Решения и определения судов

Решение Курганского областного суда от 19.03.2004 N 3-12/2004 По заявлению об оспаривании положений Закона Курганской области “О транспортном налоге на территории Курганской области“.

КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2004 года Дело N 3-12/2004“

Областной суд в составе:

председательствующего Поспелова Б.И.

при секретаре Федоровой Е.А.

с участием прокурора Бирюлиной О.А.

с участием представителей:

Шанаурова К.В.,

Суденко Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кургане в зале суда 19 марта 2004 года дело по заявлению Щукина В.И. о признании несоответствующим федеральному законодательству и не подлежащим применению на территории Курганской области ст. 2.1 Закона Курганской области “О транспортном налоге на территории Курганской области“ от 26 ноября 2002 года

УСТАНОВИЛ:

Щукин В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании положений Закона Курганской области “О транспортном налоге“ от 26 ноября 2002 года, указав, что ст. 2.1 данного Закона Курганской области содержит общие понятия объекта налогообложения, без указания, что необходимо принимать во внимание при расчете налога - тип транспортного средства или его категорию. Так, в его собственности имеется автомобиль “РАФ-22031“, который по категории транспортных средств относится к легковым, а по типу транспортных средств является микроавтобусом. Поскольку в вышеуказанном Законе указаны объекты налогообложения - легковые автомобили и автобусы, по которым установлены различные ставки налога, то это позволяет различное толкование положения Закона в части выбора объекта налогообложения, что противоречит п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которого, при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В части требований Щукина В.И. о несоответствии установленных Законом Курганской области “О транспортном налоге“
от 26.11.2002 конкретных налоговых ставок, определением Курганского областного суда от 26.02.2004, последнему было отказано в принятии заявления, т.к. имеется вступившее в законную силу решение Курганского областного суда от 25.08.2003, которым разрешено аналогичное дело по заявлению гр. Баукина В.В. Требования Щукина В.И., по настоящему делу были выделены в отдельное производство, поскольку ранее по такому основанию законность оспариваемой статьи судом не проверялась и в вышеуказанном судебном решении выводы суда в этой части отсутствуют.

В судебное заседание заявитель не явился, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствии, поскольку Щукин В.И. был извещен о явке в судебное заседание, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель Курганской областной Думы с доводами жалобы не согласился, пояснил, что полномочия областного законодателя в части установления транспортного налога определены Налоговым кодексом РФ, и они касаются вопросов введения данного налога, установления порядка и сроков его уплаты, формы отчетности, налоговых льгот. Субъектам Российской Федерации не предоставлено право определять объект налогообложения, т.к. это установлено Налоговым кодексом РФ.

Представитель Администрации Курганской области с доводами заявления также не согласилась по основаниям, приведенным представителем Курганской областной Думы.

Представитель редакции газеты “Новый мир“, где был опубликован оспариваемый Закон, в суд не явился, извещен был надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд пришел к следующему.

Из материалов дела видно, что 26 ноября 2002 года Курганской областной Думой принят нормативный акт - Закон Курганской области “О транспортном налоге на территории Курганской области“, который был опубликован в газете “Новый мир“ 29 ноября 2002
года. В оспариваемой заявителем ст. 2.1 областного Закона, установлены ставки транспортного налога в зависимости от наименования объектов налогообложения, которые также указаны в этой статье.

Заявитель является собственником автомобиля “РАФ-22031“ и других транспортных средств, вправе оспаривать указанный нормативный акт, поскольку как физическое лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства, он является плательщиком транспортного налога.

Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ“ часть вторая Налогового кодекса РФ была дополнена новой главой 28 “Транспортный налог“. Положения этой главы вступили в законную силу с 1 января 2003 года (ст. 21 ФЗ N 110-ФЗ).

В соответствии с пунктом “и“ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, применительно к налогам субъектов РФ, законно установленными считаются только такие налоги, которые вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Закон Курганской области “О транспортном налоге“ был принят в соответствии с гл. 28 НК РФ, ставки транспортного налога установлены в соответствии с ч. 1, 2 ст. 361 НК РФ.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где он введен соответствующим законом. Законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ, в пределах своей компетенции, определяют в своих законодательных актах только те элементы транспортного налога, право на которые им
прямо предоставлено Налоговым кодексом РФ.

В ст. 356 Налогового кодекса РФ, определен объем прав областного законодателя при установлении транспортного налога:

- решение вопроса о введении транспортного налога;

- форма отчетности по транспортному налогу;

- порядок и сроки уплаты транспортного налога;

- форма отчетности по транспортному налогу;

- при необходимости налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Таким образом, областной законодатель не вправе производить правовое регулирование тех вопросов, которые не отнесены к его ведению, в данном случае изменять и конкретизировать объекты налогообложения, наименование которых приведено в ст. 361 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога установлены непосредственно главой 28 “Транспортный налог“ части второй Налогового кодекса РФ. В частности, в ст. 361 Налогового кодекса РФ указаны налоговые ставки и наименование объектов налогообложения. В ст. 2.1 областного Закона указаны те же самые объекты налогообложения, что и в вышеуказанной статье 361 части второй Налогового кодекса РФ, поэтому оспариваемая норма областного Закона не только не противоречит федеральному законодательству РФ, а соответствует ему и фактически дублирует норму федерального законодательства РФ.

Кроме этого, довод заявителя о неопределенности объектов налогообложения, изложенных в оспариваемой ст. 2.1 областного Закона и в статье 361 Налогового кодекса РФ, не может быть принят во внимание, т.к. в абзаце 1 пункта 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ, указано: “Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств и т.д. В связи с этим, довод Щукина В.И. о неопределенности объектов налогообложения, возможности двойного толкования положений Закона не может быть принят во внимание. В силу
данной правовой нормы, его транспортное средство “РАФ-22031“ отнесено к категории легковых автомобилей, из чего необходимо исходить при уплате налога.

Учитывая изложенное, в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемое заявителем положение ст. 2.1 Закона Курганской области “О транспортном налоге на территории Курганской области“ было принято Курганской областной Думой в пределах своей компетенции, не противоречит федеральному законодательству, в частности главе 28 “Транспортный налог“ части второй Налогового кодекса РФ, поэтому оснований для удовлетворения заявления Щукина В.И. не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ф.И.О. о признании несоответствующим федеральному законодательству РФ и не подлежащим применению на территории Курганской области ст. 2.1 Закона Курганской области “О транспортном налоге на территории Курганской области“ от 26 ноября 2002 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Б.И.ПОСПЕЛОВ