Решения и определения судов

Определение Верховного Суда Республики Бурятия от 12.09.2003 О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Конституции Республики Бурятия.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 12 сентября 2003 г.

Президиум Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Хориноева А.О., членов Президиума: Киселевой Л.В., Осодоева В.И., Урбаева Л.О. с участием и.о. прокурора Республики Бурятия Фалилеева В.А. рассмотрел по докладу Председателя Верховного суда Республики Бурятия Хориноева А.О. гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Конституции Республики Бурятия, по надзорной жалобе Президента Республики Бурятия на решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2003 г., которым постановлено:

1. Признать часть 2 статьи 1 в части указания на гражданство Республики Бурятия и статью 12 Конституции
Республики Бурятия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с 01.07.2002, с момента введения в действие Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации“.

2. Признать часть 2 статьи 6 Конституции Республики Бурятия в части указания на осуществление органами государственной власти координации деятельности органов местного самоуправления противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента издания Конституции Республики Бурятия с 22.02.1994.

3. Признать часть 2 статьи 80 Конституции Республики Бурятия противоречащей федеральному законодательству с 22.06.2002 с момента вступления в силу Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, недействующими и не подлежащими применению с 14.07.2003.

4. Признать статью 85, за исключением первого предложения части 1, Конституции Республики Бурятия противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с 01.07.2002 - с момента введения в действие Уголовного процессуального кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

5. Признать пункт “у“ статьи 86 Конституции Республики Бурятия противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с 18.09.2002 - с момента введения в действие второго абзаца пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“.

6. Признать часть 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с 30.12.2000 - с момента принятия и введения в действие Закона Республики Бурятия от 29.12.2000 N 526 “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Бурятия“.

В кассационном порядке решение обжаловано не было.

Заслушав доклад Председателя Верховного суда Республики
Бурятия Хориноева А.О., выслушав пояснения представителей Президента РБ Будацыренова А.П., Мотошкина Л.Н., заключение прокурора, полагающего решение суда оставить без изменения,

установил:

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению части 2 статьи 1 в части указания на гражданство Республики Бурятия, части 2 статьи 6 в части указания на осуществление органами государственной власти координации деятельности органов местного самоуправления, статьи 12, части 2 статьи 80, статьи 85, за исключением первого предложения части 1 о неприкосновенности депутата Народного Хурала Республики Бурятия, пункта “у“ статьи 86, части 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия.

При этом прокурор ссылался на то, что положения части 2 статьи 1 и статьи 12 Конституции Республики Бурятия противоречат Федеральному закону N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации“, который не допускает двойного гражданства в виде гражданства Российской Федерации и гражданства субъектов Федерации, в связи с чем нарушаются права каждого гражданина России обладать на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией РФ.

Часть 2 статьи 6 и часть 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия устанавливают, что органы государственной власти Республики Бурятия и Правительство Республики Бурятия в пределах своих полномочий координируют деятельность органов местного самоуправления. Эти положения противоречат ФЗ N 154 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 12.08.1995, который не наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом координировать деятельность органов местного самоуправления и закрепляет принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Часть 2 статьи 80 Конституции Республики Бурятия, устанавливающая, что Народный Хурал Республики Бурятия состоит из 65 депутатов, избираемых с учетом территориального и национального представительства,
противоречит пункту 16 статьи 35 ФЗ N 67 от 12.06.2002 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, согласно которому не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации распределяется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками пропорционально числу голосов избирателей, полученным каждым из списков кандидатов. Аналогичная норма содержится и в пункте 4 статьи 4 ФЗ N 184 от 06.10.1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“. В связи с этим часть 2 статьи 80 Конституции Республики Бурятия нарушает права избирательных объединений, избирательных блоков и политических партий участвовать в формировании Народного Хурала Республики Бурятия посредством выдвижения своих кандидатов.

Статья 85 Конституции Республики Бурятия, устанавливающая порядок привлечения депутата Народного Хурала РБ к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и порядок совершения отдельных процессуальных действий по уголовным и административным делам, противоречит части 2 статьи 447 УПК РФ и статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающим, что порядок производства по уголовным делам в отношении депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается Уголовным процессуальным кодексом РФ, а по делам об административных правонарушениях Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме этого, статьи 448 и 450 УПК РФ устанавливают иной порядок привлечения к уголовной ответственности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нежели оспариваемые положения Конституции Республики Бурятия. В соответствии с федеральным законодательством согласия Народного Хурала на привлечение депутата Народного Хурала к уголовной ответственности не требуется.

Пунктом “у“ статьи 86 Конституции Республики
Бурятия к ведению Народного Хурала Республики Бурятия отнесена дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение на должности судей федеральных судов. Данная норма противоречит ФЗ N 3132-1 от 26.06.1992 “О статусе судей в Российской Федерации“, который не требует для назначения на должности судей федеральных судов согласия законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Оспариваемая норма ущемляет права граждан, претендующих на занятие должности судей федеральных судов, быть назначенными на указанные должности в соответствии с федеральным законом.

В судебном заседании представители прокурора Ковалева Г.Н. и Болдоева Э.В. поддержали заявленные требования.

Представитель Президента РБ Мотошкин Л.Н. признал заявленные требования, не согласившись лишь с требованиями о признании противоречащими федеральному законодательству части 2 статьи 6 и части 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия.

Представители Народного Хурала РБ Доржиев А.Д. и Цыбиков Б.А. согласились с требованиями прокурора в полном объеме.

Решением Верховного суда РБ от 16 мая 2003 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В надзорной жалобе Президент Республики Бурятия Потапов Л.В. просит решение Верховного суда РБ от 16 мая 2003 г. отменить в части признания части 2 статьи 6 и части 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что судом при постановлении решения допущены существенные нарушения норм материального права.

Президиум находит надзорную жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

По данному делу в части признания противоречащими федеральному законодательству ч. 2 ст. 6 и
ч. 3 ст. 96 Конституции Республики Бурятия судом допущены существенные нарушения норм материального права.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В обоснование своего решения о признании части 2 статьи 6 и части 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению суд первой инстанции сослался на то, что согласно ст. 5 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, устанавливающей полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области местного самоуправления, координация деятельности органов местного самоуправления не входит в полномочия органов государственной власти. При этом судом не принят во внимание довод представителя Президента РБ Мотошкина Л.Н. о том, что термин “координация“ не означает руководство органами местного самоуправления и вмешательство в их деятельность, так как однозначного толкования указанного термина не существует. Кроме того, толкование, на которое ссылается представитель Президента, позволяет предположить, что органы государственной власти Республики Бурятия и Правительство Республики вправе давать указания, обязательные для исполнения органами местного самоуправления при осуществлении ими своей деятельности, что не противоречит принципу самостоятельности органов местного самоуправления.

Также при вынесении решения суд не учел, что в соответствии со ст. 72 п. 1 “н“ Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, чтобы законы и иные нормативно-правовые акты субъектов не противоречили федеральным законам (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Указанное в ч.
2 ст. 6 и ч. 3 ст. 96 Конституции Республики Бурятия понятие “координация деятельности органов местного самоуправления“ включает объем полномочий по взаимодействию, установлению и регулированию порядка организации деятельности органов местного самоуправления, установленный Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

К тому же положениями федеральных законов “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации“ от 26.02.1997 N 31-ФЗ, “Об обороне“ от 31.05.1996 N 1-ФЗ, “О наркотических средствах и психотропных веществах“ от 08.01.1998 N 3-ФЗ, “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ предусмотрена координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, вывод суда о том, что “право установления органами государственной власти чего-либо, то есть дачи указаний, обязательных для исполнения, противоречит принципу самостоятельности органов местного самоуправления“, является ошибочным.

При указанных обстоятельствах состоявшееся по делу судебное решение не может быть признано законным, оно подлежит отмене в этой части с вынесением нового судебного постановления, поскольку судом допущена ошибка в толковании норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 390 ГКП РФ,

определил:

Решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2003 г. в части признания части 2 статьи 6 и части 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отменить. Принять новое решение об отказе в признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению части 2 статьи 6 и части 3 статьи 96 Конституции Республики Бурятия, в остальной части решение суда оставить без изменения.

Председатель

Верховного Суда

Республики Бурятия

А.О.ХОРИНОЕВ