Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 28.04.2005 N 3п-1-26/2005 О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 18 июня 1998 года N 1659 “Об охране здоровья граждан“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2005 г. N 3п-1-26/2005

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г.Габдуллина,

при секретаре Э.Х.Хузиной,

с участием прокурора Ф.А.Бакировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 18 июня 1998 года N 1659 “Об охране здоровья граждан“,

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу части 2 статьи 3, статьи 15, частей 1 и 3
статьи 16, части 1 статьи 17, части 2 статьи 18, части 2 статьи 27, части 3 статьи 38 в части слов “граждан Республики Татарстан“, статьи 63 в части слов “гражданства Республики Татарстан“, пунктов 6 и 9 статьи 7, второго предложения части 2 статьи 11 в части слов “осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи организациями муниципальной и частной систем здравоохранения“, части 3 статьи 14, части 3 статьи 17 в части слов “и иных организациях“, второго предложения части 5 статьи 17, части 1 статьи 20 в части слов “(лица в возрасте до 21 года - ежегодные)“, части 4 статьи 20, пункта 1 части 1 статьи 23 в части слов “в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Татарстан“, пункта 2 части 1 статьи 23, пункта 4 части 1 статьи 23 и части 3 статьи 23 в части слов “и местных бюджетов“, части 2 статьи 23, части 2 статьи 30, части 3 статьи 31, части 3 статьи 32, части 3 статьи 42, части 3 статьи 39, части 4 статьи 42, части 2 статьи 25 в части слов “за счет средств социального страхования и органов социальной защиты населения“, части 2 статьи 37 в части слов “и санитарно-эпидемиологической службы“, части 1 статьи 41 и частей 1 и 2 статьи 50 в части слов “или муниципальной“, части 2 статьи 43, части 5 статьи 48 в части слов “по решению местных органов управления здравоохранением“, второго предложения части 2 статьи 53 Закона Республики Татарстан от 18 июня 1998 года N 1659 “Об охране здоровья граждан“ в
редакции Законов Республики Татарстан от 15 марта 2004 года N 14-ЗРТ и от 12 мая 2003 года N 14-ЗРТ.

В судебном заседании представитель Прокурора Республики Татарстан Ф.А.Бакирова уточнила заявленные требования в связи с неправильным расположением абзацев в тексте закона, имеющегося в правовой системе “Гарант“, и просила признать недействующими вместо второго предложения части 2 статьи 11 Закона Республики Татарстан положения части 3 статьи 11 в части слов “осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи организациями муниципальной и частной систем здравоохранения“, а также первое предложение части 4 статьи 53 вместо второго предложения части 2 этой же статьи.

В обоснование заявления Прокурором Республики Татарстан указано, что оспариваемые положения Закона Республики Татарстан “Об охране здоровья граждан“ противоречат нормам Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации“, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Российской Федерации, Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“, Федерального закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“, Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“.

Представители Государственного Совета Республики Татарстан В.П.Логинов и А.А.Хамматова, представитель Президента Республики Татарстан Р.Г.Салахутдинов с заявлением прокурора согласились частично, возражали против удовлетворения заявления в части признания противоречащими федеральному законодательству части 2 статьи 3, статьи 15, частей 1 и 3 статьи 16, части 1 статьи 17, части 2 статьи 18, части 2 статьи 27, части 3 статьи 38 в части слов “граждан Республики Татарстан“, статьи 63 в части слов “гражданства Республики Татарстан“, а также части 4 статьи 20, пояснив, что содержание вышеназванных статей Закона
Республики Татарстан соответствует федеральному законодательству и оснований для удовлетворения заявления прокурора в этой части не имеется.

В остальной части представители Государственного Совета и Президента Республики Татарстан с заявлением прокурора согласились.

Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Государственным Советом был принят Закон Республики Татарстан от 18 июня 1998 года N 1659 “Об охране здоровья граждан“, Законами Республики Татарстан от 12 мая 2003 года N 14-ЗРТ и от 15 марта 2004 года N 14-ЗРТ в указанный Закон были внесены изменения и дополнения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона республики предусмотрено, что государственные гарантии предполагают предоставление гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи в соответствии с государственными программами обязательного медицинского страхования и медицинского обслуживания граждан. Статьей 15 Закона провозглашено право граждан Республики Татарстан на охрану здоровья. В соответствии с данной статьей каждый гражданин Республики Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.

Вопрос о гражданстве субъектов Российской Федерации рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 6 декабря 2001 года N 250-О, в котором, рассматривая вопрос о суверенитете Российской Федерации как неотъемлемом качестве только Федерации, констатировал, что Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими
всеми конституционными правами человека и гражданина.

