Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Коми от 01.03.2002 N 3-9-2002 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать (издавать) не противоречащие федеральному законодательству собственные нормативные правовые акты, направленные на осуществление комплекса мер по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, и в частности, устанавливать этими актами единый порядок определения органами местного самоуправления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 марта 2002 г. N 3-9-2002

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего Кретова В.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

с участием прокурора Юдина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 1 марта 2002 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми “О порядке определения прилегающих территорий к местам, где не допускается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции“ от 1 августа 2000 года N 306,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным,
не порождающим правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми “О порядке определения прилегающих территорий к местам, где не допускается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции“ от 1 августа 2000 года N 306 в связи с тем, что данный нормативный правовой акт неосновательно затрагивает вопросы, отнесенные к исключительной компетенции местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения. Глава Республики Коми в суд своих представителей не направил.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.

Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора удовлетворению не подлежит.

Согласно п. “б“ и “н“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст. 3), “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в редакции от
6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ Указа Главы Республики Коми “О порядке определения прилегающих территорий к местам, где не допускается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции“ от 1 августа 2000 года N 306 применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что этот нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Главы Республики Коми и как по существу, так и по содержанию соответствует действующему федеральному законодательству.

Так, Указом Главы Республики Коми от 1 августа 2000 года N 306 установлено минимальное расстояние прилегающих территорий к местам массового скопления граждан, нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, объекты военного назначения) и оптовым продовольственным рынкам, на которых не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции, и предписано органам местного самоуправления руководствоваться данным минимальным расстоянием при определении соответствующих прилегающих территорий. Кроме того, органам местного самоуправления рекомендовано принимать во внимание установленное минимальное расстояние при определении прилегающих территорий к детским, культовым и лечебно - профилактическим учреждениям.

Таким образом, в Указе Главы Республики Коми прописан один из элементов порядка определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции.

В соответствии же с положениями ст. 6, 16 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2001 года N 186-ФЗ, п. 10 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации в редакции от 2 ноября 2000 года N 840, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать (издавать) не противоречащие федеральному законодательству собственные нормативные правовые акты, направленные на осуществление комплекса мер по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, и в частности, устанавливать этими актами единый порядок определения органами местного самоуправления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции.

При таких обстоятельствах, оснований для признания Указа Главы Республики Коми “О порядке определения прилегающих территорий к местам, где не допускается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции“ от 1 августа 2000 года N 306 противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента его издания не имеется.

Доводы о том, что данный нормативный правовой акт нарушает права местного самоуправления не могут быть приняты во внимание, т.к. нормы Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 5, 6, 7) не предусматривают исключительных полномочий местного самоуправления в области самостоятельного регулирования вопросов розничной продажи алкогольной продукции.

Руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми “О порядке определения прилегающих территорий к местам, где не допускается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции“ от 1 августа 2000 года N 306 прокурору Республики Коми отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской федерации в течение
10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий

В.В.КРЕТОВ