Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 04.05.2005 N 3П-1-20/05 О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 08.06.1994 N 2152-XII “О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ

от 4 мая 2005 г. N 3П-1-20/05

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,

с участием прокурора Борисовой Ю.А.,

при секретаре Усачевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан “О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан“ от 08.06.1994 N 2152-ХII (в редакции от 18.01.1995 N 2299-ХII),

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу абзаца 3 статьи 2, абзаца 5 статьи 2 в части слов “граждан республики“,
статьи 4 Закона Республики Татарстан “О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан“ от 08.06.1994 N 2152-ХII (в редакции от 18.01.1995 N 2299-ХII).

В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан требования поддержала.

Представители Государственного Совета Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан с требованиями не согласились.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственным Советом Республики Татарстан 08.06.1994 принят Закон Республики Татарстан “О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан“ от 08.06.1994 N 2152-ХII (далее - Закон РТ).

Согласно абзацу 3 статьи 2 Закона РТ минимальный потребительский бюджет предназначен для определения размеров заработной платы, пособий и других социальных выплат, оценки уровня материальной обеспеченности граждан республики. В соответствии со статьей 4 Закона РТ заработная плата работника на предприятиях всех форм собственности не может быть ниже стоимостной величины минимального потребительского бюджета. Размеры пособий и других социальных выплат устанавливаются в соответствии с законами Республики Татарстан в соотношении с величиной минимального потребительского бюджета.

Между тем федеральным законодательством установлена основа (база), исходя из которой определяются размер заработной платы, пособий и других социальных выплат. Так, принятый 24.10.1997 Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“ установил правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации, определил понятие, назначение, порядок определения и применения прожиточного минимума в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“ назначение прожиточного минимума определяется соответственно уровню, на котором он устанавливается. Так, для обоснования устанавливаемого Ф.И.О. минимального размера оплаты труда, а также для определения Ф.И.О. размеров стипендий, пособий и других социальных выплат применяется прожиточный минимум, который определяется по Российской Федерации в
целом. Ф.И.О. субъекта Российской Федерации прожиточный минимум предназначается для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ (п. 2 ст. 2).

Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включена величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом установлено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Другим примером является статья 1 Федерального закона “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации“, в соответствии с которой размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации определяются в зависимости от минимального размера оплаты труда.

На этих же нормах федерального законодательства основывается и требование Прокурора Республики Татарстан, изложенное им в заявлении, следовательно, довод представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что в заявлении Прокурора Республики Татарстан не приведены доводы, подтверждающие противоречие оспариваемых положений республиканского Закона нормам федерального законодательства, не соответствует действительности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что абзац 3 статьи 2, статья 4 Закона РТ противоречат федеральному законодательству.

Противоречит федеральному законодательству абзац 5 статьи 2 Закона РТ в части слов “граждан республики“.

Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации“ провозглашен
принцип единого и равного гражданства Российской Федерации.

Этим же Федеральным законом, вступившим в силу с 1 июля 2002 года, признано утратившим силу положение пункта 2 статьи 2 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации“, принятого в 1991 году, т.е. до принятия Конституции Российской Федерации, и предусматривавшего гражданство республик в составе Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 имеет номер 250-О, а не 250.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.12.2001 N 250 по запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации, рассматривая вопрос о суверенитете Российской Федерации как неотъемлемом качестве только Федерации констатировал, что Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими со дня вступления решения
в законную силу абзац 3 статьи 2, абзац 5 статьи 2 в части слов “граждан республики“, статью 4 Закона Республики Татарстан “О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан“ от 08.06.1994 N 2152-ХII (в редакции от 18.01.1995 N 2299-ХII).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими со дня вступления решения в законную силу абзац 3 статьи 2, абзац 5 статьи 2 в части слов “граждан республики“, статью 4 Закона Республики Татарстан “О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан“ от 08.06.1994 N 2152-ХII (в редакции от 18.01.1995 N 2299-ХII).

Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете “Республика Татарстан“ после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 2 ноября 2005 г.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