Кроме того, указанные положения приняты в нарушение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в соответствии со статьей 17 которых предусмотрено, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Аналогичные положения о гражданстве Республики Татарстан содержатся и в частях 1 и 3 статьи 16, части 1 статьи 17, части 2 статьи 18, части 2 статьи 27, части 3 статьи 38, статье 63 Закона республики.

Таким образом, положения части 2 статьи 3, статьи 15, частей 1 и 3 статьи 16, части 1 статьи 17, части 2 статьи 18, части 2 статьи 27, части 3 статьи 38 в части слов “граждан Республики Татарстан“, статьи 63 в части слов “гражданства Республики Татарстан“ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

С доводами представителей Государственного Совета и Президента Республики Татарстан о том, что вышеприведенные положения Закона Республики Татарстан не противоречат федеральному законодательству, в этих положениях устанавливаются правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, законы Республики Татарстан действуют только на территории Республики Татарстан и их юрисдикция распространяется только на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Татарстан, которые в соответствии с частью 2 статьи 21 Конституции Республики Татарстан являются гражданами Республики Татарстан, суд согласиться не может.

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 6 декабря 2001 года указал, что Конституция Российской Федерации ни в статье 6,
устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации“, провозгласившим принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, признано утратившим силу положение пункта 2 статьи 2 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации“, предусматривавшего гражданство республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона республики к ведению органов местного самоуправления относятся координация и контроль деятельности подведомственных организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения. Данное положение не соответствует пункту 16 статьи 5 и пункту 10 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в соответствии с которыми координация деятельности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан отнесена к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона республики на органы местного самоуправления возложено обеспечение деятельности организаций для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения, создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а
также специальных учреждений для неизлечимо больных пациентов. Однако в соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, обеспечение инвалидов специальными учебными пособиями и литературой являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Согласно статье 20 указанного Федерального закона гарантии трудовой занятости предоставляются инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся и в Законе Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“. В соответствии со статьей 16 данного Закона Российской Федерации для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство:

создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;

организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;

устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами.

При этом статьей 17 Закона “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 11 Закона республики муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют контроль
за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи организациями муниципальной и частной систем здравоохранения. Вместе с тем согласно статье 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан на органы местного самоуправления возложено обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории. Согласно статье 44 Основ контроль за качеством лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных, и федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека. Статьей 56 Основ также предусмотрено, что контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 3 статьи 14 Закона республики предусмотрено, что положение о порядке создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в системе здравоохранения утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан, что противоречит пункту 19 статьи 5 Основ, в соответствии с которым указанное полномочие отнесено к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона республики гражданам гарантировано право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и иных организациях здравоохранения в соответствии с законодательством. Учитывая, что в соответствии с Основами Российской Федерации помимо государственной и муниципальной систем здравоохранения существует частная система здравоохранения, финансируемая юридическими и физическими лицами, указанное положение не соответствует статье 20 Основ, гарантирующей право на бесплатную медицинскую помощь только в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

В соответствии со статьей 20 Основ граждане имеют право
на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 6 Основ также предусмотрено, что установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указанным положениям не соответствует второе предложение части 5 статьи 17 Закона республики, в соответствии с которым указанные вопросы определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона республики на работников отдельных профессий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, не достигших возраста 21 года, возложена обязанность проходить ежегодно медицинские осмотры. Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 “О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности“, которым утверждены правила обязательного освидетельствования, предусмотрено, что освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона республики несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Татарстан, что не соответствует статье 24 Основ, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют условия лечения и наблюдения указанной категории граждан. Порядок лечения и наблюдения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое
регулирование в сфере здравоохранения.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона республики виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Татарстан, что не соответствует статье 40 Основ Российской Федерации. В части 4 статьи 42 Закона РТ предусмотрено, что порядок применения не разрешенных к применению методов диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, в том числе используемых за рубежом, устанавливается Министерством здравоохранения или иными уполномоченными на то органами. Положение части 4 статьи 42 Закона республики не соответствует статье 43 Основ, согласно которой такой порядок устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона республики несовершеннолетние имеют право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 6 Основ установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта.

Согласно пункту 4 статьи 23 Закона республики несовершеннолетние имеют право на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов при определении профессиональной пригодности. Пунктом 4 статьи 24 Основ предусматривается, что порядок и условия проведения данных консультаций определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а следовательно, и является расходным обязательством только субъекта Российской Федерации. Статьей 8 Основ определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Указанное полномочие в данный перечень не входит. Замечание аналогичного характера относится к части 3 статьи 23 Закона республики.

