Решения и определения судов

Решение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 11.08.2003 по делу N 3-84/2003 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления губернатора Ленинградской области от 18.05.2000 N 208-пг “Об организации централизованного лекарственного обеспечения медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области“ и отдельных положений постановления губернатора Ленинградской области N 265-пг от 20.06.2000 “О Правилах обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области“.

Ленинградский областной суд

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2003 г. N 3-84/2003

Именем Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего - судьи Ерку Т.А., с участием прокурора Розенковой З.М., при секретаре Пушкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МУЗ “Центральная районная больница“ г. Кириши об оспаривании постановления Губернатора Ленинградской области N 208-пг от 18 мая 2000 года “Об организации централизованного лекарственного обеспечения медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области“ и отдельных положений постановления Губернатора Ленинградской области N 265-пг от 20 июня 2000 года “О правилах обязательного медицинского страхования граждан в
Ленинградской области“, установила:

МУЗ “Центральная районная больница“ г. Кириши обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Губернатора Ленинградской области N 208-пг от 18 мая 2000 года “Об организации централизованного лекарственного обеспечения медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области“, а также ч. 5, п. 5.9 и п. 20, “в“ приложения 4 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденных постановлением Губернатора Ленинградской области N 265-пг от 20 июня 2000 года “О правилах обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области“, указывая, что установленный данными нормативными актами в Ленинградской области порядок обеспечения лекарственными средствами медицинских учреждений, работающих в сфере обязательного медицинского страхования граждан, в соответствии с которым не менее 50% этих средств, предназначенных для стационарных больных, направляется в лечебные учреждения централизованно, нарушает права медицинских учреждений как самостоятельно хозяйствующих субъектов, которые имеют право заключать соответствующие договоры на поставку лекарственных средств непосредственно с поставщиками по ценам, которые ниже тех, по которым направляются лекарственные средства в централизованном порядке. В результате применения постановлений Губернатора, которые, по мнению заявителя, противоречат статьям 1, 140, 861, 862, а также 426 ГК РФ и статьям 20, 24 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, нарушаются законные права медицинских учреждений по распоряжению денежными средствами, создаются условия, при которых учреждения не имеют возможности использовать денежные средства для дополнительного приобретения лекарственных средств для улучшения качества обслуживания граждан, повышения заработной платы сотрудников.

В судебном заседании представитель МУЗ заявленные требования поддержал, указав, что оспариваемые постановления противоречат также статьям 28-29 ФЗ “О лекарственных средствах“, в которых Фонд
обязательного медицинского страхования не указан в качестве возможного покупателя лекарственных средств.

Представители заинтересованных лиц - Губернатора Ленинградской области и Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования с заявлением не согласны, указывая, что оспариваемые нормативные акты полностью соответствуют требованиям федерального и областного законодательства. Установленный в области порядок, в соответствии с которым оплата за оказанные гражданам медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования производится частично в виде централизованной поставки лекарственных средств (50% стоимости лекарственных средств), направлен на соблюдение интересов больных, находящихся на стационарном лечении, поскольку гарантирует наличие в медицинских учреждениях медицинских препаратов и средств, необходимых для оказания необходимой помощи, в том числе в экстренном порядке.

Выслушав объяснения представителя МУЗ “Центральная районная больница“ г. Кириши Борисенка Д.Е., представителя Губернатора Ленинградской области Нефедова А.В. и представителя ЛОФОМС Черновой Т.И., заключение прокурора Розенковой З.М., полагавшей, что заявление подлежит отклонению, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив положения федерального и областного законодательства, судебная коллегия приходит к следующему.

18 мая 2000 года Губернатором Ленинградской области принято постановление N 208-пг “Об организации централизованного лекарственного обеспечения медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области“, которым, в частности, утверждено Положение о порядке организации централизованного лекарственного обеспечения медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования населения Ленинградской области в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Ленинградской области (приложение 1). В Положении указывается, что организация лекарственного обеспечения в условиях получения медицинской помощи в медицинских учреждениях, реализующих территориальную программу обязательного медицинского страхования населения Ленинградской области, осуществляется следующими двумя способами:

1. Медицинское учреждение самостоятельно приобретает лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с утвержденными федеральным и
территориальным перечнями жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий:

а) по стационарным видам медицинской помощи - в размере не менее 50 процентов установленного в территориальной программе норматива на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

б) по амбулаторно-поликлиническим видам медицинской помощи - в размере 100 процентов установленного в территориальной программе норматива на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с текущими потребностями.

2. Медицинское учреждение централизованно обеспечивается по стационарным видам медицинской помощи в соответствии с перечнем лекарственных средств и изделий медицинского назначения - в размере 50 процентов установленного в территориальной программе норматива на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

20 июня 2000 года Губернатором Ленинградской области принято постановление N 265-пг “О правилах обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области“, которым, в частности, утверждены Правила обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области.

Оспариваемый заявителем п. 5.9 Правил гласит, что расчеты с медицинскими учреждениями за выполненный объем медицинской помощи производятся путем оплаты Фондом счетов медицинских учреждений либо иным образом, предусмотренным действующим порядком оплаты медицинской помощи. Порядок оплаты медицинской помощи регламентируется Положением об оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области. Указанное положение определяет виды и способы оплаты медицинских услуг на территории Ленинградской области, разрабатывается и утверждается Фондом и комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области по согласованию с профессиональной медицинской ассоциацией, ассоциацией медицинских страховых организаций, профсоюзом работников здравоохранения. Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между Фондом, комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области, страховыми медицинскими организациями и профессиональной медицинской ассоциацией Ленинградской области. Порядок,
методика расчета и индексации тарифов разрабатываются комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области по согласованию с Фондом, профессиональной медицинской ассоциацией, ассоциацией страховых медицинских организаций, профсоюзом работников здравоохранения и утверждаются на межведомственной согласительной комиссии. Фонд осуществляет централизованную поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Порядком организации централизованного лекарственного обеспечения медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Ленинградской области, утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 18 мая 2000 года N 208-пг.

Подпунктом “в“ пункта 20 приложения 4 к Правилам установлено, что Фонд оплачивает лечебно-профилактическую помощь, оказанную учреждением застрахованным, в том числе путем централизованной поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения через поставщика, на основании:

- финансовой квоты, которая определяется ежемесячно до 15 числа текущего месяца на прошедший месяц на основании принятых к оплате счетов;

- заявки на централизованную поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, сформированной до 20 числа медицинским учреждением в соответствии с финансовой квотой и номенклатурой, предусмотренной Перечнем лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При этом возможны авансовые поставки в соответствии с утвержденным Порядком.

Проанализировав указанные выше положения оспариваемых заявителем нормативных правовых актов, сопоставив их с федеральным и областным законодательством об обязательном медицинском страховании, суд не находит оснований для признания их противоречащими нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права, в установлении которых на основании договора граждане и юридические лица свободны, могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Частью 3 статьи 927 ГК РФ установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи обязательного медицинского страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Статьей 970 ГК РФ медицинское страхование отнесено к специальным видам страхования, к которым общие правила о страховании применяются постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное.

Специальным законом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 28 июня 1991 года N 1499-1 в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 года N 4741-1 с последующими изменениями. Статьей 1 указанного закона предусмотрено, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхования. Ст. 22 Закона устанавливает, что утверждение базовой (федеральной) программы обязательного медицинского страхования является компетенцией Правительства
Российской Федерации. На основе базовой программы органы государственного управления субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования в регионах. Ст. 24 Закона предусмотрено, что тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления субъектов Российской Федерации, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями.

Пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 5 апреля 2001 года N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения РФ и Министерством финансов РФ, установлено, что медицинские учреждения используют поступившие средства (в соответствии с заключенными договорами на предоставление медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию) на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.

Положением “О территориальном фонде обязательного медицинского страхования“, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1, и Типовыми правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными 01.12.1993 Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью предусмотрено, что правила обязательного медицинского страхования граждан и порядок оплаты медицинских услуг на соответствующей территории устанавливаются органом исполнительной власти данного субъекта.

Постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 N 1378 принята Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, в целях реализации которой Министерством здравоохранения РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования утверждены Методические рекомендации от 3 июня 1998 года “Порядок организации лекарственного обеспечения медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования“, в соответствии с которым особенности лекарственного обеспечения
субъекта Российской Федерации должны отражаться в содержании территориальной программы обязательного медицинского страхования; порядок введения лекарственного обеспечения лечебных учреждений в системе обязательного медицинского страхования осуществляется на основании постановления администрации субъекта федерации; для обеспечения гибкости системы лекарственного обеспечения территориальные фонды предусматривают направление денежных средств на централизованные поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в размере 70% от норм финансирования статьи “Медикаменты и перевязочные средства“.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается Правительством Ленинградской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на соответствующий год на основе постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096 “Об утверждении программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью“. Территориальная программа на 2003 год утверждена постановлением Правительства Ленинградской области N 250 от 26.12.2002, в ней предусмотрен Перечень лекарственных средств для оказания стационарной и скорой медицинской помощи, предоставляемых населению Ленинградской области, а также осуществление централизованного лекарственного обеспечения лечебных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования.

Проанализировав оспариваемые заявителем нормативные правовые акты в совокупности с положениями федерального и областного законодательства, суд находит, что установленный в них порядок, согласно которому медицинское учреждение в рамках обязательного медицинского страхования централизованно обеспечивается по стационарным видам медицинской помощи в размере 50% установленного в территориальной программе норматива на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с утвержденным перечнем указанных средств, не противоречит федеральному или иному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Субъекты Российской Федерации в соответствии с предоставленными им федеральным законодательством правами вправе самостоятельно утверждать территориальные правила обязательного медицинского страхования, в которых определяется порядок оплаты медицинских услуг. Порядок, установленный
в Ленинградской области, гарантирует гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и не нарушает прав медицинских учреждений по компенсации затрат на оказанную стационарную медицинскую помощь.

Исследовав материалы дела, суд находит, что заявителем не представлено суду доказательств, подтверждающих, что в результате применения обжалуемых актов нарушаются права медицинского учреждения или его сотрудников. Из представленных документов усматривается, что МУЗ “Центральная районная больница“ г. Кириши с января 2002 года отказывается получать в централизованном порядке лекарственные средства, приобретая их самостоятельно. Неоспоримых доказательств, подтверждающих, что цены на лекарства, поставляемые централизованно, значительно превышают цены на лекарства, закупаемые больницей самостоятельно, также не представлено, поскольку из представленного заявителем перечня не следует, что при его составлении учитывался срок годности лекарственных средств, расходы по их транспортировке, возможность изменения цены в течение действия договора о поставке. Кроме того, в список вошла лишь незначительная часть медикаментов, направляемых для оказания стационарной помощи в централизованном порядке.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что оспариваемые акты противоречат ст. 28 и 29 ФЗ “О лекарственных средствах“ в той части, что Фонд обязательного медицинского страхования не может выступать в качестве покупателя лекарственных средств, поскольку в соответствии с заключаемыми договорами лекарственные средства направляются медицинским учреждениям, работающим в системе обязательного страхования, а не указанному Фонду.

Также суд не может согласиться с доводами заявителя о противоречии оспариваемых постановлений Губернатора Ленинградской области ст. 140 ГК РФ, согласно которой платежи осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, и статьям 861-862 ГК РФ, которые содержат общие положения о расчетах, поскольку в постановлениях говорится не о платежах и
расчетах, а о порядке оплаты медицинских услуг, оказанных в системе обязательного медицинского страхования, регулируемого специальным законодательством и имеющего конкретные задачи. Не усматривается также противоречия обжалуемых актов и ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой типовые договоры могут издаваться только Правительством Российской Федерации, поскольку договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, форма которого приведена в приложении 4 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением N 265-пг, не является типовым, а имеет рекомендательный характер.

Кроме того, по мнению суда, оспариваемые положения постановлений Губернатора Ленинградской области полностью соответствуют и требованиям статей 20, 24 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, поскольку не нарушают права медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, а лишь способствуют рациональному использованию средств, выделяемых государством для оказания соответствующих услуг населению, исключают возможность использования их по нецелевому назначению, гарантируют гражданам, нуждающимся в стационарной медицинской помощи, возможность ее получения.

Принимая во внимание, что в ходе исследования материалов дела судом не выявлено противоречий обжалуемых нормативных актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, а заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что этими актами нарушаются его права, заявление подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия решила:

Отказать МУЗ “Центральная районная больница“ г. Кириши в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Губернатора Ленинградской области N 208-пг от 18 мая 2000 года “Об организации централизованного лекарственного обеспечения медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области“ и ч. 5 п. 5.9 и п. 20, “в“ приложения 4 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденных постановлением Губернатора Ленинградской области N 265-пг от 20 июня 2000 года “О правилах обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд.