Решения и определения судов

Определение Тверского областного суда от 31.05.2005 по делу N 33-1126 Дело по кассационной жалобе Главы города Твери на решение Центрального районного суда г. Твери от 28 апреля 2005 года.

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 мая 2005 г. по делу N 33-1126

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда, в составе

председательствующего Малич В.С.,

судей Буйнова Ю.К. и Крыловой В.Н.,

с участием прокурора Сатаровой Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 31 мая 2005 года по докладу судьи Малич В.С. дело по кассационной жалобе Главы города Твери на решение Центрального районного суда г. Твери от 28 апреля 2005 года, которым постановлено:

Признать незаконным бездействие Главы города Твери, Тверской городской Думы по восстановлению нарушенных изданием Главой города Твери и Тверской городской Думой нормативно-правовых актов N 3087 от 29.12.2003 и N 22 от 16.03.2004 прав граждан города
Твери на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 года в соответствии со ставками и тарифами на оплату жилья и коммунальных услуг, установленными Постановлениями Главы города Твери N 3280 от. 26.12.2002 и Главы администрации города Твери N 1119 от 29.04.2003.

Обязать Главу города Твери, Тверскую городскую Думу восстановить существовавшее до принятия ими нормативно-правовых актов N 3087 от 29.12.2003 и N 22 от 16.03.2004, признанных решениями судов недействующими, нарушающими права граждан с момента их принятия, положение по оплате населением города Твери жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Постановлениями Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 и Главы администрации города Твери N 1119 от 29.04.2002 за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 года.

Обязать Главу города Твери, Тверскую городскую Думу определить источники финансирования производства перерасчета населению города Твери за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 стоимости жилищно-коммунальных услуг, взысканных с населения города Твери за указанный период из расчета ставок и тарифов, установленных Постановлением Главы города Твери и решением Тверской городской Думы, признанных решениями суда не действующими с момента их принятия, по ставкам и тарифам, существовавшим до нарушения прав граждан города, утвержденным Постановлением Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 и Главы Администрации города Твери N 1119 от 29.04.2003.

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Тверской области в интересах неопределенного круга лиц (жителей города Твери) обратился в суд с заявлением о восстановлении нарушенных Главой города Твери, Тверской городской Думой жилищных прав граждан города Твери на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с законно
установленными ставками за период с 01.01.2004 по 31.07.2004. В заявлении был также поставлен вопрос о возложении на Главу города Твери и Тверскую городскую Думу обязанности по осуществлению действий, направленных на произведение перерасчета стоимости жилищно-коммунальных услуг населению города и возмещение излишне уплаченных сумм за период с 1 января 2004 г. в связи с принятием Главой города Твери и Тверской городской Думой незаконных правовых актов от 29.12.2003 N 3087 и от 16.03.04 N 22.

В ходе рассмотрения дела прокурором дополнительно были заявлены требования о признании незаконным бездействия Главы города Твери и Тверской городской Думы по восстановлению нарушенных изданием Главой города Твери и Тверской городской Думой нормативно-правовых актов N 3087 от 29.12.2003 и N 22 от 16.03.2004 прав граждан города Твери на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2004 по 31.07.2004 в соответствии со ставками и тарифами, установленными Постановлениями Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002 и Главы администрации города Твери N 1119 от 29.04.2003. Прокуратурой был также поставлен вопрос о возложении на Главу города Твери, Тверскую городскую Думу обязанности по восстановлению положения, существовавшего до принятия нормативно-правовых актов, признанных решениями суда недействующими и нарушающими права граждан. Также заявлялось о возложении на Главу города Твери и Тверскую городскую Думу обязанности по определению порядка, способов и источников производства перерасчета стоимости жилищно-коммунальных услуг, взысканных с населения города Твери за период с 1 января 2004 года по 31 июля 2004 года.

В судебном заседании представителем прокуратуры были уточнены исковые требования в связи с принятием Главой города Твери и Тверской городской Думой распоряжения от 25 ноября 2004 года
за N 1185 “О проведении компенсационного перерасчета“ и решения Тверской городской Думы от 20 декабря 2004 г. N 19 (95) “Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением города Твери“. Указывалось при этом, что права граждан в связи с принятием указанных постановлений не восстановлены в полном объеме. По-прежнему имеются основания для признания незаконным бездействия Главы города Твери и Тверской городской Думы и возложения на них обязанности по восстановлению нарушенных прав граждан и определению источников произведения перерасчета. Принятыми постановлениями источники перерасчета не определены и не решен вопрос о произведении перерасчета в отношении отдельных категорий граждан.