Согласно статье 23 (часть 2) республиканского Закона несовершеннолетние в возрасте 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Федеральный законодатель, внеся изменения в Основы 1 декабря 2004 года, особо оговорил данное право в отношении несовершеннолетних - больных наркоманией. Данным правом указанная категория граждан пользуется по достижении 16 лет. До указанного возраста согласие на медицинское вмешательство, оказание медицинской помощи дают их законные представители. В случае отсутствия такого согласия решение об оказании медицинской помощи, в частности решение о госпитализации, принимается судом. Замечание аналогичного характера относится к части 2 статьи 30, части 3 статьи 31, части 3 статьи 32, части 3 статьи 42 Закона республики.

Согласно части 2 статьи 25 Закона республики граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования и органов социальной защиты. Данное положение не соответствует федеральному законодательству по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ основным источником финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются бюджеты субъектов Российской Федерации. Средства, поступающие из целевых социальных фондов, наряду с иными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются дополнительными к бюджетным средствам. При этом необходимо учесть, что согласно статье 19 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 “О Фонде социального страхования Российской Федерации“ Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В соответствии с частью 2 статьи 37 республиканского Закона первичная медико-санитарная помощь обеспечивается организациями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. Однако статьями 8 и 37 Основ РФ оказание первичной медико-санитарной помощи отнесено исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Санитарно-эпидемиологическая служба - служба по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, представляющая собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, основные принципы организации и деятельности которой установлены Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, а также положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Основ финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Такая помощь оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения. Противоречащей в связи с указанным является положение части 1 статьи 41 Закона республики, предусматривающей, что медико-социальная помощь данной категории граждан оказывается в учреждениях муниципальной системы здравоохранения. Замечание аналогичного характера относится к частям 1 и 2 статьи 50 Закона республики.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона республики контроль за качеством лекарственных препаратов, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Министерством здравоохранения Республики Татарстан или иными уполномоченными на то министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Это противоречит части 1 статьи 44 Основ РФ, в соответствии с которой данный контроль возложен на федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, и федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно статье 49 Основ Российской Федерации экспертиза временной нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием. В нарушение указанного положения частью 5 статьи 48 Закона республики такое решение принимают местные органы управления здравоохранением.

Частью 4 статьи 53 Закона республики предусматривается, что контроль за качеством оказания медицинской помощи в системе частной медицинской практики осуществляют медицинские общественные объединения и местная администрация, что противоречит статье 56 Основ РФ, согласно которой осуществление данного вида контроля возложено на федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения.

При таких обстоятельствах оспариваемые положения Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для удовлетворения заявления прокурора в части признания противоречащей федеральному законодательству части 4 статьи 20 Закона Республики Татарстан, в соответствии с которой на работодателя возложена обязанность по организации проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия, не имеется по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ работодатель обязан обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

Таким образом, федеральный законодатель возложил на работодателя ответственность по выделению средств на проведение медицинских осмотров и обеспечению их проведения, то есть фактически федеральный законодатель возложил на работодателя обязанность по организации проведения медицинских осмотров, в какой редакции это указано в части 4 статьи 20 Закона Республики Татарстан.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан

решил:

Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 3, статью 15, части 1 и 3 статьи 16, часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 18, часть 2 статьи 27, часть 3 статьи 38 в части слов “граждан Республики Татарстан“, статью 63 в части слов “гражданства Республики Татарстан“, пункты 6 и 9 статьи 7, часть 3 статьи 11 в части слов “осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи организациями муниципальной и частной систем здравоохранения“, часть 3 статьи 14, часть 3 статьи 17 в части слов “и иных организациях“, второе предложение части 5 статьи 17, часть 1 статьи 20 в части слов “(лица в возрасте до 21 года - ежегодные)“, пункт 1 части 1 статьи 23 в части слов “в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Татарстан“, пункт 2 части 1 статьи 23, пункт 4 части 1 статьи 23 и часть 3 статьи 23 в части слов “и местных бюджетов“, часть 2 статьи 23, часть 2 статьи 30, часть 3 статьи 31, часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 42, часть 3 статьи 39, часть 4 статьи 42, часть 2 статьи 25 в части слов “за счет средств социального страхования и органов социальной защиты населения“, часть 2 статьи 37 в части слов “и санитарно-эпидемиологической службы“, часть 1 статьи 41 и части 1 и 2 статьи 50 в части слов “или муниципальной“, часть 2 статьи 43, часть 5 статьи 48 в части слов “по решению местных органов управления здравоохранением“, первое предложение части 4 статьи 53 Закона Республики Татарстан от 18 июня 1998 года N 1659 “Об охране здоровья граждан“.

В остальной части заявления отказать.

Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газетах “Республика Татарстан“ и “Ватаным Татарстан“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья

Р.Г.ГАБДУЛЛИН

Решение вступило в законную силу 17 мая 2005 года.

Судья

Р.Г.ГАБДУЛЛИН