Решения и определения судов

Решение Хабаровского краевого суда от 09.06.2005 N 3-135/05 Об отказе в признании противоречащей налоговому законодательству и недействующей в части статьи 9 Закона Хабаровского края от 26.11.2002 N 70 “О транспортном налоге в Хабаровском крае“.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 09 июня 2005 г. по делу N 3-135/05

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,

при секретаре Васильевой А.В.,

с участием прокурора Рекун И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО “ОТ-Восток“ о признании противоречащей налоговому законодательству и недействующей в части ст. 9 Закона Хабаровского края N 70 от 26 ноября 2002 года “О транспортном налоге в Хабаровском крае“,

установил:

Статьей 9 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2002 г. N 70 “О транспортном налоге в Хабаровском крае“ (действующего в редакции законов Хабаровского края от 26.02.2003 N 99, от 25.06.2003 N 122, от 25.11.2003 N 148, от 27.10.2004 N
220, от 24.11.2004 N 221) установлен порядок и сроки уплаты налога и предусмотрено, что местом нахождения транспортных средств в целях настоящей статьи признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в пункте 1 настоящей части, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества (абз. 2 п. 1).

Кроме того, данной статьей установлено, что отчетным периодом по налогу признается полугодие (п. 2).

Налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны представить в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по итогам отчетного периода и уплатить авансовый платеж по налогу в срок не позднее 10 июля текущего налогового периода.

Суммы авансовых платежей по итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют исходя из установленных налоговых ставок и налоговой базы по транспортным средствам, зарегистрированным по состоянию на 1 июля года текущего налогового периода. По транспортным средствам, зарегистрированным и (или) снятым с регистрации на налогоплательщика в отчетном периоде, сумма авансового платежа исчисляется с учетом коэффициента, рассчитанного как число полных месяцев, в течение которых в текущем налоговом периоде данное транспортное средство зарегистрировано на налогоплательщика, деленных на число месяцев в налоговом периоде.

Сумма авансового платежа по налогу, уплаченному в течение налогового периода, засчитывается в счет уплаты налога по итогам налогового периода (п. 3).

ЗАО “ОТ-Восток“ обратилось в Хабаровский краевой суд с заявлением, в котором просит признать не соответствующими налоговому законодательству названные нормы ст. 9 Закона Хабаровского края N 70 “О транспортном налоге в Хабаровском крае“ по основанию противоречия их ст.ст. 55, 356, 360 Налогового кодекса
РФ.

По мнению заявителя, данные нормы краевого Закона приняты с превышением полномочий, предоставленных региональному законодателю ст. 356 Налогового кодекса РФ, и возлагают на заявителя обязанность до окончания налогового периода уплачивать транспортный налог.

В судебном заседании представитель заявителя, по доверенности Черепок А.А., поддержал требования заявления.

Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности Ермольчено О.В. и Карцев С.В., считая, что действующая в настоящее время редакция ст. 9 краевого Закона изложена в соответствии и на основании определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не противоречит действующему налоговому законодательству, просили в удовлетворении заявления ЗАО “ОТ-Восток“ отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Рекун И.Ю., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит, что в удовлетворении требований, заявленных ЗАО “ОТ-Восток“, подлежит отказать по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. “и“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно подп. “ж“ п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам.

Пунктом 3 ст.
12 Налогового кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право, вводя региональный налог, определять конкретные размеры налоговых ставок, порядок и сроки уплаты налога.

Федеральным законодателем в ст.ст. 357 - 360, 362 Налогового кодекса Российской Федерации определены основные понятия, налогоплательщики, а также установлены все существенные элементы налогообложения - объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, при которых согласно ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается законно установленным.

Ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, вводя транспортный налог, определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами о налогах и сборах. Порядок уплаты региональных налогов устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации определил, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.

Анализируя данные нормы налогового законодательства, суд приходит к выводу о том, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода платежей по налогу, при этом должны быть определены сроки уплаты и исчисления этих платежей, а окончательная сумма налога должна исчисляться по окончании налогового периода.

При таких обстоятельствах суд находит, что оспариваемые заявителем
нормы п. 2 и п. 3 (в части) ст. 9 Закона Хабаровского края “О транспортном налоге в Хабаровском крае“, устанавливающие порядок уплаты транспортного налога, согласно которому налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетного периода, которым признается полугодие, при этом сумма авансового платежа по налогу, уплаченному в течение налогового периода, засчитывается в счет уплаты налога по итогам налогового периода, не противоречит нормам действующего налогового законодательства.

Суд находит, что положения абз. 2 п. 1 ст. 9 упомянутого краевого Закона, содержащие понятие места нахождения транспортных средств, приняты в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодателем, поскольку данная норма является составляющей частью статьи, регулирующей порядок и сроки уплаты налога, т.е. вопроса, отнесенного ст. 356 Налогового кодекса РФ к ведению регионального законодателя, при этом оспариваемые положения полностью соответствуют понятиям места нахождения имущества, установленным в целях учета организаций и физических лиц налогоплательщиков в ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд находит, что доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Закона Хабаровского края “О транспортном налоге в Хабаровском крае“ ст.ст. 55, 356, 360 Налогового кодекса Российской Федерации и доводы о нарушении оспариваемыми нормами краевого Закона прав заявителя на владение, пользование и распоряжение денежными средствами основаны на неверном истолковании норм материального права и не могут быть признаны основанием для удовлетворения заявления ЗАО “ОТ-Восток“.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать ЗАО “ОТ-Восток“ в удовлетворении требований о признании противоречащей налоговому законодательству и недействующей в части ст. 9 Закона Хабаровского края N 70 от 26 ноября 2002 года “О транспортном налоге в
Хабаровском крае“.

Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете “Приамурские ведомости“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

Н.Ю.Барабаш