Решения и определения судов

Решение Мосгорсуда от 22.02.2002 N 3-28/2002 О признании частично недействительным распоряжения первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.04.1998 N 336-РЗП. (Извлечение)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 февраля 2002 года

Дело N 3-28/2002

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 3-28/2002 по заявлению К. о признании противоречащим федеральному законодательству п. 1.5 Временного положения об организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г. Москве, утвержденного распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.04.1998 N 336-РЗП “Об упорядочении деятельности в сфере перевозок населения Москвы коммерческими маршрутами автобусов и микроавтобусов“,

установила:

К. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1.5 Временного положения об организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г. Москве, утвержденного распоряжением первого заместителя Премьера
Правительства Москвы от 20.04.1998 N 336-РЗП “Об упорядочении деятельности в сфере перевозок населения Москвы коммерческими маршрутами автобусов и микроавтобусов“ в части устанавливающей, что коммерческая организация вправе самостоятельно устанавливать льготы по проезду пассажиров и провозу багажа.

Заявитель К. в судебное заседание явился, требование поддержал и пояснил, что оспариваемый пункт предусмотрел, что коммерческие организации вправе самостоятельно устанавливать льготы на проезд, что противоречит законодательству поскольку льготы устанавливаются федеральным законодательством.

Представитель Правительства Москвы в судебном заседании требования не признал, пояснил, что заявитель может воспользоваться своим правом на льготный проезд в автобусах. Правительство Москвы не имеет финансовой возможности выплачивать компенсацию всем коммерческим перевозчикам в Москве. Поскольку право на проезд в общих маршрутах сохранено, то права К. не нарушаются.

Выслушав К., представителя Правительства Москвы, допросив свидетелей О., Л., исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Г., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, судебная коллегия приходит к выводу, что требование обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что первым заместителем Премьера Правительства Москвы 20.04.1998 издано распоряжение N 336-РЗП “Об упорядочении деятельности в сфере перевозок населения Москвы коммерческими маршрутами автобусов и микроавтобусов“, которым утверждено Временное положение об организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г. Москве (приложение N 1).

Пункт 1.5 Временного положения предусматривает:

Организация перевозок на коммерческих маршрутах осуществляется на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Использование средств городского бюджета для покрытия убытков от работы коммерческих маршрутов допускается в случаях, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Коммерческая организация вправе самостоятельно устанавливать льготы по проезду пассажиров и провозу багажа либо по договору с органами исполнительной власти с условием возмещения понесенных расходов за счет
средств соответствующего бюджета.

Согласно п. 2, подп. “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие из договора перевозки относятся к гражданско-правовым и регулируются правилами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 790 ГК РФ законом или иными правовыми актами отдельным категориям граждан могут быть установлены льготы или преимущества по провозной плате.

Пунктом 7 ст. 20 Федерального закона “О ветеранах“ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, предоставляются следующие права и льготы: бесплатный проезд лиц, указанных в настоящей статье, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских), независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральным законом “О ветеранах“ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ предоставлено:

- инвалидам войны предоставляются следующие права и льготы (подп. 23 п. 1 ст. 14);

- участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах “а“-“ж“ и “и“ подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (подп. 16 п. 1 ст. 15);

- ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона (подп. 13 п. 1 ст. 16);

- военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие права и льготы (п. 10 ст. 17);

- лицам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда“ (подп. 12 п. 1 ст. 18);

- лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие права и льготы (подп. 12 п. 1 ст. 19).

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и правосудия.

Содержащаяся в приведенных нормах Федерального закона “О ветеранах“ норма о предоставлении льгот, является нормой прямого
действия, подлежит непосредственному применению на всей территории Российской Федерации и ее действие не может быть ограничено распоряжением заместителя Премьера Правительства Москвы.

Установление нормы, в соответствии с которой коммерческая организация вправе самостоятельно устанавливать льготы по проезду пассажиров, ограничивает права граждан, которым в силу Закона “О ветеранах“ предоставлено право на льготы по проезду на автомобильном транспорте (кроме такси).

В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации “О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан“ разъяснено, что в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ в суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Учитывая это, в порядке, предусмотренном указанным выше Законом, могут быть обжалованы в суд любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера.

Статьей 6 Закона Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений).

Учитывая, что в соответствии со ст. 50 Гражданского процессуального кодекса РСФСР каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и
возражений, орган, принявший обжалуемый нормативный акт, обязан представить доказательства, которые свидетельствовали бы о соответствии оспариваемых положений закону.

Представителем Правительства Москвы не представлено доказательств того, что нормы п. 1.5 Временного положения об организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г. Москве соответствуют действующему федеральному законодательству.

Заявителем К. представлены доказательства, что п. 1.5 Временного положения об организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г. Москве нарушает его права.

Из материалов дела следует, что К. является ветераном ВОВ и пользуется льготами, установленными ст. 20 Федерального закона “О ветеранах“, заявитель также является ветераном труда и пользуется льготами, установленными ст. 22 и 23 Федерального закона “О ветеранах“ (л.д. 6-7). То обстоятельство, что заявитель лишен возможности воспользоваться своим правом на бесплатный проезд подтверждается письмом от 29.01.2002 N 04-79 13 автобусного парка ГУП “Мосгортранс“, показаниями свидетелей О. и Л.

Кроме того, указанное обстоятельство не оспаривалось представителем Правительства Москвы.

Таким образом, пункт 1.5 Временного положения в части предусматривающей, что коммерческая организация вправе самостоятельно устанавливать льготы по проезду пассажиров и провозу багажа, подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству.

В соответствии с ч. 3 ст. 239.8 ГПК РСФСР с момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконными этот акт или его отдельная часть считаются недействующими (в ред. Федерального закона от 07.08.2000).

Действующий процессуальный закон устанавливает правило о том, что любой нормативный акт (вне зависимости от того является ли он законом или иным видом нормативного акта) либо его часть признаются недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Таким образом, п. 1.5 Временного положения об организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г.
Москве, утвержденного распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.04.1998 N 336-РЗП “Об упорядочении деятельности в сфере перевозок населения Москвы коммерческими маршрутами автобусов и микроавтобусов“ подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 “О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации“ решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“).

Поскольку текст документа опубликован в издании “Вестник Мэрии Москвы“, N 36, сентябрь 2001, то сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, а именно в “Вестнике Мэрии Москвы“.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

заявление К. о признании противоречащими федеральному законодательству п. 1.5 Временного положения об организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г. Москве, утвержденного распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.04.1998 N 336-РЗП “Об упорядочении деятельности в сфере перевозок населения Москвы коммерческими маршрутами автобусов и микроавтобусов“ удовлетворить.

Признать пункт 1.5 Временного положения об организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г. Москве, утвержденного распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.04.1998 N 336-РЗП “Об упорядочении деятельности в сфере перевозок населения Москвы коммерческими маршрутами автобусов и микроавтобусов“, в части предусматривающей, что
коммерческая организация вправе самостоятельно устанавливать льготы по проезду пассажиров и провозу багажа либо по договору с органами исполнительной власти с условием возмещения понесенных расходов за счет соответствующего бюджета, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт - “Вестнике Мэрии Москвы“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.