Решения и определения судов

Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 15.05.2003 О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона РБ от 18 февраля 2002 г. N 923-II “О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего Алагуевой А.П., при секретаре Дагбаевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 15 мая 2003 года дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона РБ от 18 февраля 2002 г. N 923-II “О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия“.

установил:

18 февраля 2002 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон N 923-II “О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия“.
Обращаясь в суд, прокурор РБ просит признать п. 1 ст. 3 Закона в части указания на возможность установления республиканскими законами иного размера избирательного залога, абзац 2 п. 3 ст. 4 в части установления перечня сведений о гражданах и юридических лицах, внесших пожертвования в избирательный фонд, которые кандидат должен представить в избирательную комиссию, п. 3 ст. 5 в части возврата избирательного залога в избирательный фонд, ст. 6 в части отсутствия указания на случаи невозврата избирательного залога противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению на том основании, что Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ не предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной размер избирательного залога, что при внесении средств в избирательный фонд гражданин не обязан указывать идентификационный номер налогоплательщика, а юридическое лицо - адрес местонахождения, что в случае снятия своей кандидатуры с регистрации избирательный залог не возвращается в избирательный фонд, а перечисляется в доход соответствующего бюджета, а также незаконного исключения случаев невозврата избирательного залога.

В судебном заседании представитель прокурора РБ Ковалева Г.Н., действующая на основании доверенности, заявление поддержала, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.

Представитель Президента РБ Башкирцев А.Ю., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора согласился.

Представитель Народного Хурала РБ в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Народного Хурала.

Суд, выслушав представителя прокурора, представителя Президента РБ, проверив материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции
РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с чч. 1 и 2 настоящей статьи.

Судом установлено, что отдельные положения Закона Республики Бурятия N 923-II “О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия“ противоречат соответствующим положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“. П. 1 ст. 3 Закона РБ закрепляет иной размер избирательного залога, чем в федеральном законе, устанавливающий 15%. п. 3 ст. 4 Закона РБ предусматривает, помимо тех сведений, установленных п. 7 и п. 8 ст. 58 Федерального закона, сведения об идентификационном номере налогоплательщика и адресе юридического лица. п. 3 ст. 5 Закона РБ устанавливает при снятии зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры возврат избирательного залога в избирательный фонд кандидата, а не в доход соответствующего бюджета, как это указано в Федеральном законе (ст. 38 п. 13). Ст. 6 Закона РБ устанавливает исчерпывающий перечень оснований невозврата избирательного залога, тогда как в федеральном законе предусмотрены и иные основания. При таких обстоятельствах Народный Хурал РБ не вправе был устанавливать такие противоречивые положения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора удовлетворить.

Признать п. 1 статьи 3 в части указания на возможность установления республиканскими законами иного размера избирательного залога, абзац 2 пункта 3 статьи 4 в части установления перечня сведений о гражданах и юридических лицах, внесших пожертвования в избирательный фонд, которые кандидат должен представить в комиссию, пункт 3 статьи 5
в части возврата избирательного залога в избирательный фонд кандидата, статью 6 в части отсутствия указания на случаи невозврата избирательного залога, установленные Федеральным законом, Закона Республики Бурятия от 18.02.2002 N 923-II “О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия“ противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.

Опубликовать в газете “Бурятия“ результаты рассмотрения заявления прокурора. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия

А.П.АЛАГУЕВА