Решения и определения судов

Постановление Президиума Ярославского областного суда от 25.04.2002 N 44-г-145 Запросы судебного пристава - исполнителя об операциях и счетах юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, направленные в кредитные организации и банки в связи с исполнением судебного решения, приравниваются к запросам суда.

ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2002 г. N 44-г-145

Президиум Ярославского областного суда рассмотрел дело по протесту председателя Ярославского областного суда на определение Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 сентября 2001 г. по делу по жалобе Главного управления ЦБ РФ по Ярославской области на действия судебного пристава - исполнителя, о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя.

Заслушав доклад судьи областного суда, заключение прокурора Ярославской области, полагавшего протест удовлетворить, президиум

установил:

Постановлением судебного пристава - исполнителя ССП N 20 г. Рыбинска Б. от 27 августа 2001 г. на МРКЦ г. Рыбинска возложена обязанность по предоставлению информации о наличии денежных средств на расчетном счете
Управления по делам образования и молодежи Рыбинского муниципального округа N 402068104000001430003, ИНН 76100227831, БИК 047885000 МКРЦ г. Рыбинска, при наличии картотеки - указать ее сумму. Установлен срок предоставления информации, разъяснено, что невыполнение законных требований судебного пристава - исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве влечет ответственность, установленную ст. 87 ФЗ РФ “Об исполнительном производстве“, т.е. на должностное лицо налагается штраф в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Считая данное постановление незаконным, Главное управление ЦБ РФ по Ярославской области обратилось в суд с жалобой, в которой содержалась просьба о признании постановления незаконным. Жалоба обоснована тем, что пристав - исполнитель в соответствии со ст. 26 ФЗ РФ “О банках и банковской деятельности“ не наделен правом на получение сведений, отнесенных к банковской тайне, Федеральные законы РФ “О судебных приставах“ и “Об исполнительном производстве“ не содержат специальной нормы, предоставляющей судебному приставу - исполнителю такое право. Процедура обеспечения исполнительных действий иными органами и организациями, в том числе и банками, предусмотрена ст. 6 ФЗ РФ “Об исполнительном производстве“.

Судебный пристав - исполнитель с жалобой не согласился.

Определением Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 сентября 2001 г. постановлено:

“Признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя Службы судебных приставов N 20 г. Рыбинска Б. от 27 августа 2001 г. об обязании МРКЦ г. Рыбинска предоставить информацию о наличии денежных средств на расчетном счете управления образования и молодежи г. Рыбинска“.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В протесте ставится вопрос об отмене определения суда в связи с неправильным применением закона.

Президиум находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 26 ФЗ РФ
“О банках и банковской деятельности“ от 02.12.1990 N 395-1 с последующими изменениями и дополнениями кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Удовлетворяя жалобу, суд исходил из того, что банковская тайна относится к ограниченно оборотоспособным объектам, ФЗ РФ “О банках и банковской деятельности“ является специальным законом, поэтому необходимо следовать требованиям ст. 26 названного закона, которая не предусматривает права судебных приставов - исполнителей на получение информации по операциям и счетам юридических лиц.

Суд неправильно применил и истолковал материальный закон.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 ФЗ “Об исполнительном производстве“ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества “Разрез “Изыхский“, следует, что поскольку Конституция РФ гарантирует государственную, в том числе и судебную защиту прав и свобод человека и гражданина,
защита прав и свобод составляет обязанность государства, то защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется. Этому корреспондирует и п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практика его применения Европейским судом по правам человека, который в решении от 19 марта 1997 г. указал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть “суда“. Следовательно, законодатель, конкретизируя названные предписания Конституции РФ, вправе урегулировать исполнительное производство в соответствующем федеральном законе. Таким законом является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. “Об исполнительном производстве“, определяющий условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и возлагающий на службу судебных приставов принудительное исполнение судебных актов.

Исходя из данной правовой позиции, поскольку исполнение решения должно рассматриваться как неотъемлемая часть “суда“, направленные в кредитные организации и банки в связи с исполнением судебного решения запросы судебного пристава - исполнителя об операциях и счетах юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны быть приравнены к запросам суда.

ФЗ РФ “Об исполнительном производстве“ (ст. 4) и ФЗ РФ “О судебных приставах“ (ст. 12) предоставляют право судебному приставу - исполнителю на истребование всей необходимой для исполнения исполнительного документа информации.

Учитывая изложенное, определение суда, которым постановление судебного пристава - исполнителя признано незаконным, является ошибочным. Предусмотренные законом основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь п. 5 ст. 329 ГПК РСФСР, президиум

постановил:

Определение Рыбинского городского суда Ярославской
области от 28 сентября 2001 г. отменить, Главному управлению ЦБ РФ по Ярославской области в удовлетворении жалобы на действия судебного пристава - исполнителя отказать.

Председатель