Решения и определения судов

Решение Городского суда г. Заречного Пензенской обл. от 07.08.2002 О признании пункта 2 Решения Собрания представителей г. Заречного Пензенской области N 102 от 25 марта 2002 года “Об утверждении схемы управления городом Заречным и структуры Администрации города“ и приложения 2 к данному решению недействующими в части включения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее ответственного секретаря в состав отдела по социальной политике Администрации города.

ГОРОДСКОЙ СУД ГОРОДА ЗАРЕЧНОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 августа 2002 года

(извлечение)

Судья городского суда г. Заречного Пензенской области Жигалова М.А. с участием прокурора Чарного Я.Ф. при секретаре Кузнецовой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Заречного Пензенской области к Собранию представителей г. Заречного Пензенской области о признании противоречащим закону пункта 2 Решения Собрания представителей г. Заречного Пензенской области “Об утверждении схемы управления городом Заречным и структуры Администрации города“ N 102 от 25 марта 2002 года и приложения N 2 к данному решению,

установила:

Решением Собрания представителей г. Заречного N 102 от 25.03.2002 была утверждена структура Администрации города Заречного согласно
приложению 2. В данной структуре не была предусмотрена комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города.

Прокурор ЗАТО г. Заречного обратился в суд с иском в государственных и общественных интересах о признании пункта 2 и приложения 2 указанного Решения недействительными в части включения комиссии по делам несовершеннолетних и должности ответственного секретаря комиссии в состав отдела по социальной политике городской Администрации (с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании).

В обоснование своего иска указано, что данные действия ответчика противоречат ст.ст. 2, 4, 5 действующего в Российской Федерации Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1987 года, пункту 2 Указа Президента РФ от 06.09.1993 N 1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав“, ст. 4, п. 3 ст. 11 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, а также п. 1.4 Примерной должностной инструкции ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города (района) Пензенской области, утвержденной решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Пензенской области от 20 февраля 2002 года.

После изменения структуры Администрации г. Заречного снизился статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее ответственного секретаря, практически осуществляющего работу комиссии.

Отсутствуя в структуре Администрации города и в нарушение требований действующего законодательства, находясь не при городской администрации, а при одном из ее структурных подразделений (отделе социальной политики), т.е. фактически в его подчинении, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее ответственный секретарь лишатся возможности осуществлять предусмотренные Федеральным
законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ права и обязанности по координации безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Представитель Собрания представителей г. Заречного - Пшеничников В.А., выступающий по доверенности, иск не признал, утверждая, что Собрание представителей как орган местного самоуправления было наделено законом правом определить структуру органов местного самоуправления. Каких-то нормативных актов, содержащих требование о наличии в структуре органов местного самоуправления такого структурного подразделения, как комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, не имеется. Не имеется оснований утверждать, что после изменения структуры Администрации г. Заречного снизился статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее ответственного секретаря. Вся комиссия работает на общественных началах, и ее статус не как не может понизиться. Комиссия как выполняла свои функции, так и продолжает их выполнять.

У комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в части координации деятельности всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних никто не отнимал, а равно в части составления и реализации иных документов.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ в систему указанной профилактики среди прочих органов входят комиссии по делам несовершеннолетних, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов.

Согласно ст. 1 указанного Закона и ст. 8 положения “О комиссиях по делам несовершеннолетних“, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.06.1967, комиссии по делам несовершеннолетних образуются органами местного самоуправления и в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по
защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних, а также организации контроля за условиями воспитания и обучения, содержания несовершеннолетних.

В этих целях комиссии объединяют и координируют усилия иных органов и учреждений, на которые законом возложены обязанности по воспитанию, устройству, охране прав и интересов несовершеннолетних.

Комиссия образуется в составе председателя (заместителя главы исполнительного органа местного самоуправления). Заместителя председателя, ответственного секретаря и 6 - 12 членов комиссии (это могут быть работники органов образования, здравоохранения, культуры).

Ст. 5 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних предусмотрела, что для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений комиссии в соответствующих органах местного самоуправления вводит должность освобожденного ответственного секретаря, который обеспечивает подготовку проведения заседаний комиссии, осуществляет прием граждан, знакомится со всеми материалами, поступающими в комиссию, систематизирует их. Из этого вытекает, что ответственный секретарь комиссии является не просто техническим работником, а полноправным членом комиссии, участвующим во всей ее работе.

В силу п. 1.4 примерной должностной инструкции ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города (района) Пензенской области, утвержденной решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Пензенской области от 20.02.2002 N 2, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города (района) подчиняется непосредственно Главе администрации и заместителю Главы администрации города (района) - председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Доводы представителя ответчика о том, что введение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и должности ответственного секретаря комиссии в состав отдела по социальной политике не
нарушает законодательных гарантий их деятельности и не препятствует возможности осуществления независимого контроля, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении данного иска, поскольку в соответствии с требованиями вышеуказанных норм федерального законодательства секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является полноправным членом комиссии, должен быть освобожден от всех иных обязанностей, не связанных с деятельностью КДН, и должен подчиняться председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подчинение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и должности ответственного секретаря комиссии отделу по социальной политике городской администрации лишает возможности осуществления независимого контроля за профилактикой безнадзорности и правонарушениями несовершеннолетних, чем значительно снижается статус комиссии, являющейся межведомственным органом при городской администрации, осуществляющим функции координирующего органа государственной системы защиты прав несовершеннолетних.

Кроме того, Постановлением Правительства Пензенской области от 18.07.2002 N 300-пП “О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Пензенской области“ главам территориальных органов управления исполнительной власти и главам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано исключить передачу функциональных обязанностей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав структурным подразделениям администраций, не допускать включение комиссии в их состав, а также использование штатных сотрудников комиссий не по их назначению, чем подтверждается незаконность действий представительного органа местного самоуправления г. Заречного - Собрания представителей г. Заречного.

Таким образом, иск прокурора ЗАТО г. Заречного подлежит удовлетворению как обоснованный и основанный на законе. Такими действиями ответчика были нарушены государственные и общественные интересы, направленные на борьбу с преступностью и правонарушениями несовершеннолетних, путем снижения статуса органа, осуществляющего защиту прав несовершеннолетних.

При постановлении решения по настоящему делу суд в
соответствии со ст. 95 ГПК РСФСР взыскивает с ответчика госпошлину в доход государства в сумме 1000 рублей, поскольку истец при подаче иска в суд от уплаты госпошлины был освобожден. Размер госпошлины был определен исходя из 10 минимальных размеров оплаты труда как при оплате требований неимущественного характера для юридических лиц, что не противоречит требованиям Закона РФ “О государственной пошлине“.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 197 ГПК РСФСР, судья

решила:

Признать пункт 2 Решения Собрания представителей г. Заречного Пензенской области N 102 от 25 марта 2002 года “Об утверждении схемы управления городом Заречным и структуры Администрации города“ и приложение 2 к данному Решению противоречащими законодательству Российской Федерации в части включения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ее ответственного секретаря в состав отдела по социальной политике Администрации города.

Взыскать с Собрания представителей г. Заречного госпошлину в доход государства в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через городской суд.