Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 31.10.2003 по делу N 3-435/03 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим и не подлежащим применению пункта 8 Положения о Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 05.02.2002 N 1.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 31 октября 2003 г. N 3-435/03

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я., с участием прокурора Бутковой Н.А., при секретаре Деревягиной Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующим не подлежащим применению п. 8 Положения о Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 05.02.2002 N 1, в части слов “без специального на то разрешения“, установлено:

5 февраля 2002 года губернатором Санкт-Петербурга было принято постановление N 1 “О Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга“, которым было утверждено Положение о Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга.

В соответствии
с п. 8 указанного Положения члены Комиссии имеют право при исполнении служебных обязанностей без специального на то разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, находящиеся на территории Санкт-Петербурга.

Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просил признать п. 8 Положения о Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга в части слов “без специального на то разрешения“ недействующим и не подлежащим применению со дня принятия указанного нормативного правового акта, полагая, что в данной части п. 8 указанного Положения противоречит пп. “д“ ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которому при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказание, без специального на то разрешения имеют право депутаты и члены комиссий, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, в пределах соответствующих территорий.

В обоснование своего заявления прокурор Санкт-Петербурга указал, что задачи комиссий по вопросам помилования субъектов Российской Федерации определены в п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, не относится к задачам комиссий по вопросам помилования субъектов Российской Федерации, установленным в Указе Президента Российской Федерации от 28.12.2001 N 1500, и не входит в компетенцию указанных комиссий. Кроме того, исполнение полномочий членами комиссии по вопросам помилования субъектов Российской Федерации осуществляется на общественных началах, следовательно, осуществление указанных полномочий не относится к кругу служебных обязанностей.

Представитель Губернатора Санкт-Петербурга Смелов С.А. возражал против удовлетворения заявления прокурора Санкт-Петербурга, полагая, что оспоренный прокурором Санкт-Петербурга п. 8 Положения о Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга в части слов “без специального на то
разрешения“ не противоречит пп. “д“ ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив представленные суду материалы, заслушав мнение прокурора Бутковой Н.А., полагавшей заявление прокурора Санкт-Петербурга подлежащим удовлетворению, суд находит, что заявление прокурора Санкт-Петербурга не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. “д“ ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации действительно при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказание, без специального на то разрешения имеют право депутаты и члены комиссий, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, - в пределах соответствующих территорий.

Между тем в силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации“ одной из основных задач комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации является осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных.

Согласно п. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В силу п. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством устанавливаются, помимо иного, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применение средств исправления осужденных, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.

Как следует из Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 224 “Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений“,
настоящие правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и тюрем в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечение изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей. Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также для лиц, посещающих эти учреждения.

Таким образом, вопросы, касающиеся условий содержания осужденных, неразрывно связаны с вопросами деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, по обеспечению условий содержания осужденных.

Более того, как усматривается из раздела II Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации“, на администрацию учреждения и органа, исполняющих наказание, возлагается обязанность в установленные сроки направлять ходатайства осужденных о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, приобщить к ходатайству о помиловании осужденного документы, указанные в пп. “а“-“з“ п. 5 раздела II Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, и направить копию представления администрации учреждения прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. В соответствии с п. 6 указанного Положения на администрацию учреждения также возложена обязанность уведомить осужденного о направлении ходатайства.

Следовательно, по мнению суда, возложенная Президентом Российской Федерации на комиссии по вопросам помилования задача по осуществлению общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта
Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования и за условиями содержания осужденных является, по существу, задачей осуществления этими комиссиями общественного контроля, в том числе и за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, за своевременным и правильным исполнением этими органами на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за деятельностью этих учреждений и органов по обеспечению условий содержания осужденных.

С учетом изложенного суд находит несостоятельным утверждение прокурора Санкт-Петербурга о том, что контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, не относится к задачам комиссий по вопросам помилования субъектов Российской Федерации, установленным в Указе Президента Российской Федерации от 28.12.2001 N 1500, и не входит в компетенцию указанных комиссий.

Суд также находит несостоятельным утверждение прокурора Санкт-Петербурга о том, что осуществление Комиссией по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга своих полномочий не относится к кругу служебных обязанностей, так как исполнение этих полномочий членами Комиссии по вопросам помилования осуществляется на общественных началах.

Согласно преамбуле Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации“ комиссии по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации создаются в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.

Таким образом, Комиссия по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга не является общественной организацией в смысле ст. 5 ФЗ “Об общественных объединениях“. Указанная комиссия сформирована на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500, задачи
указанной комиссии и цель ее деятельности определены этим же Указом Президента РФ, состав комиссии утвержден высшим должностным лицом Санкт-Петербурга - Губернатором Санкт-Петербурга. То есть данная комиссия учреждена и сформирована органами государственной власти в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования - полномочий органа государственной власти, для осуществления задач, возложенных на нее также органом государственной власти РФ. При таких обстоятельствах, по мнению суда, не имеется оснований утверждать, что, осуществляя контроль за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных, комиссия по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга исполняет не служебные, а какие-то иные обязанности.

То обстоятельство, что в силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 члены комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность на общественных началах, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения права комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга на посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, находящихся на территории Санкт-Петербурга, без специального на то разрешения при исполнении ими обязанностей, возложенных на них органами государственной власти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Отказать прокурору Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления о признании недействующим не подлежащим применению п. 8 Положения о Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 05.02.2002 N 1 в части слов “без специального на то разрешения“.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в
деле, в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.