Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 N 18АП-3583/2007 по делу N А47-16300/2005 Поскольку из акта проверки и решения о привлечении общества к налоговой ответственности не видно, какие виновные неправомерные действия налогоплательщика повлекли неуплату налога, состав правонарушения применительно к диспозиции ст. 122 НК РФ налоговым органом не установлен, в удовлетворении требований о взыскании налоговой санкции отказано.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2007 г. N 18АП-3583/2007

Дело N А47-16300/2005

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А. судей Дмитриевой Н.Н. и Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества “Оренбургнефтеотдача“ на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.03.2007 по делу N А47-16300/2005 (судья Горячева Р.Я.),

установил:

16.11.2005 в Арбитражный суд Оренбургской области обратилась Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества “Оренбургнефтеотдача“ (далее - ЗАО “Оренбургнефтеотдача“, плательщик, общество) штрафа по п. 1
ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 576768 руб.

Представив уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2004 года с суммой налога к доплате, общество не уплатило доначисленный налог и пени, т.е. не выполнило условия п. 4 ст. 81 НК РФ, освобождающие от применения налоговой ответственности (л.д. 5 - 6 т. 1)

Решением суда первой инстанции от 22.12.2005 требования инспекции удовлетворены: штраф взыскан в полном объеме, суд усмотрел в действиях плательщика признаки налогового правонарушения (л.д. 44 т. 1).

Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 07.11.2006 решение отменено ввиду процессуальных нарушений и отправлено на рассмотрение суда первой инстанции (л.д. 93 - 95 т. 1).

Решением от 20.03.2007 суд первой инстанции повторно взыскал штраф, указав что доводы о неизвещении плательщика о рассмотрении дела руководителем инспекции не нашли подтверждения (л.д. 8 - 12 т. 2).

28.05.2007 года от плательщика поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении требований. Обстоятельства, указанные в п. 4 ст. 81 НК РФ не являются самостоятельным составом налогового нарушения, а условиями освобождения от применения ответственности. Обстоятельства начисления налога не исследовались, нарушен порядок привлечения к ответственности - в нарушение ст. 101 НК РФ в решении не изложены обстоятельства нарушения, установленные проверкой, отсутствуют доказательства вручения решения плательщику, общество не извещено о рассмотрении дела о нарушении (л.д. 2 - 5 т. 2).

Налоговый орган возражает против апелляционной жалобы - плательщику под роспись вручено уведомление о явке в налоговый орган 22.06.2005, лицо в установленное время не явилось, и решение было принято без его участия (л.д. 36 -
38 т. 2).

Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Установлено, что ЗАО “Оренбургнефтеотдача“ зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 17.12.2002, состоит на налоговом учете (т. 1, л.д. 20), является плательщиком налогов.

Представлена уточненная декларация по налогу на прибыль за 2004 год (л.д. 75 - 114 т. 2).

После проверки декларации инспекцией составлена докладная записка от 21.06.2005 о невыполнении условий п. 4 ст. 81 НК РФ (л.д. 9 т. 1). 22.06.2005 под роспись представителю вручено уведомление о явке в инспекцию, где указано, что 23.06.2005 будет проводиться рассмотрение результатов камеральной проверки (л.д. 76 т. 1).

23.06.2005 налоговым органом вынесено решение N 09-1420111 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 576768 руб. (л.д. 10 - 11 т. 1). Направлено требование об уплате (л.д. 14 т. 1).

Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченных сумму налога. При повторном нарушении штраф увеличивается в два раза.

Состав нарушения является материальным,
т.е. состоит из следующих элементов:

- противоправного действия (бездействия) плательщика, нарушающего конкретную правовую норму,

- результата этого деяния в виде занижения налога,

- причинной связи между деянием и результатом.

Элементы нарушения устанавливаются налоговым органом и отражаются в акте проверки. При не установлении какого-либо из этих элементов ответственность применена быть не может.

Установлено, ответственность применена в связи с представлением уточненной налоговой декларации, с увеличенной суммы налога. Из текста решения неясно, какие противоправные действия совершил плательщик, из-за которых произошло занижение налога, т.е. не установлена объективная сторона налогового правонарушения.

Положения п. 4 ст. 81 НК РФ, на которые ссылается Инспекция, подлежат применению при условии установленного им налогового нарушения. Их следует оценивать не как самостоятельный состав налогового правонарушения, а как условия применения обстоятельства, освобождающего от ответственности.

По ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом
или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Установлено, что копия акта или иного документа с изложением обстоятельств нарушения плательщику не вручался, о рассмотрении результатов проверки он был извещен за день до рассмотрения. Уведомление (л.д. 76 т. 1) не содержит сведений, отвечающих акту проверки. Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения к ответственности нашли подтверждение.

Ввиду отсутствия состава правонарушения и нарушения порядка привлечения к ответственности в удовлетворении заявления налогового органа следует отказать.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.03.2007 по делу N А47-16300/2005 отменить, в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области о взыскании с закрытого акционерного общества “Оренбургнефтеотдача“ штрафа в сумме 576768 руб. отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

Ю.А.КУЗНЕЦОВ

Судьи:

Н.Н.ДМИТРИЕВА

О.Б.ТИМОХИН