Решения и определения судов

Решение Центрального районного суда города Твери от 03.06.2004 по делу N 2-639/04 О признании не действующим с момента принятия решения Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 “Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год“.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТВЕРИ

РЕШЕНИЕ

от 3 июня 2004 г. по делу N 2-639/04

Именем Российской Федерации

Федеральный суд Центрального района города Твери в составе:

председательствующего Зайцевой Е.А.,

при секретаре Семеновой Н.С.,

с участием прокурора Булыгиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тверской области о признании решения Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 “Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год“ и приложений к нему NN 1, 2, 3 противоречащими закону и не действующими со дня принятия и заявлению Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О. о признании недействующим и противоречащим закону решения
Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 и перерасчете оплаты за жилье и коммунальные услуги,

установил:

Заявители просят признать недействующим (прокурор - со дня принятия, другие заявители - с 01.01.2004) решение Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 “Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 г.“, приложений NN 1, 2, 3 к нему по мотивам несоответствия федеральному закону.

В судебном заседании представитель прокуратуры Тверской области полностью поддержал заявленные требования.

Заявители Казаишвили, Семенов, Лебедева, Пушкарев и Турыгин в части признания решения Тверской городской Думы недействующим и противоречащим закону поддержали в полном объеме, требования о перерасчете платы за жилье и коммунальные услуги просят выделить в отдельное производство.

Представители Тверской городской Думы по доверенности Смирнов И.А. и Морозова С.И., представители администрации города Твери по доверенности Комарова А.А., Каплун Я.В. не признали доводов, изложенных в заявлениях, считая, что при принятии оспариваемого решения Дума действовала в строгом соответствии с действующим законодательством.

Выслушав участников процесса, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 245, 251 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям граждан и прокурора (в пределах своей компетенции) об оспаривании нормативных правовых актов, нарушающих права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Пунктом 1 решения Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 “Об утверждении
уровня платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год“, опубликованного в газете “Вся Тверь“ 30.03.2004 N 1 (260), утверждена таблица уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, жилищно-коммунальные услуги в городе Твери (приложение N 1).

Пунктом 2 решения Тверской городской Думы от 16 марта 2004 года за N 22 утверждены базовые экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2004 год согласно приложению N 2 к настоящему решению.

Пунктом 3 указанного решения утверждены ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг для населения города Твери с 01.01.2004 (приложение N 3).

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ (ч. 2) установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части с момента принятия или иного установленного судом времени.

Статьей 15 Закона РФ от 24.12.92 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ (в редакции ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.03) (далее - Закон) предусмотрено ежегодное установление Правительством РФ федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг (ч. 4 ст. 15). К компетенции органов местного самоуправления отнесено определение в порядке, регламентированном Правительством, экономически обоснованных цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цен и тарифов в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг (ч. 7 ст. 15). Согласно ч. 6 ст. 15 федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи федерального бюджета бюджетам субъектов и т.д.,
то есть в межбюджетных отношениях. Соответственно, поскольку речь идет о применении указанных стандартов не только (а лишь в частности) в межбюджетных отношениях, из анализа данного положения усматривается, что они применяются и в целом. При этом ст. 15.2 Закона предусмотрено, что наниматели жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам.

П. 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.03 N 522 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“ устанавливает федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые услуги в целом по всем видам жилищно-коммунальных услуг в размере 90 процентов их стоимости.

Ссылка заинтересованных лиц на п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.12.00 N 965 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы“, в соответствии с которым федеральный стандарт уровня платежей граждан используется только при расчете размера Федерального фонда финансовой поддержки, не может быть принят во внимание при рассмотрении данного дела по следующим причинам: указанное Постановление является не действующим на сегодняшний день, кроме того, из него не следует, что органы местного самоуправления освобождены от обязанности соблюдать уровень платежей при определении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Напротив, о необходимости соблюдения этой обязанности свидетельствует назначение финансовой помощи федерального бюджета - компенсация расходов жилищно-коммунального хозяйства вследствие того, что население оплачивает предоставляемые услуги не в полном размере, а лишь в пределах федерального стандарта уровня платежей. Указанное следует из
п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.11.01 N 804 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год“, которым органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать стандарт уровня платежей в размере, предусмотренном в концепции реформы ЖКХ, одобренной Президентом РФ Указом N 425 от 28.04.97, а также исходить из установленного стандарта уровня платежей граждан при расчете размера средств бюджета муниципального образования. Подпунктом б п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.08.99 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять контроль за соответствием стандартов перехода на новую систему оплаты жилья федеральным стандартам.

Подпрограмма “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 797 17.11.01, содержит в разделе IV ссылку на то, что одной из основных задач подпрограммы является финансовое оздоровление жилищно-коммунального комплекса не только путем доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, но и путем жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением. Из указанного документа (п. VI) следует, что ликвидация дотационности ЖКХ предполагает определение темпов и параметров перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг Правительством РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов путем утверждения Правительством ежегодно федеральных стандартов, в том числе и уровня платежей граждан. Поскольку до настоящего времени переход к полной оплате не завершен, поскольку Федеральным законом от 17.06.99 N 113-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной
политики“ в ст. 15 Закона внесены изменения - срок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг увеличен до 15 лет, то есть до 2008 года, и в дальнейшем этот срок не изменялся. Вместе с тем, как указано в обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ “К Президенту РФ В.В. Путину о внесении изменений в концепцию реформы ЖКХ в РФ, одобренную Указом Президента РФ от 28.04.97 N 425, и о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 19.11.01 N 804 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год“, принятом Постановлением Государственной Думы от 01.09.02 N 2994-III ГД, положения Концепции реформы ЖКХ в РФ в части того, что с 2003 года при распределении средств федерального бюджета Правительство РФ будет исходить из показателей уровня платежей населения в размере 100%, носят ненормативный характер и не могут быть применены в соответствии с законодательством РФ, устанавливающим иные сроки перехода на новую систему оплаты населением жилья и коммунальных услуг. Именно исходя из указанного положения, следует признать тот факт, что до перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг Правительство РФ устанавливает федеральный стандарт уровня платежей граждан, о котором идет речь в п. 3 Постановления N 522 от 25.08.03 и который составляет 90% стоимости всех жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, суд исходит из того обстоятельства, что федеральный стандарт уровня платежей граждан на 2004 год установлен и органы местного самоуправления не вправе превышать данный стандарт при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В пользу указанной позиции свидетельствует и ответ Госстроя РФ, представленный в качестве доказательства
главой города (стр. 3, абзац 1). В данном ответе в опровержение позиции главы города указывается, что величина оплаты жилищно-коммунальных услуг в целом по всем видам этих услуг не должна превышать размера платежа исходя из федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в расчета на 1 кв. м площади и уровня платежей граждан.

Таким образом, установив ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги с превышением федерального стандарта (а по данным департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери уровень платежей граждан за предоставляемые им жилищно-коммунальные услуги с учетом ставок и тарифов, утвержденных оспариваемым решением, составляет 95,2% от полной стоимости этих услуг), решение Думы нарушило требования федерального законодательства. В Ф.И.О. позиция заявителей о том, что принятым решением нарушаются их права и охраняемые законом интересы.

Кроме того, ч. 8 ст. 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ установлена обязанность проведения независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, только по результатам которых может осуществляться пересмотр или изменение цен и тарифов. При этом порядок проведения экспертизы должен быть определен органами местного самоуправления. Доводы заинтересованных лицо наличии заключений независимой экспертизы от 2000 года не могут быть приняты судом во внимание по тем основаниям, что данные экспертизы не отражают объективную себестоимость услуг ЖКХ по состоянию на 2004 год как в связи с изменением структуры исполнителей жилищно-коммунальных услуг, так и в связи с тем, что указанные экспертизы были проведены в отсутствие определенного органом местного самоуправления порядка их проведения.

Таким образом, принятие решения без проведенной в соответствии с Законом на основании постановления органа местного самоуправления экспертизы фактических затрат также
нарушает действующее законодательство. До настоящего времени порядок проведения независимой экспертизы органами местного самоуправления города Твери не определен.

При этом, несмотря на позицию заинтересованных лиц в судебном заседании по вопросу проведения экспертизы, необходимость ее проведения признается главой города Твери, о чем свидетельствует Постановление главы города от 2 июня 2004 года N 1156 “Об экспертизе фактических затрат на содержание и ремонт жилья и оказание коммунальных услуг“, которое, однако, фактически не устанавливает предусмотренный Законом порядок ее проведения.

Кроме того, пункт 3 оспариваемого решения, вопреки ст. 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, предусматривает срок введения в действие новых ставок и тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг для населения г. Твери с 1 января 2004 года.

Таким образом, при принятии решения нарушены и установленные Федеральным законом сроки его принятия.

Кроме того, решением Центрального районного суда города Твери от 9 марта 2004 года, вступившим в законную силу 05.04.2004, признаны противоречащими закону и не действующими со дня принятия п.п. 1, 2, 4 Постановления главы города Твери N 3087 от 29.12.03 и приложения к нему NN 1, 2, на основании которых с 01.01.04 введены в действие ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг города Твери, по тем основаниям,что они противоречат требованиям действующего законодательства, Устава города Твери, их применение повлечет за собой необоснованное повышение платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и нарушение прав жителей города производить оплату коммунальных услуг в порядке, установленном действующим законодательством.

Решение Тверской городской Думы от 16 марта 2004 года N 22 принято с аналогичными нарушениями, утвержденные им уровни платежей граждан, ставки и тарифы оплаты жилищно-коммунальных услуг воспроизводят аналогичные оспоренные
положения Постановления главы г. Твери от 29.12.2003 N 3087.

В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, после принятия оспариваемого решения Тверская городская Дума сформировала свою позицию относительно рассматриваемого вопроса, что нашло свое отражение в решении N 47 от 29 апреля 2004 года, п. 1 которого отменяет решение Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 “Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги на 2004 г.“, однако действие указанного решения на основании распоряжения “О вето главы города Твери на решение Тверской городской Думы от 29.04.04 N 47“ председателя Тверской городской Думы N 78 от 13 мая 2004 года приостановлено в связи с его отклонением главой города Твери, что также указывает на несоблюдение норм гражданско-процессуального права, указанного выше. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать не соответствующими действующему законодательству, нарушающими права граждан и не действующими с момента принятия решение Тверской городской Думы от 16.03.2004 N 22 “Об утверждении уровней платежей граждан за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги на 2004 год“ и приложения к нему NN 1, 2, 3.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тверской областной суд подачей жалобы через канцелярию Центрального суда.

Председательствующий

Е.А.ЗАЙЦЕВА