Представители Главы города Твери исковые требования в судебном заседании не признали. Пояснили при этом, что прокурор был не вправе обращаться с исковыми требованиями в защиту какого бы то ни было “значительного числа граждан“, каковым является население города, если их можно индивидуализировать. Имеется и возможность определить размер сумм, подлежащих компенсации каждому конкретному гражданину, чьи права были нарушены, что свидетельствует именно об определенности (ограниченности) круга лиц. В этой связи предъявление требований в интересах неопределенного круга лиц является неправомерным. Кроме того, хотя решениями судов были отменены проиндексированные тарифы, проведенная в последующем независимая экспертиза показала, что затраты на содержание и ремонт жилья, водоснабжение, водоотведение значительно выше, чем отмененные судом. Не могут быть удовлетворены требования о признании незаконным бездействия Главы города Твери, так как оспоренное Постановление было отменено Постановлением Главы города Твери от 13.04.2004 N 718, было принято распоряжение от 25.11.2004 N 1185 “О проведении компенсационного перерасчета“, внесен в Тверскую городскую Думу проект решения о проведении перерасчета. Был реально произведен перерасчет по данным “Е.“, МУП
“Т.“, МУП “Д.“, МУП “С.“, Н., ОАО “Т.“. Полагали, что требования прокурора о возложении на Главу города обязанности по определению источников перерасчета не подлежат удовлетворению, так как это уже было сделано в соответствии с п. 2 распоряжения N 1185, п. 3 решения Тверской городской Думы от 20.12.2004 N 19 (95). Было установлено, что произведение перерасчета осуществится в счет будущих платежей граждан, что не противоречит действующему законодательству. Поскольку в сложившейся ситуации поставщики жилищно-коммунальных услуг без законных оснований получили от населения оплату по завышенным тарифам, то они и обязаны вернуть сумму неосновательного обогащения. Ссылка прокуратуры на ст. 83 БК РФ о необходимости бюджетного финансирования несостоятельна, поскольку из бюджета города финансируются подтвержденные затраты предприятий, а не суммы, недоплаченные населением.

Представитель Тверской городской Думы исковые требования признал в части возложения на Думу обязанности произвести перерасчет всем гражданам города Твери. Не был согласен с тем, что Тверская городская Дума незаконно бездействовала, так как 29.04.2004 решением N 47 Дума отменила самостоятельно ранее принятое решение от 16.03.2004 N 22, однако распоряжением от 13 мая 2004 года Глава города Твери наложил вето на принятое решение, в дальнейшем на заседании Тверской городской Думы 20.12.2004 было принято решение N 19 (95) “Об оплате жилищно-коммунальных услуг“, рассматривался представленный Главой города Твери проект, где уже указывалась сумма перерасчета, способы и порядок его проведения.

Представитель третьего лица - ООО “Е.“ - исковые требования не признал, указав, что ими был произведен перерасчет в январе - феврале 2005 года на сумму 43765338,78 руб. Названная сумма была обозначена Департаментом ЖКХ администрации города Твери, перерасчет производился в соответствии с
решением Тверской городской Думы N 19 (95) и таблицей “Размер перерасчета оплаты за жилье и коммунальные услуги за 2004 г.“, которая в январе была представлена Департаментом ЖКХ, в январе перерасчет был произведен с уменьшающим эффектом, поэтому в феврале были применены повышающие коэффициенты.

Представитель третьего лица - МУП “Д.“ - пояснил, что ими был произведен перерасчет на сумму 1554,6 тыс. руб., при этом каких-либо денежных средств им не поступало, сумма определялась на основании таблицы, представленной Департаментом ЖКХ.

