Решения и определения судов

Решение Сахалинского областного суда от 18.02.2005 О признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных положений Закона Сахалинской области от 29.12.2001 N 309 “Об Администрации Сахалинской области“.

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

от 18 февраля 2005 года

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Сахалинской области от 29.12.2001 имеет номер 309, а не 199.

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Никулина В.А. при секретаре Никитиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими пункта 2 статьи 2 и подпункта “ж“ пункта 2 статьи 8 Закона Сахалинской области от 29 декабря 2001 года N 199 “Об администрации Сахалинской области“ (в редакции Закона Сахалинской области N 495 от 14 апреля 2004 года), установил:

29 декабря 2001 года Сахалинской областной Думой
принят Закон Сахалинской области N 309 “Об администрации Сахалинской области“, который был опубликован в средствах массовой информации 15 января 2002 года (далее - Закон Сахалинской области).

14 апреля 2004 года Законом Сахалинской области N 495 внесены изменения в указанный нормативный правовой акт.

Пунктом 2 статьи 2 Закона Сахалинской области предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и администрация Сахалинской области образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Подпунктом “ж“ пункта 2 статьи 8 Закона Сахалинской области к полномочиям администрации Сахалинской области отнесено заключение в соответствии с Федеральным законом договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений о взаимной передаче осуществления части своих полномочий.

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании названных норм Закона Сахалинской области противоречащими части 3 статьи 17 и пунктам 3, 4, 5 статьи 26.7. Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и недействующими со дня вступление решения в законную силу.

По мнению заявителя, пункт 2 статьи 2 Закона Сахалинской области содержит редакцию, смысл которой ограничивает систему органов исполнительной власти Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Сахалинской области.

Подпунктом “ж“ пункта 2 статьи 8 Закона Сахалинской области к полномочиям администрации Сахалинской области отнесено заключение в соответствии с Федеральным законом договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений о взаимной
передаче осуществления части своих полномочий, в то время как такими полномочиями в соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 26.7. Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ может быть наделено только высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В судебном заседании прокурор Попова Н.Н. поддержал заявление.

Представители Сахалинской областной Думы Исайкин А.Ю. и губернатора Сахалинской области Чекрышев Д.В. не возражали против удовлетворения заявления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или часть его противоречит Федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Из содержания оспариваемого пункта 2 статьи 2 Закона Сахалинской области следует, что система органов исполнительной власти Российской Федерации ограничивается лишь федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Сахалинской области.

Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 года) систему органов исполнительной власти Российской Федерации образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, закон субъекта Российской Федерации в этой части может лишь содержать норму о включении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в систему органов исполнительной власти Российской
Федерации, чтобы не нарушать смысл и содержание Федерального закона. В противном случае, оспариваемое содержание правовой нормы Закона Сахалинской области ограничивает право Российской Федерации на включение в систему органов исполнительной власти Российской Федерации исполнительных органов государственной власти иных субъектов Российской Федерации, что не может быть признано законным.

Подпункт “ж“ пункта 2 статьи 8 Закона Сахалинской области по существу устанавливает круг должностных лиц органа исполнительной власти Сахалинской области, которые могут заключать с федеральными органами исполнительной власти договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий.

Однако, в соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 26.7. Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ вышеуказанными полномочиями может быть наделен только руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 статьи 25 Устава Сахалинской области губернатор Сахалинской области является высшим должностным лицом Сахалинской области и возглавляет администрацию Сахалинской области.

При таком положении оспариваемые нормы Закона Сахалинской области не могут быть признаны соответствующими требованиям Федерального закона.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации N 2124-1 принят 27.12.1991, а не 27.12.1990.

Учитывая, что Закон Сахалинской области был опубликован в газете “Губернские ведомости“, в соответствии со ст. 35 Закона РФ “О средствах массовой информации“ от 27 декабря 1990 года N 2124-1 (в редакции от 2 ноября 2004 г.) суд возлагает на редакцию газеты “Губернские ведомости“ обязанность по опубликованию решения суда после вступления в законную силу.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:

Признать противоречащими Федеральному закону и не подлежащими применению
пункт 2 статьи 2 и подпункт “ж“ пункта 2 статьи 8 Закона Сахалинской области “Об администрации Сахалинской области“ N 309 от 29 декабря 2001 года (в редакции Закона Сахалинской области от 14 апреля 2004 года N 495) со дня вступления решения в законную силу.

Возложить обязанность по опубликованию настоящего решения на редакцию газеты “Губернские ведомости“ после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия через Сахалинский областной суд.

Судья

В.А.Никулин