Решения и постановления судов

Решение Алтайского краевого суда от 15.02.2005 по делу N 3-5/2005 О признании частично недействующими Закона Алтайского края N 37-ЗС от 09.11.2004 “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае“ и постановления администрации Алтайского края от 25.11.2004 N 610 “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае“.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2005 г. по делу N 3-5/2005

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего К.

при секретаре С.

с участием прокурора П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям прокурора Алтайского края о признании недействующими в части Закона Алтайского края N 37-ЗС от 09.11.2004 года “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае“ и постановления администрации Алтайского края от 25.11.2004 года N 610 “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае“,

установил:

прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими преамбулу в части слов “и муниципальных“, ст. 1 в части слов
“и муниципальных“, ст. 3 в части слов “и муниципальных“, ст. 4 в части слов “и муниципальных“, ст. 6 в части слов “на 2005 год настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами администрации Алтайского края, с 2006 года“ Закона Алтайского края N 37-ЗС от 09.11.2004 года “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае“ и с заявлением о признании недействующими пункта 1 в части слов “и муниципальных“, пункта 2 в части слов “и муниципальных“ постановления администрации Алтайского края от 25.11.2004 года N 610 “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае“.

В обоснование требований указано, что данные нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству и нарушают интересы муниципальных образований, т.к. Закон устанавливает тарифную систему оплаты труда работников не только государственных, но и муниципальных учреждении. Постановление администрации, в свою очередь, устанавливает размер тарифной ставки Единой тарифной сетки по оплате труда названным работникам, что статьей 143 Трудового кодекса РФ отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Прокурор просит признать недействующими статьи и пункты названных актов в части распространения их действия на муниципальные учреждения.

Дела по указанным заявлениям судом объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор требования поддержал, представители АКСНД и администрации Алтайского края требования не признали.

Выслушав объяснения лиц, участвующих
в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявлений.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы оспариваемого Закона, он регулирует систему оплаты труда работников краевых и муниципальных учреждений в Алтайском крае в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьи 1, 2, 3 и 4 Закона устанавливают тарифную систему труда для работников краевых государственных и муниципальных учреждений, порядок определения тарифных ставок (окладов), соотношение между ними.

Статья 6 Закона устанавливает, что тарифная система оплаты труда, виды компенсационных и стимулирующих выплат, размеры и условия их применения в муниципальных учреждениях в Алтайском крае устанавливаются на 2005 год настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами администрации Алтайского края, с 2006 года - органами местного самоуправления.

Пунктами 1, 2, 4 постановления администрации Алтайского края “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальные учреждений в Алтайском крае“ с 1 января 2005 года установлены размер тарифной ставки (оклада) первого разряда, межразрядные тарифные коэффициенты
и тарифные ставки Единой тарифной сетки по оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений, повышены тарифные ставки (оклады) специалистам указанных учреждений, работающим на селе.

Данное постановление принято во исполнение вышеназванного Закона Алтайского края.

Согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ (новая редакция которой вступила в силу с 1 января 2005 года) тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 26.3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

При этом данным законом к полномочиям названных органов власти не отнесено решение вопросов оплаты труда работников муниципальных учреждений.

С учетом приведенных положений Трудового кодекса РФ и ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, АКСНД
и администрация Алтайского края не вправе были устанавливать тарифную систему оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения, как это сделано в оспариваемых нормативно-правовых актах.

Суд не может согласиться с утверждением представителей заинтересованных лиц о том, что соответствующие органы государственной власти Алтайского края действовали в пределах полномочий, предоставленных частью 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Данная норма предоставляет право органам государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта федеральными законами, законами субъекта при наличии соответствующих средств бюджета субъекта. Однако в данном случае регулирование вопросов установления тарифного системы оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядка ее применения из компетенции органов государственной власти субъекта РФ вышеназванным Федеральным законом N 184-ФЗ исключено, а Трудовым кодексом РФ отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Доводы представителей АКСНД и администрации Алтайского края о том, что администрацией Алтайского края муниципальным образованиям компенсированы затраты на повышение тарифных ставок путем выделения дотаций, не могут являться подтверждением тому, что оспариваемые акты не противоречат федеральному законодательству. Действующим законодательством к полномочиям законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта не отнесено установление тарифной системы оплаты труда работников
муниципальных учреждений и порядка ее применения и компетенция в решении этих вопросов не ставится в зависимость от выделения дотаций или материальной помощи.

Ссылка представителей заинтересованных лиц на преамбулу ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, согласно которой при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений, также не может быть принята во внимание, т.к. законы и иные нормативные правовые акты субъекта в любом случае в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Поскольку названные нормативные правовые акты в оспариваемых частях противоречат федеральному закону, они подлежат признанию недействующими в этих частях со дня вступления в силу новой редакции ст. 143 Трудового кодекса РФ - с 1 января 2005 года.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 199 ГПК РФ, суд

решил:

заявления
прокурора Алтайского края удовлетворить.

Признать недействующими преамбулу в части слов “и муниципальных“, статью 1 в части слов “и муниципальных“, статью 2 в части слов “и муниципальных“, статью 3 в части слов “и муниципальных“, статью 4 в части слов “и муниципальных“, статью 6 в части слов “на 2005 год настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами администрации Алтайского края, с 2006 года“ Закона Алтайского края N 37-ЗС от 09.11.2004 года “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае“ с 1 января 2005 года.

Признать недействующими пункт 1 в части слов “и муниципальных“, пункт 2 в части слов “и муниципальных“, пункт 4 в части слов “и муниципальных“ постановления администрации Алтайского края от 25.11.2004 года N 610 “Об оплате труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений в Алтайском крае“ с 1 января 2005 года.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.