Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 10.04.2002 по делу N 3-126/02 Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично недействующими и не подлежащими применению статьи 2 и абзаца 4 пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 29.12.1997 N 228-74 “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

10 апреля 2002 г. N 3-126/02

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я., с участием прокурора Лыжовой Н.А., при секретаре Деревягиной Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 10 апреля 2002 года дело по жалобе Ф.И.О. о признании частично недействующими и не подлежащими применению ст. 2 и абз. 4 п. 2 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“.

Установлено:

29 декабря 1997 года был принят Закон Санкт-Петербурга N 228-74 “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона Санкт-Петербурга формой учета мнения граждан при установлении
и изменении границ муниципальных образований является представительный опрос граждан. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 4 этого же Закона Санкт-Петербурга опрос должен охватить:

для муниципальных образований с численностью населения более 70 тысяч человек - не менее 1,5 процента населения;

для муниципальных образований с численностью населения от 50 до 70 тысяч человек - не менее 2 процентов населения;

для муниципальных образований с численностью населения от 30 до 50 тысяч человек - не менее 3 процентов населения;

для муниципальных образований с численностью населения от 20 до 30 тысяч человек - не менее 5 процентов населения;

для муниципальных образований с численностью населения от 10 до 20 тысяч человек - не менее 10 процентов населения;

для муниципальных образований с численностью населения от 5 до 10 тысяч человек - не менее 20 процентов населения;

для муниципальных образований с численностью населения от 1 до 5 тысяч человек - не менее 25 процентов населения;

для муниципальных образований с численностью населения менее 1 тысячи человек - не менее 50 процентов населения.

Щеглов Д.Н., проживающий на территории муниципального округа N 34 Санкт-Петербурга, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой о признании недействующими и не подлежащими применению ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“.

После уточнения жалобы в судебном заседании Щеглов Д.Н. просил признать недействующими и не подлежащими применению ст. 2 указанного Закона в части слов “формой учета мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований является представительный опрос граждан“, и абзац 4 пункта 2 статьи 4 этого же Закона Санкт-Петербурга.

В
обоснование своей жалобы Щеглов Д.Н. указал, что Закон Санкт-Петербурга в оспоренной им части противоречит пункту 2 ст. 13 Федерального закона “Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и нарушает право заявителя на учет его мнения при установлении и изменении границ муниципального округа N 34, на территории которого он проживает, на его участие в референдуме при решении данного вопроса. Как пояснил заявитель, наиболее адекватной формой учета мнения населения, как указано в п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года N 1-П “По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов государственной власти в Удмуртской республике“, является референдум, позволяющий выяснить мнение всех граждан, проживающих на территории муниципального округа, однако Закон Санкт-Петербурга в оспоренной им части не устанавливает проведение референдума при установлении и изменении границ муниципальных образований, ограничиваясь проведением представительного опроса. Кроме того, данный Закон фактически устанавливает квоту на учет мнения населения при установлении и изменении границ муниципальных образований, определив в ст. 4, какой процент населения должен охватить опрос, что нарушает права остального населения, чье мнение Закон позволяет не учитывать.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и губернатор Санкт-Петербурга возражали против удовлетворения жалобы Щеглова Д.Н., представив в суд письменные отзывы на жалобу (л.д. 20-25).

Выслушав объяснения заявителя Щеглова Д.Н., возражения представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Кузнецовой Т.А. и представителя губернатора Санкт-Петербурга Крючкиной О.А., просивших суд отказать Щеглову Д.Н. в удовлетворении жалобы, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Лыжовой Н.А., полагавшей жалобу Щеглова Д.Н. не подлежащей удовлетворению, суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Щеглова Д.Н. по
следующим основаниям.

Согласно п. “н“ ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. В силу ст. 7 указанного Закона местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 13 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

При этом п. 2 ст. 13 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ на законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность установить Законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, ни в части 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации, ни в пункте 2 ст. 13 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не содержится указания на то, что учет мнения населения соответствующих территорий при изменении границ муниципальных образований должен производиться только путем проведения референдума. При таких обстоятельствах законодатель Санкт-Петербурга, выполняя требование ст. 13 указанного
Федерального закона об установлении гарантий учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований, был вправе в Законе определить любую форму учета мнения населения, в том числе и проведение представительного опроса граждан, установив в законодательном порядке, какой процент населения должен охватить опрос.

С учетом изложенного не имеется оснований утверждать, что статья 2 Закона Санкт-Петербурга “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“ в оспоренной заявителем части, а также абзац 4 пункта 2 статьи 4 этого же Закона Санкт-Петербурга противоречит части 2 статьи 13 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и нарушает право заявителя на участие в референдуме при решении данного вопроса.

При этом суд находит несостоятельной ссылку Щеглова Д.Н. на п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года N 1-П “По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов государственной власти в Удмуртской республике“, так как в п. 6 данного постановления речь идет не только об изменениях границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, но и об изменении перечня видов самоуправляющихся территорий, из которого исключены самоуправляющиеся территориальные единицы определенного типа, а именно - районы и города, которые уже были наделены статусом муниципальных образований и в которых были сформированы выборные и другие органы местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий органов самоуправления указанных муниципальных образований. Именно применительно к данному положению, по мнению суда, Конституционный Суд РФ указал, что в данном случае наиболее адекватной формой учета мнения населения по смыслу ст. 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации является референдум.
Однако из этого не следует, что Конституционный Суд Российской Федерации исключает возможность применения других форм учета мнения населения, в том числе и при решении указанных выше вопросов.

Суд также находит несостоятельной ссылку Щеглова Д.Н. на ст. 5 Европейской хартии местного самоуправления, поскольку данной правовой нормой установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом. Однако анализ этой нормы права позволяет сделать вывод, что ст. 5 Европейской хартии местного самоуправления также не исключает возможность применения других форм учета мнения населения при изменении границ территорий муниципальных образований.

По мнению суда, также являются необоснованными доводы Щеглова Д.Н. о том, что абз. 4 п. 2 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“ нарушает право заявителя на учет его мнения при установлении и изменении границ муниципального округа N 34, на территории которого он проживает, так как, определяя в этой норме Закона, какой процент населения должен охватить опрос, законодатель фактически устанавливает квоту на учет мнения населения, что нарушает права остального населения, чье мнение Закон позволяет не учитывать, по следующим основаниям.

Ст. 5 указанного Закона Санкт-Петербурга установлено, что опрос общественного мнения проводится специализированной социологической организацией. Как следует из объяснений в судебном заседании представителя Законодательного Собрания Кузнецовой Т.А. и представленной ею справки об основных понятиях, используемых в Законе Санкт-Петербурга “О порядке учета мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“, представительный опрос общественного мнения предполагает не только выявление мнения по вопросу изменения границ
муниципального образования определенного количества граждан, но и последующую научную обработку полученных данных, позволяющих провести их типизацию. С учетом данного обстоятельства в абз. 4 п. 2 ст. 4 этого Закона установлена минимальная численность опрашиваемых, позволяющая установить статистически достоверные результаты (л.д. ).

Кроме того, данным Законом установлена минимальная, а не максимальная численность опрашиваемых, что не исключает возможности увеличения численности опрашиваемых в том случае, если желание высказать свое мнение по указанному вопросу выразило большее количество граждан, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 4 Закона Санкт-Петербурга “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“ также предусмотрен порядок опубликования Постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проведении опроса с приложением картографической схемы изменения границ муниципальных образований в средствах массовой информации, обязанность Администрации Санкт-Петербурга информировать граждан о проведении опроса и сроки предоставления этой информации, содержится указание на то, что опрос должен проводиться в удобное для граждан время в течение одного или нескольких дней, что также является дополнительной гарантией, позволяющей каждому гражданину, в том числе и Щеглову Д.Н., проживающему на территории муниципального образования, границы которого подлежат изменению, высказать свое мнение по данному вопросу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:

Ф.И.О. в удовлетворении жалобы о признании недействующими и не подлежащими применению статьи 2 Закона Санкт-Петербурга “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований“ в части слов “Формой учета мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований является представительный опрос граждан“, а также абзаца 4 пункта 2 статьи 4 этого же Закона Санкт-Петербурга отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский
городской суд в течение 10 дней.