную или служебную связь с предприятиями, учреждениями, объектами и организациями, расположенными на территории “ЗАТО поселок Свободный“ и утверждено главой муниципального образования “ЗАТО поселок Свободный“ в соответствии с полномочиями, которые оговорены в ст. 15 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и ст. 6, 32, 35 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“.

Ссылка прокурора на несоответствие Устава принятому 11.01.2001 Постановлению N 23 несостоятельна, так как Постановление Правительства Российской Федерации является подзаконным актом по отношению к Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Администрация МО “ЗАТО поселок Свободный“ проводит переселение граждан, руководствуясь, прежде всего, Постановлением Правительства от 11.01.2001 N 23, разработанным на его основе Положением и Уставом только в той части, которая не противоречит этому Постановлению Правительства Российской Федерации.

Внеочередное переселение производится в МО “ЗАТО поселок Свободный“ только исходя из списков первоочередников, определенных в п. 5 Постановления N 23.

Никаких нарушений со стороны Администрации МО “ЗАТО поселок Свободный“ не было.

Признавать статьи Устава противоречащими Постановлению Правительства Российской Федерации N 23 нельзя, так как постановления Правительства могут меняться. Устав не должен противоречить федеральным законам, Конституции Российской Федерации, а не постановлению Правительства Российской Федерации, которое может меняться, но должно исполняться.

Средства на переселение предусматриваются местным бюджетом и поступают из федерального бюджета отдельной строкой в местный бюджет в виде субвенции на переселение. Однако на переселение могут быть использованы и собственные доходы, а также доходы от других источников, что предусмотрено п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 23.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационном представлении ставится
вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С учетом приведенных норм права, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что соответствие Постановлению Правительства Устава МО “ЗАТО поселок Свободный“ не может являться предметом надзора, поскольку прокурор, согласно Федеральному закону “О прокуратуре Российской Федерации“, вправе оспаривать несоответствие актов, издаваемых органами местного самоуправления, в том числе и подзаконным актам.

Разрешая спор по существу и отказывая прокурору в удовлетворении его требований, суд исходил из того, что, включая оспариваемые пункты в Устав, Дума действовала в пределах своей компетенции, в соответствии со ст. 6 и 8 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления“. По мнению суда, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“
установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего. Поэтому, в соответствии с ч. 6, 7 ст. 30 Областного закона от 03.04.1996 N 17-ОЗ в редакции от 16.02.2001 N 17-ОЗ “О муниципальной службе в Свердловской области“, представительный орган местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии для муниципальных служащих, предоставление которых производится за счет средств местного бюджета.

Согласно ст. 35 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поселковая Дума была вправе предусмотреть для депутатов поселковой Думы, главы муниципального образования и муниципальных служащих гарантии в виде внеочередного переселения с территории закрытого административно-территориального образования за счет средств, выделенных на переселение, поскольку п. 2 Постановления Правительства предусмотрел финансирование переселения из нескольких источников, в том числе и из местного бюджета.

С таким мнением суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Суд неправильно разрешил конкуренцию норм права между общей - Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и специальной - Законом Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании“ (в редакции Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ с последующими изменениями) и применил только общую, тогда как в данной ситуации надлежит применить специальную норму.

Как видно из материалов дела, п. Свободный является закрытым административно-территориальным образованием.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании“, порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления ЗАТО определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статья 7 данного Закона
предусматривает, что социальные гарантии и компенсации гражданам (в том числе и в связи с переездом из ЗАТО), проживающим или работающим в закрытом административно-территориальном образовании, устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 23 “Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам“ предусмотрены категории граждан, пользующихся правом первоочередного переселения. Указанный список является исчерпывающим.

Анализ конструкций норм п. 4 ст. 19; п. 7 ст. 22; п. 16 ст. 32 Устава МО “ЗАТО поселок Свободный“, которые предоставляют право внеочередного переселения из ЗАТО депутатам поселковой Думы по истечении срока их полномочий, главе муниципального образования по истечении срока его полномочий, муниципальным служащим, проработавшим на муниципальных должностях более 10 лет за счет средств, выделяемых на переселение, выявляет наличие явного противоречия п. 5 Постановления Правительства N 23, поскольку предусматривает внеочередное право среди первоочередников, чем фактически устанавливает ограничение реализации прав граждан, имеющих право на первоочередное отселение.

Кроме того, в п. 21 Положения о порядке переселения граждан, утративших производственную или служебную связь с предприятием, учреждениями, объектами и организациями, расположенными на территории “ЗАТО поселок Свободный“, которое было разработано на основании Постановления Правительства от 11.01.2001 N 23, также было предусмотрено, что правом на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО в случае переселения обладают лишь лица, перечисленные в п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 23.

Суждение суда о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 23 “Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам“ при
решении вопросов внеочередного переселения лиц, перечисленных в п. 4 ст. 19, п. 7 ст. 22, п. 16 ст. 32 Устава МО “ЗАТО поселок Свободный“, из числа депутатов и муниципальных служащих Администрацией МО “ЗАТО поселок Свободный“ Свердловской области исполняется надлежащим образом, а также, что никто из перечисленных в оспариваемых пунктах Устава лиц не был отселен, если он не относился к категории граждан, являющихся первоочередниками, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку вопрос о том, будет ли происходить нарушение законодательства в будущем при отселении конкретных лиц, предметом рассмотрения не являлся. Более того, если механизм реального использования денежных средств, поступающих на переселение, будет свидетельствовать о том, что реализуются права на отселение только внеочередников, то можно вести речь о неправомерных действиях должностных лиц, а не о противоречии Устава Постановлению Правительства.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации, Правительством Российской Федерации издаются постановления и распоряжения, обеспечивающие исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 23 “Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам“ является подзаконным правовым актом. Однако в силу ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании“ обязательно для МО, в том числе и для МО “ЗАТО поселок Свободный“.

Изложенное свидетельствует о том, что суд, отказывая прокурору в удовлетворении его требований о признании нормативного правового акта противоречащим закону, допустил ошибку в применении законодательства.

В
этой связи судебная коллегия согласно ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора, поскольку в силу ст. 115 Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании“ исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 23 обязательно в части предоставления права на первоочередное отселение только для той категории лиц, которые перечислены в п. 5 данного Постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верхнесалдинского городского суда Свердловской области от 16 мая 2005 г. отменить. Вынести по делу новое решение, которым заявление Верхнесалдинского городского прокурора Свердловской области удовлетворить.

Признать противоречащими Постановлению Правительства Российской Федерации N 23 “Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам“ п. 4 ст. 19, п. 7 ст. 22, п. 16 ст. 32 Устава МО “ЗАТО поселок Свободный“ и не влекущими правовых последствий с момента принятия Устава.

Председательствующий

ТИМОФЕЕВ Ю.А.

Судьи

ЧУМАК Г.Н.

ПАНКРАТОВА Н.А.