Решения и определения судов

[Судебная практика Верховного суда Республики Татарстан] Позиция автора, изложенная им в художественном произведении, не может служить доказательством для установления факта, имеющего юридическое значение.

Судебная практика по гражданским делам Верховного Суда Республики

Татарстан

(Извлечение)

Н. обратился в суд с заявлением об установлении факта применения в отношении его деда Н. политических репрессий в виде расстрела, указывая, что в 1919 г. его дедушка - имам деревни Тюнер Вятской губернии - как провокатор был расстрелян сотрудниками ВЧК. Соответствующие государственные органы, сославшись на отсутствие данных, отказали выдать справку о реабилитации.

Представитель Прокуратуры Республики Татарстан с заявлением не согласился.

Судом в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ставился вопрос об отмене решения по мотивам несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Н., поддержавшего жалобу, объяснения представителя Министерства внутренних дел
Республики Татарстан, возражавшего против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РТ признала решение суда правильным.

Обращаясь в суд с заявлением об установлении факта применения в отношении Д. репрессий, заявитель, обосновывая свое требование, указывал, что факт расстрела его деда подтверждается данными, изложенными в Татарском энциклопедическом словаре, а также в книгах Г. Мансурова “Татарские провокаторы“ и Б.Султанбекова, С.Малышевой “История Татарстана - трагические судьбы“. Иных доказательств заявителем представлено не было. Как следует из ответов Прокуратуры РТ, Кировской области, МВД РТ, Управления внутренних дел Кировской области, в архивных данных указанных учреждений отсутствуют сведения о применении расстрела в отношении названного выше лица.

Ссылки заявителя на указанные произведения как на доказательства применения репрессии являются небесспорными. Излагая эти обстоятельства, авторы художественных произведений выражали лишь свое субъективное мнение. Более того, на заседании судебной коллегии заявитель подтвердил, что в настоящее время он ведет переговоры с некоторыми авторами указанных произведений. В ходе этих переговоров он намерен выяснить обстоятельства появления в этих произведениях данных о своем деде. При появлении в ходе переговоров новых данных (доказательств) заявитель вправе будет поставить вопрос о пересмотре настоящего дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, оснований для отмены решения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

I квартал 2002 года