Представители третьих лиц - МУП “С.“ и ООО “Ж.“ - также ссылались на фактическое произведение перерасчета в январе - феврале 2005 года, осуществленного за счет собственных средств.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Главы города Твери ставится вопрос об отмене решения суда. В жалобе указывается, что прокурор, обращаясь с иском в защиту прав граждан, требует восстановления прав конкретных граждан, проживающих в городе Твери и оплативших жилищно-коммунальные услуги в течение января - июля 2004 года по отмененным ценам и тарифам, что не соответствует понятию неопределенного круга лиц и противоречит действующему законодательству. В п. 3 решения Тверской городской Думы N 19 (95) от 20.12.2004 определен источник финансирования перерасчета - это излишне полученные поставщиками жилищно-коммунальных услуг средства, собранные с населения города в оплату поставленных услуг по ставкам и тарифам, признанным впоследствии судом незаконно завышенными. Главой города Твери были совершены действия, направленные на восстановление прав граждан, а именно: оспоренное Постановление N 718 от 13.04.2004 было отменено. Было принято распоряжение от 25.11.2004 N 1185 “О проведении компенсационного перерасчета“, и этот перерасчет фактически был организован. Таким образом, у суда отсутствовали основания для
признания установленным бездействия Главы города Твери по восстановлению нарушенных прав граждан. Нет оснований и для возложения на Главу города обязанности по определению источников перерасчета, т.к. он установлен решением Тверской городской Думы N 19 (95) от 20.12.04.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Главы города по доверенности Комаровой А.А., Каплун Я.В., представителя Тверской городской Думы по доверенности Бондаренко В.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя прокуратуры Тверской области Глазыриной Н.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, и заключение прокурора Сатаровой Т.И., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Судом установлено, что Постановлением Главы города Твери от 29.12.2003 N 3087 “Об утверждении базовой себестоимости, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в городе Твери“ были введены в действие с 01.01.2004 ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг для населения города Твери. Решением Центрального районного суда г. Твери от 09.03.2004 пункты 1, 2 указанного Постановления Главы города Твери признаны не соответствующими закону и не действующими с момента их принятия, то есть с 29 декабря 2003 года. 05.04.04 названное решение суда вступило в законную силу.

Решением Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 “Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год“ утверждена таблица уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги, утверждены базовые экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2004 год, утверждены ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг для населения города Твери с 01.01.2004. Решением Центрального районного суда г. Твери от 03.06.04 признаны
не соответствующими законодательству, нарушающими права граждан и не действующими с момента принятия решение Тверской городской Думы N 22 от 16.03.2004 “Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год“ и приложения к нему N 1, 2, 3. Решение вступило в законную силу 13.07.04.

В связи с этим исчисление коммунальных платежей за период с января по июль 2004 года должно было производиться в соответствии с иными нормативными актами, а именно: с решением Тверской городской Думы от 21.12.01 N 185 и изданными на его основании Постановлением Главы города Твери N 3280 от 26.12.2002, а также Постановлением Главы администрации города N 1119 от 29.04.2003.

Фактически же в период с 1 января 2004 года по 31.07.2004 начисление платежей населению города Твери за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги производилось по незаконно завышенным, как установлено в судебном порядке, ставкам и тарифам.

Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Однако в ходе рассмотрения заявленных прокуратурой требований нашли подтверждение доводы о том, что Глава города Твери, Тверская городская Дума после вступления в законную силу решений Центрального районного суда города Твери не приняли мер по восстановлению нарушенных прав граждан города Твери, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ прокуратурой Тверской области 23.07.2004 были внесены представления об устранении нарушений действующего гражданского и жилищного законодательства и предложено
привести в соответствие с законодательством нормативные акты, регулирующие вопросы оплаты содержания жилья и коммунальных услуг в городе Твери, а также принять организационные и распорядительные меры по начислению жилищно-коммунальных платежей в соответствии с действующим законодательством и решить в централизованном порядке вопрос возмещения гражданам излишне уплаченных средств в результате принятых Главой города Твери и Тверской городской Думой незаконных нормативных актов.

Несмотря на то, что имели место вступившие в законную силу 05.04.05 и 13.07.05 судебные решения, внесенные прокуратурой представления, необходимой и соответствующей закону реакции со стороны Главы города и Тверской городской Думы не последовало.

Представления прокуратуры Тверской области по вопросу необходимости реального восстановления нарушенных прав граждан города по существу поставленных в них вопросов ни Главой города, ни Думой рассмотрены не были.

Содержание ответа ООО “Е.“, связанного с предостережением прокуратуры о недопустимости нарушения закона, свидетельствует о том, что обращения названной организации в администрацию города и Тверскую городскую Думу с запросами о порядке и условиях проведения перерасчета были оставлены без какого-либо реагирования.

Приведенное правомерно было расценено судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих о неправомерном бездействии Главы города Твери и Тверской городской Думы после принятия и вступления в силу судебных решений об отмене незаконных правовых актов и возникших в связи с этим правовых последствий.

Доводы о том, что Главой города Твери и Тверской городской Думой были предприняты действия, направленные на восстановление прав граждан, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и обоснованно не были приняты в качестве достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявления прокуратуры.

В соответствии с положениями Устава города Твери Глава города и Тверская городская Дума несут ответственность за принятие незаконных решений,
а также за бездействие или ненадлежащее осуществление своих полномочий перед жителями муниципального образования.

Распоряжение Главы города Твери N 1185 “О произведении компенсационного перерасчета“ было принято только 25.11.04.

Показания допрошенных судом первой инстанции свидетелей, а также объяснения представителей третьих лиц свидетельствуют о том, что в связи с изданием названного распоряжения не были восстановлены в полной мере нарушенные права всех жителей города Твери, отдельные категории плательщиков, а именно: проживающие в домах ЖСК или управляемых ТСЖ вовсе не были учтены, в распоряжении не разрешен вопрос об источниках финансирования перерасчета. При реализации названного распоряжения у обслуживающих организаций возникли убытки, средства на возмещение которых отсутствуют. При этом при произведении перерасчета применялась таблица Департамента ЖКХ Администрации города Твери с указанием определенных сумм, индексов и коэффициентов, обоснование которых отсутствовало. Нормативные акты, действовавшие до отмены в судебном порядке Постановления Главы города Твери от 29.12.2003 N 3087 и решения Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22, не применялись.

Тверской городской Думой решение N 19 (95) “Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением города Твери“ было принято 20.12.04. С его принятием также не были в полной мере восстановлены нарушенные права граждан. Не проводилась проверка обоснованности предусмотренной Главой города Твери денежной суммы для произведения перерасчета, не истребовались документы, ее подтверждающие, не определялись источники финансирования, вопросы, связанные с внесением изменений в бюджет города, не рассматривались.

Несвоевременное принятие Думой решения по вопросу перерасчета, а также то обстоятельство, что с его принятием не были разрешены необходимые для восстановления прав граждан вопросы, как правильно указано судом первой инстанции, свидетельствовало о неправомерном бездействии названного органа местного самоуправления.

Ссылка представителей Главы города Твери на то, что источником финансирования перерасчета должны являться будущие платежи граждан, несостоятельна, поскольку ст. 87 Бюджетного кодекса РФ расходы на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируются из местного бюджета.

Оснований для вывода о том, что у обслуживающих организаций, получавших платежи по повышенным ставкам, возникло неосновательное обогащение, влекущее предусмотренные ст. 1102 ГК РФ правовые последствия, также не имеется, поскольку названные организации действовали в соответствии с принятыми компетентными органами нормативными актами, которые впоследствии были признаны судом недействующими.

Как определено п. 1 ст. 51 Устава города Твери, Глава города Твери является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления в пределах своих полномочий. Согласно ст. 56 Устава Глава города на основании и во исполнение федерального и областного законодательства, настоящего Устава и решений Тверской городской Думы издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории города, а также иные распорядительные документы.

Следовательно, в целях восстановления нарушенных прав граждан в результате незаконно принятых нормативно-правовых актов Главой города Твери в соответствии с его компетенцией должен быть принят правовой акт организационно-распорядительного характера по порядку производства перерасчета стоимости жилищно-коммунальных услуг населению города Твери.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В этой связи правомерным является вывод суда о том, что полное восстановление нарушенных прав населения города должно быть осуществлено путем принятия необходимых к этому мер Главой города и городской Думой. При этом должны быть учтены интересы всех категорий граждан и четко определены источники финансирования необходимого перерасчета платежей.

Позиция представителей Главы города Твери, связанная с тем, что прокурор области не имел законных полномочий на обращение в суд в интересах жителей города, обоснованно отвергнута судом первой инстанции.

Как видно из содержания заявления, прокурор Тверской области обратился в суд в пределах своих полномочий в защиту неопределенного круга лиц - жителей города Твери, что не противоречит требованиям п. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Обращение имело место в связи с необходимостью восстановления прав, нарушенных принятием нормативных актов, рассчитанных на применение в отношении неиндивидуализированного, т.е. неопределенного круга лиц.

Население муниципального образования при решении вопроса о применении процессуальных норм не может быть четко индивидуализировано, привлечено в процесс в качестве его участников, указано в полном объеме в решении суда.

В этой связи правомерным является использование предусмотренного процессуальным законом понятия, как неопределенный круг лиц, при обращении прокурора в защиту интересов жителей города.

С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы не могут послужить поводом для его отмены.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда от 28 апреля 2005 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы города Твери - без удовлетворения.

Председательствующий

В.С.МАЛИЧ

Судьи областного суда

Ю.К.БУЙНОВ

В.Н.КРЫЛОВА