Решения и определения судов

Решение Пермского областного суда от 16.03.2005 по делу N 3-37-05 По заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействующими ст. 20, 22 Закона Пермской области от 05.03.2004 N 1294-270 “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“ в части отсутствия у администрации права издания нормативных правовых актов. (вместе с определением Верховного Суда РФ от 15.06.2005 по делу N 44-Г05-12)

ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2005 г. по делу N 3-37-05

Пермский областной суд в составе:

председательствующего Лядовой Л.И.

с участием прокурора Кузнецовой И.А.

при секретаре Лядовой О.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 16 марта 2005 года дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействующими ст. 20, 22 Закона Пермской области от 05.03.2004 N 1294-270 “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“ в части отсутствия у администрации права издания нормативных правовых актов и

установил:

Законодательным Собранием
Пермской области 19 февраля 2004 года принят Закон Пермской области от 05.03.2004 N 1294-270 “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“.

Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими статей 20, 22 данного Закона Пермской области в части отсутствия у администрации права издания нормативных правовых актов, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в субъекте Российской Федерации должны действовать как акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, так и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

В нарушение этой нормы закона администрация Пермской области наделена соответствующими полномочиями (ст. 20, 22 Закона области N 1294-270), однако ей не предоставлено право издания нормативных правовых актов.

Кроме того, ст. 18, 21 Федерального закона N 184-ФЗ регламентированы полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Фактически же полномочия областной администрации реализуются через акты губернатора области, что не соответствует названным положениям Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

В судебном заседании участвующий прокурор Кузнецова И.А. поддержала заявление заместителя прокурора области, пояснив, что поскольку федеральный закон содержит понятие “акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации“, в законе Пермской области должно быть предусмотрено данное положение.

Представитель Законодательного Собрания Пермской области - Рудая О.Д. - в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление в ее отсутствии. В представленных возражениях указала, что прокурором фактически оспаривается отсутствие нормы в Законе
Пермской области “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“, что нельзя расценивать как противоречие федеральному закону. В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ система законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.

Представитель администрации Пермской области - Гребенкина Н.А., не согласившись с заявлением заместителя прокурора, пояснила, что субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему собственных органов государственной власти в соответствии со ст. 77 Конституции РФ, ст. 5 и 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Высшее должностное лицо субъекта Федерации одновременно является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. В Пермской области высшим исполнительным органом государственной власти является администрация области, которая возглавляется губернатором области. Исключение из закона области оспариваемых статей приведет к правовому вакууму в части системы исполнительных органов, порядка назначения отдельных должностных лиц исполнительных органов власти области.

Представитель администрации Пермской области - Дорофева Я.В. - в дополнении к возражениям представителя Гребенкиной Н.А. пояснила, что оспариваемая ст. 20 закона области полностью соответствует ст. 22 федерального закона, ст. 22 закона области соответствует ст. 21 федерального закона. Прокуратурой области не приведено ни одного конкретного обоснования противоречия оспариваемых статей областного закона федеральным нормам.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и
общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Аналогичное положение содержится в преамбуле Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).

Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации установлены статьей пятой Федерального закона N 184-ФЗ, п. “м“ которой предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены статьей 18 Федерального закона N 184-ФЗ. В соответствии с подп. “в“ п. 7 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона N 184-ФЗ структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать систему своих органов государственной власти.

Во исполнение федерального законодательства Законодательным Собранием Пермской области принят Закон Пермской области от 05.03.2004 N 1294-270 “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“. Система (структура) исполнительных органов государственной власти Пермской области установлена статьей шестой данного Закона: администрация Пермской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермской области, возглавляющим систему исполнительных органов государственной
власти области и обеспечивающим их согласованную деятельность.

Статус губернатора определен ст. 14 Закона Пермской области, которой установлено, что губернатор области является высшим должностным лицом Пермской области, руководит деятельностью администрации области на принципах единоначалия и личной ответственности.

Нормы Устава Пермской области от 06.10.1994 N 88-9 (пп. 2, 4 ст. 10 и п. 1 ст. 32) также основаны на правовой позиции самостоятельного установления системы органов государственной власти.

Все правовые акты от имени администрации области издает губернатор области единолично, порядок подготовки проектов актов губернатора области определен Указом губернатора Пермской области от 29 марта 2001 г. N 80 “О подготовке проектов актов губернатора области“.

С учетом изложенного суд не может согласиться с заместителем прокурора Пермской области о противоречии ст. 20, 22 Закона Пермской области п. 2 ст. 22 Федерального закона N 184-ФЗ.

В федеральном законе не закреплена обязательная правовая форма как актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, так и актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заместителю прокурора Пермской области отказать в удовлетворении заявления о признании недействующими ст. 20, 22 Закона Пермской области от 05.03.2004 N 1294-270 “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский областной суд.

Председательствующий

Л.И.ЛЯДОВА

Судья

Л.И.ЛЯДОВА

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 июня 2005 г. по делу N 44-Г05-12

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н.Пирожкова

судей: А.М.Маслова

Т.И.Еременко

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании недействующими ст. 20, 22 Закона Пермской области от 05.03.2004 N 1294-270 “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“ в части отсутствия у администрации Пермской области права издания нормативных правовых актов по кассационному представлению прокурора Пермской области на решение Пермского областного суда от 16.03.2005.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

19 февраля 2004 г. Законодательным Собранием Пермской области принят Закон Пермской области от 5 марта 2004 г. N 1294-270 “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“.

Заместитель прокурора Пермской области обратился в Пермский областной суд с заявлением о признании недействующими ст. 20, 22 названного Закона, ссылаясь на то, что оспариваемыми положениями администрации Пермской области, в нарушение норм действующего федерального законодательства, не предоставлено право издания нормативных правовых актов.

Решением Пермского областного суда от 16 марта 2005 г. в удовлетворении заявления заместителю прокурора Пермской области о признании недействующими ст. 20, 22 Закона Пермской области от 05.03.2004 N 1294-270 “Об исполнительных органах государственной власти Пермской области“ в части отсутствия у администрации Пермской области права издания нормативных правовых актов отказано.

В кассационном представлении прокурор Пермской области просит отменить решение Пермского областного суда от 16 марта 2005 г. в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела,
обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Частью 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, в соответствии с которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 32 Устава Пермской области губернатор области возглавляет высший орган исполнительной власти - администрацию области - и руководит системой исполнительных органов государственной власти Пермской области.

Систему исполнительных органов государственной власти области составляют администрация области, иные исполнительные органы государственной власти области, их территориальные органы или структурные подразделения на территории области.

Администрация области состоит из губернатора, первых заместителей губернатора, заместителей губернатора и аппарата администрации.

Губернатор области определяет основные направления деятельности администрации Пермской области и организует ее работу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 34, а не статья 20 Устава Пермской области.

Также, согласно ст. 20 Устава, губернатор области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, Устава
и законов области издает указы и распоряжения.

Акты губернатора области, носящие нормативный правовой характер, издаются в форме указов, а акты по оперативным и другим текущим вопросам - в форме распоряжений.

При рассмотрении дела судом сделан правильный вывод о том, что все правовые акты от имени администрации области издает губернатор области единолично, наделенный таким правом согласно правовым нормам действующего законодательства.

Противоречий оспариваемых норм Закона с положениями действующего федерального законодательства не усматривается.

Доводы кассационного представления основаны на неправильном толковании закона и не могут повлечь отмену решения Пермского областного суда от 16.03.2005.

С учетом изложенного ст. 20, 22 оспариваемого Закона не противоречат нормам действующего федерального законодательства.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Пермского областного суда от 16.03.2005 оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Пермской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи