Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 19.07.2004 по делу N 3-428 О признании частично недействующим приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 10.06.1998 N 129-21 “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2004 г. N 3-428

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи Семеновой И.А., при секретаре Кунах Т.Е., с участием прокурора Новиковой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2004 года в Санкт-Петербурге дело по заявлению закрытого акционерного общества “Первый кондитерский комбинат “АЗАРТ“ о признании в части недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“, установил:

10 июня 1998 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 26 июня 1998 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 129-21 “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“.

Статьей 2 данного Закона утверждены на территории Санкт-Петербурга ставки земельного налога по
административным районам и зонам градостроительной ценности территорий (ЗГЦТ) (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).

Согласно приложению 2 к Закону ставка земельного налога по 5-й зоне градостроительной ценности территорий составляет 7,615 рублей за кв. м в год, по 9-й зоне - 3,675 рубля.

Заявитель ЗАО “Первый кондитерский комбинат “АЗАРТ“ в лице своего представителя обратился в суд с заявлением, уточнив которое в ходе судебного разбирательства просит признать Закон Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ в части установленных размеров ставок земельного налога для 5-й и для 9-й зон градостроительной ценности территорий недействующим со дня принятия и не подлежащим применению как противоречащий федеральному законодательству, а именно: абз. 1 и 2 ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“ с учетом конституционно-правового смысла указанной нормы, аналогичного установленному Конституционным Судом РФ при толковании иных положений законодательства РФ о налогах.

В обоснование заявления указывает, что земельный налог относится к местным налогам, в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ устанавливается законодательным актом РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.

Согласно абз. 1 и 2 ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“ налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению к
Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий органами местного самоуправления городов.

В соответствии с таблицами 1 и 3 приложения 2 к Закону РФ средняя ставка земельного налога в городах Северо-Западного экономического района с населением свыше 3000 тыс. человек, к которым относится Санкт-Петербург, увеличенная на коэффициент за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, составляет 10 руб. 50 коп. на кв. м на год (3,5 х 3).

С учетом применения коэффициентов, установленных в последующий период ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю“ (50), постановлениями Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 “Об индексации ставок земельного налога в 1995 году“ (2), от 03.04.1996 N 378 “Об индексации ставок земельного налога в 1996 году“ (1,5), федеральными законами “О федеральном бюджете на 1997 год“ (2), “О ставках земельного налога в 1998 году“ (1), в 1998 году проиндексированная средняя ставка земельного налога для Санкт-Петербурга с учетом деноминации, проведенной по Указу Президента РФ от 04.08.1997 N 822 “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштабов цен“, составляла 3,15 руб. (3,5 х 3 х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 1/1000).

Согласно ст. 3 Закона РФ “О плате за землю“ размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Таким образом, устанавливаемые данным Законом ставки земельного налога являются стабильными платежами.

В соответствии с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда РФ установленные федеральным законодательством ставки налога являются предельными, а местные (региональные) органы законодательной власти при установлении
конкретных ставок не могут выходить за указанные пределы.

Как указывается в пункте 4 постановления Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 N 13-П “По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году“, “из конституционного принципа единой финансовой, включая налоговую, политики (статья 114 Конституции РФ) вытекает, что законно установленными в субъектах Российской Федерации могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации, устанавливаемыми федеральным законом. Одним из таких общих принципов налогообложения и сборов, как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 года ..., является принцип, согласно которому перечень региональных налогов и сборов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, носит исчерпывающий характер, что предполагает ограничение по введению дополнительных налогов, а также по повышению ставок налогов. Этой цели служит и установление средних ставок земельного налога в Законе РФ “О плате за землю“.

В данном постановлении Конституционного Суда РФ также указывается на недопустимость такого положения вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, Федеральное Собрание и Правительство РФ обязаны обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории (п. 2 резолютивной части).

Однако до настоящего времени данная обязанность органами законодательной и исполнительной власти не исполнена, Ф.И.О. отсутствует единый порядок дифференциации ставок земельного налога. Такой существенный элемент налога, как максимальный размер налоговой ставки, федеральным законом не установлен.

Поэтому установленная Законом РФ “О плате за землю“ средняя ставка земельного
налога одновременно является предельной ставкой земельного налога, с учетом выявленного Конституционным Судом РФ конституционно-правового смысла аналогичных положений законодательства о налогах.

В связи с изложенным Закон Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ в части установления ставки для 5-й ЗГЦТ в (7,615 рублей) и для 9-й ЗГЦТ (3,675 рубля), превышающих являющуюся предельной величину средней ставки земельного налога на момент его принятия в размере 3,15 руб., противоречит абз. 1 и 2 ст. 8 ФЗ “О плате за землю“.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражает, указывая, что Закон Санкт-Петербурга федеральному законодательству не противоречит.

Законом РФ “О плате за землю“ установлены “средние ставки налога за землю“ и субъекту Российской Федерации при установлении ставок земельного налога предоставлено право лишь дифференцировать их, а не самостоятельно определять и не применять их как “предельные“. В действующем законодательстве отсутствуют нормы, дающие основания считать среднюю ставку земельного налога предельной. Предельная ставка налога Ф.И.О. не определена.

Согласно ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“ налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Порядок дифференциации средних ставок земельного налога разъяснен в Инструкции от 21 февраля 2000 года N 56 по применению Закона РФ “О плате за землю“ Министерством по налогам и сборам РФ, которое также не рассматривает средние ставки земельного налога в качестве предельных.

Губернатор Санкт-Петербурга с заявлением не согласен, считая, что производство по настоящему делу подлежит прекращению, поскольку заявителем не представлено обоснование нарушения его прав, свобод и законных интересов обжалуемыми нормами Закона.

Возражая по существу, указывает, что
порядок исчисления и уплаты земельного налога урегулирован Законом РФ “О плате за землю“, в полном соответствии с которым и в пределах предоставленных им субъекту РФ полномочий Законом Санкт-Петербурга утверждены границы социально-экономических районов и ставки земельного налога по административным районам и ЗГЦТ. На момент принятия Конституционным Судом РФ решения от 08.10.1997 N 13-П действовала Инструкция Госналогслужбы РФ по применению Закона РФ “О плате за землю“ от 17.04.1995 N 29 в редакции от 07.06.1996, которая не содержала нормативных предписаний о порядке расчета ставок земельного налога, дифференцированных по ЗГЦТ. В настоящее время действует Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам N 56 от 21.02.2000, устанавливающая порядок расчета ставок земельного налога на основе средней ставки налога с дифференциацией по местоположению и зонам градостроительной ценности территорий и предусматривающая, что расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту, определенная исходя из зональных ставок и площадей оценочных зон, должна быть равна сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта в его границах (без вычета площади льготных категорий) (п. 15).

Также считает, что не может быть удовлетворено требование заявителя о признании Закона недействующим со дня принятия, т.к. это означает признание его судом утратившим силу с указанного времени, однако согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ таким правом обладает только орган, принявший данный акт.

Заинтересованное лицо - Комитет финансов Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражает.

Указывает, что в соответствии со ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“ налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону. Органы
государственной власти субъектов РФ вправе дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Дифференциация средних ставок, установленная оспариваемым Законом, произведена в пределах полномочий субъекта РФ, предоставленных Законом РФ “О плате за землю“ (ст. 8). Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56 по применению Закона РФ “О плате за землю“ определены обязательные для органов государственной власти субъектов РФ при дифференциации средней ставки налога требования и порядок исчисления ставок налога на земли, включающий определение средней ставки земельного налога и расчет дифференцированных ставок по зонам на базе средней ставки.

Предусмотренные Законом Санкт-Петербурга зональные ставки рассчитаны с учетом требований п. 15 Инструкции N 56, расчетная налоговая масса в целом по Санкт-Петербургу равна сумме налога, исчисленной по средней ставке. Ставки налога для 5-й и 9-й ЗГЦТ входят в единую расчетную налоговую массу по Санкт-Петербургу и не могут рассматриваться в отрыве от нее.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно п. “и“ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной, в частности, в постановлениях от 21.03.1997 N 5-П, от 11.11.1997 N 16-П, “законно установленными“ могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской
Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральными законами.

Такой принцип налогообложения и сборов, как исчерпывающий перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей, закреплен во взаимосвязи в нормах абз. 2 п. 2 ст. 18, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства, к которым относится налоговая ставка.

Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 N 13-П по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году“, “устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности, при их дифференцировании по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории“.

Признав недопустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки
могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, Конституционный Суд РФ постановил: “Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий“ (пункт 2 резолютивной части).

До настоящего времени такие правила не приняты.

Ни Законом РФ “О плате за землю“, ни иным федеральным законом предельные ставки земельного налога не установлены.

Существенные элементы налогового обязательства, в том числе предельная налоговая ставка, должны регулироваться федеральным законом.

Отсутствие ограничений Ф.И.О. максимальных размеров ставок налога противоречит требованиям ст. 57 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах впредь до принятия закона РФ, устанавливающего предельную ставку Земельного налога, в качестве предельных должны рассматриваться те ставки земельного налога, которые установлены Ф.И.О. Законом РФ “О плате за землю“, т.е. средние ставки земельного налога согласно приложению 2 к Закону.

Иное толкование не согласуется с правовыми позициями, выраженными в решениях Конституционного Суда РФ, и может привести к произвольному применению налоговой нормы государственными органами, нарушению принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.-

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 87, а не часть 2 статьи 67 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ“.--

В силу ч. 3 ст. 79 и ч. 2 ст. 67 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ“ нормативные акты и отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, что является основанием для отмены в установленном порядке основанных на них других нормативных актов либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения,
какие были предметом обращения; положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Ставки земельного налога для 5-й и 9-й ЗГЦТ Санкт-Петербурга превышают ставки, определенные Законом РФ “О плате за землю“, и не могут считаться законно установленными.

Ссылка заинтересованных лиц на то, что Законом РФ “О плате за землю“ органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право дифференцировать средние ставки, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Не оспаривая данное право субъекта РФ, суд считает, что такая дифференциация должна проводиться им в пределах, не превышающих среднюю ставку.

Доводы о том, что актом федерального уровня, устанавливающим единый порядок дифференциации средних ставок, является Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56 по применению Закона РФ “О плате за землю“, не могут быть приняты во внимание.

Предельная налоговая ставка может быть установлена только федеральным законом и названная Инструкция ее не устанавливает.

Кроме того, Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам РФ в систему нормативных правовых актов о налогах и сборах не входит, поскольку МНС РФ наделено полномочиями лишь по изданию обязательных для своих подразделений приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к законодательным актам законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 4 НК РФ).

В судебном заседании представители Губернатора Санкт-Петербурга и Комитета финансов Санкт-Петербурга согласились с утверждением заявителя о том, что ставка земельного налога не может быть выше средней ставки, но утверждали, что ставки налога, установленные оспариваемым Законом, в том числе для 5-й и для 9-й ЗГЦТ, не превышают средней ставки земельного налога, установленной для Санкт-Петербурга Законом РФ “О плате за землю“.

Свою позицию мотивировали тем, что все зональные ставки в Законе определены с соблюдением требований п. 2 Инструкции N 56 от 21 февраля 2000 года в таком размере, чтобы расчетная налоговая масса в целом по Санкт-Петербургу равнялась сумме налога, исчисленной с применением средней ставки. Ставки дифференцированы, часть из них выше средней ставки, часть - ниже, но в целом такой расчет свидетельствует о применении в Санкт-Петербурге средней ставки налога.

Данное мнение суд считает ошибочным.

Законом Санкт-Петербурга утверждены ставки земельного налога по 5-й и 9-й ЗГЦТ в размерах соответственно 7,615 руб. и 3,675 руб. за кв. м в год, и именно они применяются при расчете суммы налога, уплачиваемого конкретными налогоплательщиками. Он больше средней ставки земельного налога, которая на момент принятия Закона составляла 3,15 руб.

Согласно ст. 19 НК РФ обязанность уплачивать налоги возникает у налогоплательщика. Субъектом налогового правоотношения является отдельное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налога по установленной ставке. Ставка как величина налога на единицу обложения (ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 38 НК РФ) применяется для конкретного налогоплательщика, обладающего объектом налогообложения, а не к городу или ко всем плательщикам налога в целом.

То обстоятельство, что при расчете налоговой массы, приходящейся на Санкт-Петербург, использована средняя ставка, не может служить основанием применения к отдельному плательщику ставки, размер которой превышает предельную, и возложения на его большего налогового бремени, чем предусмотрено законом.

При дифференциации ставок по зонам предельная ставка налога также не должна превышаться.

Закон Санкт-Петербурга нарушает права заявителя, являющегося собственником земельных участков в 5-й и в 9-й ЗГЦТ, поскольку возлагает на него обязанность платить налог в большем размере, чем это установлено законом.

Право собственности ЗАО “АЗАРТ“ на земельные участки подтверждается свидетельствами о праве собственности на землю и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что Закон Санкт-Петербурга в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, а именно: ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“ в ее конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом РФ, и должен быть признан недействующим.

Определяя момент, с которого Закон признается недействующим, суд учитывает, что после принятия Закон в течение определенного времени уже действовал, налог является источником доходной части бюджета, признание Закона недействующим со дня его принятия может повлечь нарушение прав и свобод граждан, в связи с чем признает Закон недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:

Признать приложение 2 к Закону Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге“ N 129-21 от 10 июня 1998 года в части, устанавливающей ставку земельного налога для пятой зоны градостроительной ценности территорий, равную 7,615 руб. на кв. м в год, и ставку для девятой зоны градостроительной ценности территорий, равную 3,675 руб. на кв. м в год, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.