Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 17.09.2004 N 3П-1-131/04 О признании противоречащим федеральному законодательству Положения о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.1998 N 581 (в ред. от 18.08.2003 N 433).

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ

от 17 сентября 2004 г. N 3П-1-131/04

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,

с участием прокурора Давлетбакова Ш.С.,

при секретаре Усачевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Положения о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.1998 года N 581 (в редакции от 18.08.2003 N 433),

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Положения о
порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан (далее - Положение), утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.1998 N 581 (в редакции от 18.08.2003 N 433), указывая, что Кабинет Министров Республики Татарстан, утверждая своим Постановлением Положение, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку регулируемые в нем вопросы отнесены к ведению Российской Федерации. Кроме того, Положение противоречит статье 24 Федерального закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ от 02.08.1995 N 122-ФЗ.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требование.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан требование не признал.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии с подпунктом “ж“ пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Федерального закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ от 02.08.1995 N 122-ФЗ порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

15 апреля 1996 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 473 утверждено Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (далее - Положение РФ).

26 сентября 1998 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление N 581 “О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан“.

Пунктом 2 указанного Постановления утверждено Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан (далее - Положение РТ). Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.08.2003 N 433 в названное Постановление внесены соответствующие изменения.

Из оспариваемого Положения РТ видно, что оплата социальных услуг одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, обязанных содержать их, но которые проживают отдельно от них и не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, производится исходя из совокупного дохода (среднедушевого дохода).

Между тем в соответствии с Положением РФ оплата социальных услуг одиноким гражданам пожилого
возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, производится исходя из пенсии.

Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, устанавливая указанную плату этой категории граждан в зависимости от совокупного дохода, превысил свои полномочия.

Более того, по мнению суда, установление Кабинетом Министров Республики Татарстан собственного критерия (совокупный доход) при определении граждан, которым могут предоставляться названные социальные услуги на льготных условиях, может существенно повлиять на право отдельной категории граждан пользоваться льготами, закрепленными за ними в Положении РФ.

При таких обстоятельствах Положение РТ в части оплаты социальных услуг одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, обязанных содержать их, но которые проживают отдельно от них и не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, в зависимости от совокупного дохода (среднедушевого дохода) подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части Положения РТ каких-либо противоречий с федеральным законодательством судом не установлено.

В пункте 2 Положения РТ существенно расширен (по сравнению с Положением РФ) перечень категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно вне зависимости от размера среднедушевого дохода. В частности, это участники и инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, и т.д. (пункт 2 Положения). В данном случае Кабинетом Министров Республики Татарстан в полной мере реализована государственная политика в сфере социального обслуживания граждан, проживающих на территории Республики Татарстан, в соответствии с принципами, изложенными в статье 5 Федерального закона “Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации“: адресность, доступность, гуманность.

Эти различия по сравнению с Положением РФ обеспечены бюджетом Республики Татарстан и направлены лишь на улучшение социального положения названной категории граждан. При этом замены льгот, уменьшение объема предоставляемых услуг, а также обременение граждан какими-либо обязанностями, не предусмотренными федеральным законодательством, не произведено, следовательно, чьих-либо прав Положение РТ в этой части нарушать не может.

Лишение этих граждан (участники и инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, и т.д.) помощи в виде бесплатных социальных услуг, закрепленных в Положении РТ, значительно ухудшит их положение.

С учетом изложенного оснований для признания остальной части Положения РТ недействующей не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.

Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.1998 N 581 “О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан“ (в редакции от 18.08.2003 N 433), в части оплаты социальных услуг одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, обязанных содержать их, но которые проживают отдельно от них и не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, в зависимости от совокупного дохода (среднедушевого дохода) признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете “Республика
Татарстан“ после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 28 сентября 2004 года.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